Счастье как KPI: от ВВП до школьного класса. Почему это важно?

Счастье как KPI: от ВВП до школьного класса. Почему это важно?

Сегодня счастье перестало быть исключительно философской категорией – его измеряют и используют как показатель, влияющий на экономику, образование и социальное развитие. В наиболее продвинутых кейсах его уже рассматривают как KPI: от уровня национального благополучия до атмосферы в классе. Но почему именно счастье оказалось в центре внимания? И как это связано с учителями?

МЕНЕДЖЕР ПО СЧАСТЬЮ – НЕ МИФ, А РЕАЛЬНОСТЬ

В российских компаниях всё чаще вводят должность менеджера по счастью (Chief Happiness Officer). Его задача – заботиться о комфортной атмосфере, предотвращать выгорание и поддерживать сотрудников. Пандемия и кризисы усилили стресс. Теперь людям важны не только зарплата, но и уважение, гибкость в условиях, осмысленность работы. Особенно это заметно среди молодых специалистов: они хотят не просто «ходить на работу», а получать интересные задачи, внимание к своему состоянию и честную корпоративную культуру.

Чтобы измерять и повышать уровень счастья, создаются специальные организации. Одна из первых – Happiest Places To Work, разработавшая индекс HAPPIEST. Он оценивает восемь факторов счастья на работе: вовлеченность, автономию, целеустремлённость, удовольствие, признание, баланс впечатлений, социальную поддержку и время для роста. По данным основателя и CEO Happiest Places To Work Сильвии Гарсиа, рост индекса счастья даёт до 37% прироста продаж, повышает удовлетворённость клиентов и вдвое снижает текучесть кадров.

НЕМНОГО ИСТОРИИ: ОТКУДА ПОШЛА “МОДА” НА СЧАСТЬЕ

Первым “официальным” исследователем счастья считают Аристотеля, который определял его как «деятельность души» – радость от развития добродетелей в соответствии с моралью и предназначением. Со временем представления о счастье менялись: в Средневековье акцент делался на духовность и аскезу, в эпоху Ренессанса – на удовольствие.

В 1972 году король Бутана предложил измерять «валовое национальное счастье» как альтернативу ВВП, учитывая экономический рост и субъективные оценки благополучия.

С 2012 года ООН публикует World Happiness Report – ежегодный рейтинг стран по уровню счастья. В него входят показатели ВВП на душу населения, продолжительности жизни, наличие гражданских свобод, чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне, стабильности семей, занятости, уровня коррупции, а также косвенные показатели состояния общества: уровень доверия, великодушие и щедрость.

Исследования выявили несколько устойчивых закономерностей, которые напрямую влияют на уровень счастья:

Возраст. Считается, что самые счастливые люди – в молодости; в зрелости наступает спад удовлетворённости. Однако в последние годы у молодёжи фиксируется заметное снижение уровня счастья. В некоторых странах (Франция, Испания, Швеция, Норвегия, Великобритания) пожилые оказываются счастливее молодых.

Пол. Женщины почти во всех регионах менее счастливы, чем мужчины, и с возрастом этот разрыв обычно растёт.

Место рождения. Факт рождения в стране или переезд практически не влияют на показатели, поскольку большинство эмигрантов выбирают более благополучные страны.

Жизненные обстоятельства. Государственная политика, ключевые события (безработица, инвалидность) и смена страны существенно меняют базовый уровень удовлетворённости жизнью.

СЧАСТЬЕ И РАБОТА

По результатам некоторых исследований, работа в жизни среднестатистического современного человека может занимать до 40% всего времени. Звучит внушительно, особенно если переложить эти цифры на всю продолжительность жизни. Счастлив ли во время работы человек и что делает его счастливым?

В ноябре 2023 года СберУниверситет провел исследование «Счастье на работе».

В опросе приняли участие 533 респондента, наибольшее количество ответов (64%) получено от сотрудников в возрасте 25-44 лет. 65% респондентов занимают должности специалистов и линейных руководителей из малого, среднего и крупного бизнеса.

Лишь 7% опрошенных считают себя абсолютно счастливыми, а 35% – достаточно счастливыми.

Выводы и наблюдения из исследования приведены в инфографике.

Счастье как KPI: от ВВП до школьного класса. Почему это важно?

Разрушают счастье на работе, прежде всего, проблемные отношения с руководителем, его некомпетентность, токсичность, неадекватность. По мнению респондентов, 21% руководителей ничего не делает для рабочего счастья подчиненных.

Так выглядит картина в бизнесе, однако наш главный интерес – это школа и учителя. Что происходит в этой не менее важной сфере – в школе? Что делает счастливым педагога?

В ЧЁМ СЧАСТЬЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ?

Летом при поддержке “Розетки“ команда образовательного бюро “A101 Лёрнити” провела практическое мини-исследование “Счастливый учитель: миф или реальность?”, так как нам важно понимать, что наполняет энергией тех, кто каждый день вкладывает свои силы в обучение и воспитание детей – учителей.

На фестивале “Розетка: Зарядись вдохновением” вместе с участниками мы искали ответ на вопрос: кто он – счастливый учитель?

Итоги опроса:

1. Внутреннее вдохновение и мотивация – когда работа не выматывает, а наполняет.

2. Профессиональный рост и поддержка – когда есть ощущение движения вперёд и рядом есть те, кто поможет и поддержит.

3. Признание и статус – когда твой вклад ценят и уважают.

4. Влияние на учеников и обратная связь – когда видишь, что твой труд меняет чьи-то жизни.

5. Отношения и командная работа – когда ты не один, а часть единого «мы».

6. Автономия и свобода – когда есть пространство для собственных идей и решений.


7. Баланс и личное благополучие – когда хватает сил не только на уроки, но и на себя, семью, жизнь.

Исходя из полученных ответов, педагогам более важны “высокие” социально значимые категории счастья, при этом они не упоминали базовые для корпоративного мира элементы, такие как высокая заработная плата или карьерный рост. Парадоксально, но факт: педагогам важнее смысл и признание, чем материальные факторы. Это особенность представителей помогающих профессий

Счастье как KPI: от ВВП до школьного класса. Почему это важно?

Мы хотим продолжить этот разговор и исследование с педагогами. Нам важно услышать, что именно в вашей работе приносит радость и силы, а что мешает счастью, и приглашаем принять участие в анонимном опросе. Ваши ответы помогут нам глубже понять, как создать среду, в которой педагоги чувствуют себя не только профессионально реализованными, но и счастливыми. Нам важна честность и ваш внутренний комфорт. Опрос короткий и безопасный для вас. Его можно пройти по ссылке

Это первая статья в серии “Счастье как KPI: от ВВП до школьного класса. Почему это важно?”. В последующих мы подвёдем итог нашего исследования на расширенных данных и поговорим о том, что конкретно надо сделать для счастья учителя.

3
Начать дискуссию