Бегство от тревоги: как планирование стало новой прокрастинацией
В конечном итоге, самое ценное, что у нас есть, — это время. Поражения в молодом возрасте ощущаются не так сильно, потому что впереди еще целая жизнь. Еще успеешь построить хорошие отношения, найти свое призвание и прочитать ту самую книгу, которую все время откладывал. Но время неумолимо бежит вперёд, и ты, кажется, начинаешь опаздывать. Пора привести дела в порядок, поставить цели и всё распланировать. И вот ты уже ведешь задачник, календарь и ставишь цели по SMART, ищешь новые системы по типу GTD... Ну что? Как результат?
Что такое экспериенциальное избегание?
Масс-медиа уже просветили нас, что существует избегающий тип привязанности; все про него уже всё знают, но мало кто задумывается, что избегание в целом присуще любому человеку. Мы не любим испытывать стресс, вину, тревогу, стыд и очень изобретательно придумали, как «забываться». Это может быть залипание в соцсетях, алкоголь, никотин и другие зависимости или даже самобичевание. На самом деле любое поведение, которое помогает справиться со сложным состоянием, является экспериенциальным избеганием. Это не всегда что-то плохое, порой это могут быть продуктивные методы, но основная суть состоит как раз в том, чтобы не бороться со сложными чувствами, а позволить им быть и при этом продолжать двигаться дальше к реализации своих ценностей.
Планирование как форма экспериенциального избегания
Вернемся к изначальной проблеме, которая выглядит так:
- (Мысль) — «Я не успеваю».
- (Чувства и эмоции) — Нарастающая тревога.
- (Поведение) — Садишься за планирование.
- (Чувства и эмоции) — Тревога снижается (положительное подкрепление поведения).
В тот момент, когда мы садимся за планирование, нам кажется, что мы начинаем контролировать свою жизнь и время, которое так скоротечно утекает. Психика понимает, что мы в безопасности, и отключает сигнал тревоги, что в общем выглядит как таблетка от головной боли, которая бы работала моментально. Таким образом, функция планирования искажается, и, следовательно, запланированное не достигается. Нам начинает казаться, что мы как-то не так запланировали, что методика нам не подходит и нужно что-то новое. Как будто таблетка перестала работать, а тут вам посоветовали новую, которая как раз работает у тех, кто выработал толерантность к предыдущей. Так мы тушим свои симптомы и оставляем идею о реализации ценностей на потом, а все потому, что реализовать их порой очень трудно и больно, и мы уходим в прокрастинацию.
Как использовать планирование по назначению?
Рост сложности системы планирования порой похож на то, как наркоманы наращивают дозу. Всё начинается с to-do-листа, а с каждым разом система растёт: применяются различные методики, теги, проектный менеджмент, календарь. Психику нужно убедить, что в этот раз всё спланировано верно. Но с ростом сложности системы растёт расход ресурсов на её обслуживание, и в конечном итоге можно прийти к точке, когда вы просто закроете свои навороченные программы и сядете с чашечкой кофе за блокнот и ручку. Планирование должно быть эффективным, а не красивым.
Здесь нет готовой инструкции: реально нужна оценка объема задач, их важности, возможности делегирования и так далее. Однажды я искал планировщик для команды. Мы пытались переехать из Notion в что-то специализированное и в итоге пришли к тому, что нам достаточно канбан-доски. После этого всё заработало как часы: простого to-do-листа бы не хватило, а более сложные системы добавляли нам ненужной работы. Для личных задач я использую Google Календарь + Google Задачи, причём я добавляю только что-то важное.
Планирование может приносить свои плоды, а порой без него никуда, но важно уметь отличать момент, когда мы убегаем от тревоги, от момента, когда мы реально планируем.