ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация:

Как показывают многочисленные исследования, одним из важнейших факторов, который оказывает непосредственное влияние на умственную работу, физическую выносливость и общее самочувствие студентов, является характер питания. Плохо сбалансированный рацион, дефицит необходимых витаминов и микроэлементов, злоупотребление вредными продуктами приводят к снижению концентрации, повышенной утомляемости, ухудшению памяти и, как следствие, снижению успеваемости. Данная статья написана с целью изучить и проанализировать организацию питания среди студентов НОЧУ ВО МЭИ, а также для того, чтобы выявить связь между эмоционально-физическим состоянием и качеством питания.

Ключевые слова: здоровое питание, работоспособность, сбалансированный рацион.

Цель:

Провести анализ влияния здорового питания на поддержание работоспособности студентов.

Задачи:

1) Раскрыть понятие «здоровое питание» и сформулировать его проблематику.

2) Выявить взаимосвязи между питанием и работоспособностью студентов.

3) Оценить параметры организации питания студентов.

4) Сделать выводы об уровне здорового питания студентов.

Методы:

1) Анализ литературы по этой теме;

2) Проведение опроса среди учащихся НОЧУ ВО МЭИ;

3) Анализ полученных результатов.

Основная часть.

1. Понятие здорового питания: принципы и компоненты

Здоровое питание - это система питания, которая обеспечивает организм оптимальным количеством питательных веществ в соотношениях необходимых для поддержания здоровья, работоспособности и долголетия.

В основе здорового питания лежат следующие принципы:

• Энергетический баланс, т.е. соответствие поступления энергии (или калорий) с пищей ее расходованию организмом. Превышение поступления калорий над их расходованием приводит к избыточному весу и ожирению, а недостаток – к истощению и снижению работоспособности.

• Сбалансированность рациона, т.е. обеспечение организма всеми необходимыми питательными веществами: белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными веществами и водой.

• Разнообразие рациона, т.е. включение в него различных продуктов: молочные и зерновые продукты, овощи и фрукты, источники белка (мясо, рыба, бобовые, орехи).

• Умеренность, т.е. соблюдение умеренности в потреблении углеводов, жиров, сахара и соли.

• Режим питания, т.е. соблюдение регулярности приема пищи, которое включает 3-4 основных приема и 1-2 перекуса.

Основными компонентами здорового питания являются:

• Белки необходимы для построения и восстановления тканей организма, синтеза ферментов и гормонов. Источники: мясо, рыба, птица, яйца, молочные продукты, бобовые, орехи.

• Жиры являются источником энергии, участвуют в построении клеточных мембран и синтезе гормонов. Наиболее полезны ненасыщенные жиры, которые содержатся в растительных маслах, рыбе и орехах.

• Углеводы - основной источник энергии для организма. Важно отдавать предпочтение сложным углеводам - это цельнозерновые продукты, овощи и фрукты.

• Витамины необходимы для нормального функционирования всех систем организма. Их источниками являются овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, семена.

• Минеральные вещества участвуют в обменных процессах, поддерживают кислотно-щелочной баланс и формируют костную ткань. Источники: овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыба.

• Вода необходима для поддержания гидратации организма, регуляции температуры и транспортировки питательных веществ. Рекомендуется употреблять не менее 1,5-2 литров воды в день.

2. Взаимосвязь питания и работоспособности студентов.

Влияние питания на работоспособность обусловлено сложным взаимодействием различных физиологических механизмов:

• Обеспечение энергией: углеводы и жиры являются основными источниками энергии, которая необходима для поддержания физической и умственной активности. Недостаток энергии приводит к утомлению, снижению концентрации внимания и ухудшению памяти.

• Поддержание нервной системы: аминокислоты, витамины и минеральные вещества участвуют в синтезе веществ, которые передают нервные импульсы в головном мозге. Недостаток этих веществ может приводить к нарушению умственных функций, снижению мотивации и ухудшению настроения.

• Защита клеток от окисления: антиоксиданты, которые содержатся в овощах и фруктах, защищают клетки мозга от повреждения, улучшают память.

• Регуляция гормонального фона: здоровое питание оказывает влияние на выработку гормонов, регулирующих настроение, сон и аппетит. Несбалансированный рацион может приводить к гормональному дисбалансу и негативно сказываться на работоспособности и общем самочувствии.

• Поддержание иммунитета: витамины и минеральные вещества, которые содержатся в здоровой пище, укрепляют иммунную систему, защищая организм от инфекций и болезней. Заболевания могут приводить к снижению работоспособности и нарушению учебного процесса.

3. Оценка фактических параметров организации питания студентов.

Для оценки режима питания и рациона студентов был проведен опрос 30 человек, результаты которого приведены ниже на диаграммах.

Из полученных данных видно, что менее 1/3 опрошенных имеют полноценный режим питания. Большинство студентов пропускают один или два приема пищи, что может негативно сказаться на их работоспособности.

Полноценный завтрак дает заряд бодрости на весь день. Лишь 17% студентов понимают значимость этого приема пищи и имеют плотный завтрак. Сбалансированный завтрак должен включать белки и углеводы, которые являются топливом для нашего организма, помогают проснуться и запускают необходимые нейро-физические процессы.

Вода – жизненно важный элемент здорового питания. Больше половины опрошенных не соблюдают питьевой режим. Это приводит к недостаточному питанию клеток, в т.ч. головного мозга, загустению крови и повышению давления.

Не секрет, что фаст-фуд является источником ожирения и желудочно-кишечных заболеваний. Его регулярное потребление негативно сказывается на состоянии здоровья. Как мы видим, большинство студентов регулярно потребляют фаст-фуд и даже заменяют им полноценные приемы пищи. Насыщение, которое дает нам фаст-фуд притупляет чувство голода, но не насыщает наш организм полезными веществами. Более того, вредные жиры и быстрые углеводы засоряют клетки.

Фрукты и овощи дают нашему организму массу полезных витаминов и микроэлементов. Без них питание не может быть сбалансированным и полноценным. Очевидно, что потребление этих продуктов у студентов хромает. Половина опрошенных не имеют их в ежедневном рационе. Включение в рацион яблок, бананов, салатной зелени, капусты и моркови нормализует работу кишечника.

К сожалению, большинство студентов плохо знакомы с понятием «сбалансированный рацион» и не до конца понимают всю важность здорового питания для их жизни.

Так же очевидно, что подавляющее большинство опрошенных не имеют представления о том, какое количество энергии им необходимо для полноценной работоспособности.

Оценивая связь между чувством голода и общим физическим состоянием, все учащиеся отметили различные симптомы, которые негативно влияют на их работоспособность.

Подавляющее большинство студентов понимаю, что здоровое питание им необходимо.

4. Выводы

В процессе анализа полученных данных можно сделать вывод, что большинство студентов испытывают трудности с организацией питания. Более того, многие плохо представляют, каким должен быть их полноценный рацион. Несмотря на то, что сегодня в свободном доступе большое количество рекомендации по здоровому питанию, и каждый может ознакомиться с ними, далеко не все учащиеся придерживаются полноценного питания.

Положительным моментом является то, что большинство опрошенных понимаю, что неправильное питание и чувство голода не дают им возможности полноценно трудиться и приводят к негативным физическим ощущениям. Это дает надежду на то, что с каждым годом все больше молодых людей будут говорить: «Здоровое питание – да, знаю, и так живу».

Начать дискуссию