Методология ADDIE – c чего начать проект внедрения тренажера
Небольшая памятка для всех, кто планирует заняться внедрением тренажеров или любых других образовательных продуктов.
ADDIE — это базовая методология разработки обучающих продуктов (курсов, тренажеров, программ обучения и т.д.), концепция которой была разработана в 1975 для армии США.
У нас, кстати, тоже были мощные функциональные аналоги — советская традиция разработки авиационных и космических тренажеров, системно-деятельностный подход, педагогика АМО и т.д. Но об этом в другой раз.
Сейчас ADDIE используется в EdTech, корпоративном обучении, и в том числе при создании виртуальных тренажёров.
Называется так по первым буквам пяти этапов: анализ, проектирование, разработка, внедрение и оценка.
🟦 A — Analyze (Анализ)
Первый и самый важный шаг — определить цели обучения. То есть, ответить на вопрос, зачем мы хотим потратить силы и деньги: уменьшить количество происшествий, ускорить обучение, снизить количество ошибок, разгрузить преподавателей/наставников и т.д.
Также необходимо изучить и описать целевую аудиторию, рабочие процессы, типичные ошибки, ограничения и риски — регуляторные требования, организационные, технические, ИБ и т.д. В российском проектном менеджменте часто этот пункт называется ППО — предпроектное обследование.
🟩 D — Design (Проектирование)
На этом этапе создается логика обучения, которая поможет достичь цели, описанные на первом этапе. Описывается структура программы/тренажера и сценарии, формат обратной связи, система оценок, уровни сложности и т.д. Часто на этом этапе делают простенькие прототипы.
🟨 D — Develop (Разработка)
Все придуманное нужно превратить в рабочий продукт. Этап называется разработка, но это может быть и закупка ПО, если решение готовое.
На этом этапе тренажер или курс собирается технически: создаются модели и 3D-сцены, аудио/видео, реализуется логика действий, интеграции и т.д.
🟧 I — Implement (Внедрение)
На этом этапе нужно сделать так, чтобы продукт заработал в реальной среде — развернуть ПО, обучить наставников и пользователей, провести пилот и внести корректировки. Именно тут «всплывут» все ошибки первых трех этапов и проект может остановиться или провалиться.
Хотя большинство проектов провалилось еще на этапе A, проектная группа узнает об этом только сейчас. Шутка.
🟥 E — Evaluate (Оценка)
На этом этапе мы достоверно убедимся, что не зря потратили время и деньги, и получили все нужные эффекты. Или нет.
На самом деле в ADDIE есть два уровня оценивания: на каждом этапе в процессе и по итогу проекта. Оцениваются результаты: изменилось ли поведение сотрудников, ускорился ли онбординг и т.д (см. п. 1)
Почему стоит использовать ADDIE
- Системный и аккуратный процесс с четкой структурой. Поэтому обучение получается продуманным, логичным и без «пробелов»
- Связывает цели, содержание и оценку — это делает обучение действительно результативным
- Обеспечивает постоянное улучшение. ADDIE — циклическая модель: после каждой итерации вы дорабатываете курс и повышаете качество обучения
Позанудствую: слишком много проектов было провалено и слишком много денег потрачено впустую из-за наплевательского отношения к первому этапу. Не повторяйте чужих ошибок, не пропускайте буквы в словах, и все получится.
А если нужно, могу поделиться нашим шаблоном дорожной карты по ADDIE, пишите мне в tg — @aadurmanov. А если вы бот, не пишите 😝