NotebookLM от Google: новые форматы взаимодействия с учеником
Продолжая историю о «среднем пилоте» из прошлого поста...
(да, прошлый пост был подводкой к этому)
Мы выяснили, что проектирование кабины под «усредненные» параметры было ошибкой. Гениальным решением стали не новые, еще более точные замеры, а регулируемые элементы управления, позволившие каждому пилоту настроить пространство под себя.
Тот же принцип применим и к обучению. Нельзя заставить всех «пилотов-учеников» одинаково удобно сидеть в одном кресле. Кому-то для усвоения курса нужен «текстовый» режим, кому-то — «видео-приборная доска», а кому-то — «аудио-связь» с инструктором (все, заканчиваю с поверхностными метафорами). Задача современного e-learning — не найти «идеальный» формат, а предоставить эти регулируемые элементы — выбор, чтобы каждый мог настроить образовательную среду под свой стиль восприятия.
Вот как раз в возможности этой настройки может помочь NotebookLM.
Суть продукта в том, что по твоим материалам (например, файл в PDF или просто ссылка на лендинг) он может пересобрать твой контент в другие форматы: подкаст, видеообъяснение с презентацией или аудиоурок. Также поможет сделать карточки, mindmap и тестовые вопросы. И все эти материалы можно скачать и интегрировать в свой курс. Не хочешь читать лендинг? — послушай подкаст, где спикеры обсуждают тему. Подкаст затянутый? — послушай озвученный лендинг. Лучше запоминаешь информацию зрительно? — вот тебе видео со слайдами.
пример ИИ-подкаста по прошлому посту
Что очень важно — ИИ не выдумывает (практически), а строго опирается на твои материалы. Да, где-то может не совсем корректно расставить акценты, но контент получается годным для обучения.С технической стороны — тоже все нормально. Да, бывает, что не туда ставит ударения или говорит с акцентом, да, качество презентаций оставляет желать лучшего — их можно оценить на «удовлетворительно». Но это бесплатно и не нужно прикладывать усилия (конечно, прослушать подкаст в любом случае необходимо до того, как выкладывать в паблик).
Итого: практически не увеличивая time-to-market, мы можем выпустить продукт в нескольких форм-факторах (лендинг, подкаст, аудиоурок и видео-лекция с презентацией). У нас будет «витринный образец», который мы собрали руками и который мы предлагаем пройти ученикам «по дефолту», а если такой формат ну уж совсем не подходит — без проблем, слушай свой подкаст.А если к этому добавить еще и ИИ-ассистента внутри курса, который будет отвечать на вопросы ученика, объяснять непонятные места и помогать пройти материал — получится почти идеальная настройка «под себя».
Форматы + адаптация + «живая поддержка» — вот где e-learning перестает быть про «один курс для всех» и становится системой с регулировками, как в самолете.
Кстати, я веду свой канал в Телеграм про разработку курсов. Рассказываю о своем опыте и простых решениях сложных задач, в том числе про использование ИИ в e-learning. Присоединяйтесь.