Образование в условиях существования интернета и нейросетей: в чём смысл?
В школах дети гуглят задания в ГДЗ, а студенты в ВУЗах делают 70% работ через ChatGPT, Gemini, Deepseek и иные нейросети. Какой смысл сейчас несёт нынешняя модель системы образования, если hard skills, на приобретение которых и нацелена учёба, заменяются нейросетями и интернетом? Давайте разберемся с этим в данной статье!
Какой изначально смысл закладывался в образование:
· Учёба различным навыкам – в школе нас учили, как складывать, умножать, правильно писать. Это безусловно необходимо, да, мы не будем лезть каждый раз в калькулятор что бы посчитать 2 + 2, но что на счёт более сложных навыков: сложные математические вычисления, функции, изучение иностранных языков и т.д. Мало того, что не каждому человеку это пригодится в жизни, так ещё и любой компьютер способен решить такие задачи быстрее любого ученого!
· Запоминание информации – раньше основой системы были люди, которые в своей памяти держали огромное количество информации, как полезной, так и не очень: этот факт компенсировал нужду каждый раз перечитывать тонны литературы в поисках нужной информации, но что теперь? Достаточно одного запроса что бы найти буквально что-угодно, а нейросети смогут эту информацию грамотно преподнести и структурировать!
· Современность знаний – раньше знания, полученные дедом в школе не сильно отличаться от тех, которые получает его внук спустя полвека и это было удобно! Один раз выучил и на всю жизнь – мир был мало подвержен изменениям. Но сейчас человек вынужден каждый день учиться чему-то новому – мир никогда не менялся так быстро за историю человечества! И встаёт вопрос – а зачем учиться, если знания могут устареть в ближайшие пару лет?
Вот и получается, что интернет практически полностью заменяет функции образования, так почему же его не сократить до программы уровня начальной школы, остальное ведь можно загуглить!
Странно звучит, да? Есть ценности, которые нельзя загуглить, а только получить в процессе обучения, давайте разберем их:
· Социальная составляющая – вспомните свои школьные годы: первые друзья, конфликты, первая любовь. Это то, что не заменит ни одно нейросеть. Школа является одним из главнейших институтов социализации. Она учит нас, как общаться со сверстниками и преподавателями, как выбираться из различных ситуаций и недопускать их. Социальная личность – это то, что отличает нас от машин и именно школа развивает в нас качества, что бы жить эту жизнь в социуме, а университет лишь продолжает эту идею. Это называется soft skills и без них в нашем мире никуда!
· Формирование мировоззрения – в школе все читали Достоевского: следили за скитаниями Раскольника после совершенного преступления, изучали труды Дарвина на биологии, учили устройство вертикали власти в курсе обществознания.
Это всё даёт возможность смотреть на мир, при чём с разных ракурсов! Сократ заявлял о необходимости учёбы для развития личности ещё до нашей эры и это до сих пор актуально. Человек это в первую очередь личность со своими привычками и взглядами на жизнь. Именно школа даёт нам возможность «выбрать», что можно поставить в основу личности, а ВУЗ даёт возможность углубиться в выбранном направлении и стать тем, кто называется «сформированная личность»
· Формирование критического мышления и проверка информации – у динозавров было 2 ноги – именно это мне на днях выдал deepseek при поиске информации для написания статьи и только уточнив у него я узнал, что имеет в виду он только летающих особей, но бывает и хуже! В интернете полно информации и мнений, некоторые из них заведомо ложные, а нейросети, обучающиеся на информации из интернета, могут дублировать её и усиливать, а иногда и вовсе «галлюцинировать». Именно школа учит нас анализировать информацию: проверять на достоверность, источники и понимать – что правда, а что стоит лишний раз перепроверить.
· Умение ставить задачи и созидать – нейросети это мощнейший инструмент в руках опытного пользователя, но как написать правильный промпт? Как правильно задать вводные для решения необходимой задачи? Этому нас учит именно школа: способность увидеть проблему, сформулировать гипотезу, определить цель и применить нужные инструменты для её решения – это результат анализа, на который способен образованный человек, даже не задумываясь об этом. А касательно созидания… Нейросеть аккумулирует лишь имеющимися ресурсами, а человек способен создать что-то новое, ни на что не похожее! Эту способность вряд ли когда-нибудь освоят нейросети, а интернет так и вовсе просто большая библиотека.
По итогу можно сказать, что суть образования безусловно меняется и нынешние образовательные программы нуждаются в корректировке, но оно никак не утрачивает своей необходимости! Мы, можно сказать, находимся в переходном этапе и наблюдаем за координальной трансформацией мира, в том числе и образования, но не стоит окунаться в нигилизм и отрицать его смысл! Спасибо большое, если дочитали до конца, будьте грамотны и образованны!