Как превратить "кладбище заметок" в генератор идей: Zettelkasten для вашего Второго мозга

У вас есть "кладбище заметок"? Куча сохраненных и непрочитанных статей. Конспекты лекций, которые вы записали в надежде запомнить, но больше никогда к ним не возвращались, потому что невозможно ничего найти? Вы бы хотели всегда знать, куда вы положили и превратить груз записей в то, что позволяет вам генерировать новые идеи? А пошаговый алгоритм хотите? Если да, то читайте дальше.

Следуй за мной!
Следуй за мной!

Что такое Zettelkasten и как, чёрт возьми, оно читается?!

Zettelkasten (цеттелькастен, иногда не совсем верно, но все-таки используют зеттелькастен) – метод ведения заметок, основанный на использовании связанных между собой карточек.

Этот метод создал Никлас Луман, немецкий социолог 20 века, написавший 70+ книг и 500+ статей за 40 лет – это невероятная продуктивность для времен до интернета. Как ему это удавалось? Благодаря "внешнему мозгу" – своей цеттелькастен.

Самое интересное: zettelkasten – это в первую очередь не папка с конспектами, а инструмент, помогающий вашим идеям сталкиваться, скрещиваться и находить новые связи. Луман находил связи там, где другие их не видели – и это главное, что дает система.

В физическом представлении система Лумана представляла собой 6 шкафов с карточками, связанными между собой внутренней системой ссылок, определенными правилами нумерации и ключевыми словами. Интересно подробнее про исходную систему? Напишите в комментарии!

В 2025 году нам уже не нужны шкафы. Как организовать систему вам, кто большую часть информации потребляет в электронном формате?

Принципы Zettelkasten – всего два

  • Атомарность. Принцип атомарности гласит – в пределе, в одной заметке должна быть только одна идея. При этом каждая заметка должна быть понятна автономно – без других заметок.
  • Связность. Связь между заметками нужно создавать если одна идея вытекает из другой, является ее следствием, результатом, аргументом за/против, дополнительной информацией и т.д. Каждая связь должна отвечать на вопрос: Как эта идея дополняет, опровергает или развивает другую?

А что используем из ПО?

Прелесть этого метода в том, что вы не ограничены конкретным инструментом. Вы можете выбрать тот, который вам приглянулся: Obsidian, Logseq, Affine, Notion, да хоть Dropbox с текстовыми файлами!

Совет: используйте инструменты, поддерживающие .md: это ключ к гибкости и долговечности ваших записей.

Используя современные инструменты вроде Obsidian или Logseq, вы сможете не только хранить, но и визуально наблюдать, как развиваются ваши идеи. Граф связей (Graph View) превращает абстрактную сеть в реальную, интерактивную карту вашего мышления

Автор: reddit.com, u/edweenie123
Автор: reddit.com, u/edweenie123

Иерархия хаоса

Связи между заметками в Zettelkasten должны быть не только горизонтальными. Когда тегов и записей станет слишком много ваша сеть перестанет помогать и вы начнете в ней путаться. Выход – использовать ещё и иерархическую структуру, так называемые хабы.

Хаб – это заметка-оглавление, список других заметок, в которых содержится релевантная информация по теме.

Выглядеть он может примерно так:

Источник: zettelkasten.de
Источник: zettelkasten.de

Рабочий процесс: 3 типа заметок

Для успешной работы по превращению входящей информации в стройную базу идей, нужно познакомиться с тремя типами заметок. Каждая из них выполняет свою роль:

  • Черновики (Fleeting notes). Краткие записи идей, приходящих в голову в любой момент времени. После прочтения сжечь. Пардон, после отработки – удалить. Нужны чтобы зафиксировать мысль, которую нужно срочно зафиксировать, чтобы не забыть.
  • Литературные заметки (Literature Notes). Конспект, резюме, цитата из источника. Нужны для того, чтобы быстро вспомнить конкретные аргументы источника, не возвращаясь к перечитыванию.
  • Постоянные/Вечные заметки (Permanent Notes). Переработанные Черновики и Литературные заметки, построенные согласно принципам атомарности и связности. Главное: они написаны вашими собственными словами и выражают вашу мысль о прочитанном.

Эта "воронка" для информации позволяет дистиллировать самое ценное и помочь вашему мозгу переработать и сохранить только то, что вы действительно переосмыслили, проанализировали и связали с вашими существующими знаниями.

Структура заметки

Структура заметок в цеттелькастен выглядит примерно так.

Как превратить "кладбище заметок" в генератор идей: Zettelkasten для вашего Второго мозга
  1. Уникальный Идентификатор (Заголовок). Самое важное, чтобы он был максимально конкретным и уникальным – именно по заголовку на заметку будут ссылаться другие статьи.
  2. Текст Заметки (Тело). Основной текст, написанные своими словами, согласно принципу атомарности. Одна заметка – одна идея. Если мыслей несколько, то лучше создать новую карточку.
  3. Ссылки и Сноски (Контекст). Внутренние ссылки на те карточки, которые эта новая заметка дополняет, опровергает или развивает – принцип связности. Кроме того, тут указываются источники и теги.

Краткий алгоритм интеграции новой заметки в Zettelkasten

  1. Запишите одну конкретную идею в отдельной заметке своими словами, чтобы она была понятна без контекста (превратите временную или литературную заметку в постоянную, соблюдая принцип атомарности.
  2. Назовите заметку так, чтобы сразу было понятно о чем она – заголовок будет уникальным идентификатором.
  3. Свяжите новую заметку ссылками с другими заметками из системы, поясняя причины связей, и добавьте теги для удобной категоризации. Найдите ответ на вопрос: к какой заметке эта новая идея имеет отношение?
  4. Создайте или отредактируйте навигацию (хабы). Если тема большая, добавьте ссылку на хаб (заметку-оглавление), которая собирает все по этой теме.
Как превратить "кладбище заметок" в генератор идей: Zettelkasten для вашего Второго мозга

В результате работы у вас получится сеть из знаний, которые связаны между собой и позволяют вам быстро освежать в памяти знания.

Доверься процессу: Zettelkasten не об эффективности, а о креативности

Цеттелькастен не станет вашей целебной припаркой для лечения неэффективности. Но он гарантированно дисциплинирует ваш ум и научит видеть связи там, где казалось был один хаос.

Помните главное: чтобы система заработала, ей не нужна идеальная структура с первого дня. Здесь важна системность. Вы просто добавляете идеи, связываете их с тем, что уже есть, а система сама, как живой организм, начинает расти и развиваться. Регулярно добавляйте заметки, и смотрите как прорастает ваш сад знаний на графе связей.

Хватит откладывать. В отличие от многих систем, Zettelkasten можно начать прямо сейчас, с одной заметки.

Ваш первый шаг

  1. Инструмент. Выберите, что ближе – Obsidian или Logseq (или просто папку с .md файлами).
  2. Первая заметка. Возьмите одну идею из этой статьи (например, "Что такое принцип Атомарности") и запишите ее в отдельном файле своими словами.
  3. Связь. Внизу этой заметки поставьте ссылку на несуществующую пока заметку `[[Почему_важно_писать_своими_словами]]`.

Поздравляю! Вы только что создали свою первую связь и запустили процесс. Теперь просто продолжайте это делать. Каждый день. По чуть-чуть. Не пытайтесь быть идеальными, будьте последовательными. Да пребудет с вами сила!

Спасибо, что дочитали! Надеюсь, вам это было полезно и интересно, мне уж точно. Благодарю за внимание и забегайте ко мне в Телеграм. Я там пишу про мотивацию, психологию и родительство – буду рада вас видеть!

1
2 комментария