Методология ADDIE – c чего начать проект внедрения тренажера

Небольшая памятка для всех, кто планирует заняться внедрением тренажеров или любых других образовательных продуктов.

ADDIE — это базовая методология разработки обучающих продуктов (курсов, тренажеров, программ обучения и т.д.), концепция которой была разработана в 1975 для армии США.

У нас, кстати, тоже были мощные функциональные аналоги — советская традиция разработки авиационных и космических тренажеров, системно-деятельностный подход, педагогика АМО и т.д. Но об этом в другой раз.

Сейчас ADDIE используется в EdTech, корпоративном обучении, и в том числе при создании виртуальных тренажёров.

Называется так по первым буквам пяти этапов: анализ, проектирование, разработка, внедрение и оценка.

🟦 A — Analyze (Анализ)

Первый и самый важный шаг — определить цели обучения. То есть, ответить на вопрос, зачем мы хотим потратить силы и деньги: уменьшить количество происшествий, ускорить обучение, снизить количество ошибок, разгрузить преподавателей/наставников и т.д.

Также необходимо изучить и описать целевую аудиторию, рабочие процессы, типичные ошибки, ограничения и риски — регуляторные требования, организационные, технические, ИБ и т.д. В российском проектном менеджменте часто этот пункт называется ППО — предпроектное обследование.

🟩 D — Design (Проектирование)

На этом этапе создается логика обучения, которая поможет достичь цели, описанные на первом этапе. Описывается структура программы/тренажера и сценарии, формат обратной связи, система оценок, уровни сложности и т.д. Часто на этом этапе делают простенькие прототипы.

🟨 D — Develop (Разработка)

Все придуманное нужно превратить в рабочий продукт. Этап называется разработка, но это может быть и закупка ПО, если решение готовое.

На этом этапе тренажер или курс собирается технически: создаются модели и 3D-сцены, аудио/видео, реализуется логика действий, интеграции и т.д.

🟧 I — Implement (Внедрение)

На этом этапе нужно сделать так, чтобы продукт заработал в реальной среде — развернуть ПО, обучить наставников и пользователей, провести пилот и внести корректировки. Именно тут «всплывут» все ошибки первых трех этапов и проект может остановиться или провалиться.

Хотя большинство проектов провалилось еще на этапе A, проектная группа узнает об этом только сейчас. Шутка.

🟥 E — Evaluate (Оценка)

На этом этапе мы достоверно убедимся, что не зря потратили время и деньги, и получили все нужные эффекты. Или нет.

На самом деле в ADDIE есть два уровня оценивания: на каждом этапе в процессе и по итогу проекта. Оцениваются результаты: изменилось ли поведение сотрудников, ускорился ли онбординг и т.д (см. п. 1)

Почему стоит использовать ADDIE

  • Системный и аккуратный процесс с четкой структурой. Поэтому обучение получается продуманным, логичным и без «пробелов»
  • Связывает цели, содержание и оценку — это делает обучение действительно результативным
  • Обеспечивает постоянное улучшение. ADDIE — циклическая модель: после каждой итерации вы дорабатываете курс и повышаете качество обучения

Позанудствую: слишком много проектов было провалено и слишком много денег потрачено впустую из-за наплевательского отношения к первому этапу. Не повторяйте чужих ошибок, не пропускайте буквы в словах, и все получится.

А если нужно, могу поделиться нашим шаблоном дорожной карты по ADDIE, пишите мне в tg — @aadurmanov. А если вы бот, не пишите 😝

Начать дискуссию