Почему в школе выучить английский невозможно?

Почему в школе выучить английский невозможно?

Школьный английский всегда вызывал массу вопросов. Всё дело в парадоксе: вроде уроки есть, учебники есть, а знаний — как кот наплакал. Как только дело доходит до практики, многие теряются: попроси рассказать о себе — не могут связать двух слов и едва справляются с пересказами и грамматикой. Почему так происходит? Давайте разбираться.

Почему английский в школе — это не всегда эффективно?

Чтобы разобраться, почему уроки английского не помогают вашему ребёнку заговорить, выделим ряд факторов.

1. Перекос в сторону грамматики и переводов

Зачастую, главный фокус школьных занятий — грамматика и перевод текстов. Ученики погружаются в тему времен, заучивают неправильные глаголы, выполняют задания «прочитай и переведи». В результате дети знают теорию, но не умеют использовать её в жизни. Разговорные навыки почти не тренируются. В итоге школьник может объяснить разницу между временами, но не сумеет объясниться в аэропорту, заказать еду или поддержать беседу с иностранцем. Та же история с письмом: пара сочинений в год не учит формулировать мысли на английском, а тем более — писать письма, эссе или отчёты, что может понадобиться на учебе в вузе и на работе в дальнейшем.

2. Огромные группы и мало времени

Обычно английский ведут для классов по 20–40 человек, а иногда и больше. Урок длится 40 минут, и даже если разделить внимание учителя поровну, каждому достанется меньше двух минут. Недавно в социальных сетях обсуждали историю учительницы: ей достался класс из 40 человек, и она подсчитала — при 40-минутном уроке на каждого ученика приходится ровно одна минута. Звучит смешно и грустно одновременно, но это и есть ответ, почему после окончания школы выпускники знают только элементарные фразы. Дополнительно ситуацию усугубляет разный уровень учеников: кто-то скучает, потому что давно «перерос» материал, а кто-то сидит с полным непониманием и ждёт звонка, чтобы наконец сбежать.

3. Сырые программы и неактуальные учебники

Здесь проблем целый букет. Во-первых, за один урок ученики должны и разобрать новую лексику, и пройти грамматику, и сделать упражнения. На полноценное закрепление времени не остаётся. Плюс за год класс обязан «пробежать» целый учебник, потому что так требует план. Получается «галопом по Европам»: пройдено много, а в голове остаётся минимум.

Во-вторых, качество самих учебников оставляет желать лучшего. Материалы часто не соответствуют уровню детей: дают задания, к которым они не готовы, или наоборот, слишком простые упражнения. На отработку сложных тем времени выделяется мало. А вот хорошие пособия, которые действительно помогают учить английский как живой язык, — пока не вошли в школьные программы. Ведь чтобы согласовать что-то новое, нужно время. В итоге создаётся лишь иллюзия изучения английского.

4. Преподаватели и методики

Чаще всего в муниципальных школах работают преподаватели старшего поколения, которые продолжают использовать методики, актуальные 20–30 лет назад. В результате английский превращается в язык, оторванный от реальности. И школьник, впервые оказавшись в Лондоне, вполне закономерно удивляется: «А я точно английский учу в школе?»

Молодые специалисты, которые действительно любят язык и хотят развиваться, в школах задерживаются редко. По отзывам коллег, ушедших в языковые центры или частное репетиторство, причин достаточно: бесконечные отчёты, бумажная и электронная волокита, отсутствие возможности проходить курсы повышения квалификации и выбирать действительно качественные учебники.

При этом в школы всё же приходят молодые учителя с более прогрессивными взглядами на обучение, но вносить глобальные изменения в школьную программу и менять планы они не могут, так как учебный процесс жёстко регламентирован сверху и требует соблюдения утверждённых стандартов.

Что делать, когда ребенок отстает от школьной программы

Как правило, среди школьников можно выделить две типичные ситуации.

Первая — в дневнике стоит «отлично», но ребёнок при этом абсолютно не понимает, что значит говорить на английском свободно. Все пятёрки оказываются лишь результатом натаскивания на тесты, а в реальном разговоре ребёнок теряется.

Вторая — оценка «удовлетворительно», и при этом ситуация ничуть не лучше: английский вызывает у школьника только раздражение, непонимание и желание закрыть учебник как можно быстрее.

В обоих случаях результат одинаковый — знаний нет, уверенности в языке нет, а время упущено. Но игнорировать проблему нельзя: сегодня английский нужен везде — от поступления в вуз до карьеры и даже повседневного общения. Как же быть родителям, если ребёнок застрял в «ловушке школьного английского»?

Попробуйте разобраться с причинами: возможно, ребёнок успевал бы за программой, но ему психологически некомфортно — страшно ошибиться на уроке или темп слишком высокий. Если речь о подростке, может сработать внешняя мотивация — поступление в вуз, будущая карьера, возможность смотреть фильмы и общаться без перевода.

Но полностью решить проблему неуспеваемости в школе можно только с квалифицированными преподавателями и хорошей программой, где ребёнок будет не только учить правила, но и реально практиковать английский. При таком подходе результаты становятся заметны достаточно быстро.

В школе ILS занятия, в том числе на английском для школьников (7-17 лет), построены на коммуникативной игровой методике: дети играют, поют, читают комиксы, смотрят мультики в оригинале. То есть учат язык в максимально естественной среде, без зубрёжки и скучных упражнений. Такой подход помогает поддерживать интерес к изучению языка, поэтому прогресс заметен быстро: дети спонтанно начинают говорить, понимать английскую речь на слух и использовать язык в реальных ситуациях.

- Ваша задача — определиться с целью: нужно подтянуть школьный английский, закрыть пробелы или подготовиться к ОГЭ/ЕГЭ на высокий балл?

- После этого определитесь с форматом: индивидуально или в мини-группе. Занятия один на один с преподавателем особенно полезны, когда нужно точечно проработать трудные темы. В мини-группах, наоборот, появляется здоровая конкуренция, больше общения и практики в живых диалогах. Преподаватель уделяет внимание каждому ребёнку, а регулярное повторение материала помогает закрепить результат.

Заключение

В материале мы разобрали, почему выучить английский только в школе практически нереально, и дали советы для родителей, которые хотят помочь своим детям освоить язык. Чтобы ребёнок подтянул успеваемость и закрыл пробелы в знаниях, важно:

• разобраться с причинами — почему школьные уроки английского не дают результата в вашем конкретном случае;

• пробудить у ребёнка интерес к изучению языка;

• обратиться за помощью к квалифицированным педагогам.

Если вы хотите увидеть реальный прогресс у своего ребёнка, приглашаем на вводный урок в школе ILS. На занятии мы определим уровень владения языком, обсудим пожелания, подберём удобный формат занятий и составим индивидуальную траекторию обучения.

2 комментария