{"id":13650,"url":"\/distributions\/13650\/click?bit=1&hash=b4a44ea9299acb416ac92e110a87e80acc960de1a8f124e06d52ec1ea62c252a","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u044c \u0438\u0434\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0434\u043e\u043c \u043a\u0430\u043a \u0432 Sims","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Студенческие проекты и почему это важно

Привет, меня зовут Даша Долгобородова, я готовлю к изданию книгу д. филос. наук Дианы Гаспарян «Рождение и смерть субъекта», которая основана на курсе лекций, прочитанных в лектории Сигнум. Расскажу о сложностях в современной академической среде, о студенческих инициативах и возможностях для реализации научных, общественных и творческих проектов в рамках Сигнум.

Alcibades Being Taught By Socrates (C.1776) François-André Vincent

Прогрессивная преемственность...

Академическое сообщество возникло как проект преемственности. Наследование и переработка Аристотелем учения Платона — в своей основе деятельность студента, критически осмысляющего философию преподавателя, — студенческая инициатива. Всякая гуманитарная школа подхватывала эту модель: традиция — осмысление — преемственность. Современная академия в данном контексте не исключение.

...или замкнутые сообщества?

Формы социального взаимодействия значительно изменились за последние десятилетия. Разветвленная сеть интеракции сталкивает студентов и преподавателей с проблемой отсутствия централизованного пространства, где научная дискуссия могла бы протекать в одном русле (или от него отклоняться: но отклоняться тоже нужно от чего-то хоть сколько-нибудь конкретного). Проекты внутри научных институтов дают много возможностей, но столько же и забирают: хотя бы ввиду ограниченности финансирования и отсутствия государственного запроса на определенные отрасли гуманитарной или творческой сферы.

Еще одна сложность, с которой студенты сталкиваются в университетах: недостаток практики по созданию собственных проектов. Речь идет о проектах разной направленности и, соответственно, о разных ролях внутри них: от участия в качестве организатора, дизайнера или руководителя пресс-центра до научного редактора и рецензента. Из-за этого может возникнуть представление о гуманитарной науке как о чем-то замкнутом и направленном на самое себя, без всякого применения к практике.

Плодотворный диалог

Очевидна потребность в частных инициативах, причем инициативах, предложенных самими студентами. Сигнум за несколько лет существования проявил себя как гибкая самоорганизующаяся система, равно учитывающая необходимость в творческой свободе и строгости академического дискурса. Проекты бакалавров и профессоров здесь представляют одинаковую ценность в смысле той ответственности, с которой к ним подходят организаторы. На мой взгляд, от такого неиерархического, горизонтального по своей сути диалога выигрывает и гуманитарное знание, и сама коммуникация.

Установку на диалогичность нужно отметить особенно. Она помогает сделать обмен мнениями честным и доступным, независимо от академического статуса участников. В конце концов, чем шире и разнообразнее их круг, тем с большей вероятностью получится отразить сложность устройства познания и мира. Основным критерием становятся не формальные требования, а важные для научного (по)знания элементы: внимание к доказательности, творческий подход, готовность слушать, слышать.

Всеобщность истины

К сожалению, традиционные формы академического общения в университете не всегда предполагают демократичность и заведомое равенство мнений участников. В ходе семинарских занятий, несмотря на фокусировку на слово студента, как правило, есть авторитарное профессорское мнение, которого должно придерживаться. Такое случается даже в рамках философских обсуждений, где — по определению — любая истина и фигура ее носителя должны ставиться под сомнение.

Мало того что отсутствие равенства исключает качественное продвижение в решении сложных задач, которые ставит перед собой каждая гуманитарная наука, это еще и не позволяет развиваться творческому и критическому мышлению. Подобный подход противоречит этике команды Сигнум, поскольку главной установкой этой платформы изначально стало соблюдение культуры равноправного и продуктивного диалога. Практически это реализуется, например, в нашем проекте «Ликеос», где инициируются разговор преподавателей и студентов на темы разного — самого широкого! — спектра.

Для студенческих и других частных инициатив Сигнум открывает возможности для ведения диалога, публикаций и самореализации даже вне академической среды.

Хотите помочь Сигнум развиваться? Это легко сделать: вы можете отправить нам донат. Ваша помощь помогает нам становиться лучше, интереснее и просто существовать. Сделать это можно здесь.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null