Как создать образовательный курс, который ребенок с удовольствием пройдет до конца
Этим вопросом мы озадачились, когда задумались о курсе по слепому методу печати для школьников. Потеря мотивации — одна из распространенных проблем, с которой сталкиваются дети во время обучения.
В том, что такой курс нужен, мы убедились, проведя опрос среди родителей учеников 1–11 классов. В нем приняли участие 356 человек. 64% опрошенных ответили, что их детям периодически дают домашние задания, которые нужно выполнять на компьютере, уже в начальных классах. С первого класса школьники самостоятельно готовят проекты и презентации к ним, далее сложность и объем таких заданий увеличиваются.
В то же время родители отмечали, что далеко не во всех школах есть курс по обучению печати на клавиатуре. А если такой и предусмотрен в рамках урока информатики, то, как правило, представляет собой набор монотонных упражнений, которые нужно выполнять длительное время, чтобы научиться действительно быстро печатать.
Мы задались целью помочь детям сформировать желание регулярно тренироваться и проходить обучение полностью. Так мы приступили к разработке курса «Космическая печать», обучающего методу десятипальцевого набора текста. Вдохновившись хорошо знакомыми многим тренажерами слепой печати вроде Babytype и «Соло на клавиатуре», мы пошли дальше: придумали интересный сюжет, создали красочный визуал, а также внедрили разнообразные игровые механики.
Интригующий нарратив
Сюжет курса разрабатывала целая команда сценаристов. Мы хотели создать историю, которая захватит внимание пользователя с первых минут, поэтому выбрали космическую тематику. Как показывают исследования, которые мы проводим при разработке продуктов, дети активно интересуются космосом и хотят знать больше о его устройстве.
Начинается все с того, что персонажу, за которого играет пользователь, нужно доставить артефакт на планету роботов. Когда-то давно их цивилизация пришла в упадок, и теперь они не более чем железяки. Внезапно что-то идет не так: машины восстают, и часть из них разлетается по галактике.
Игроку предстоит разобраться, что произошло, а заодно спасти вселенную и помочь железякам исправиться. Вооружившись клавабластером в игре и клавиатурой в жизни, ребенок посетит разные планеты, познакомится с новыми персонажами, выполнит миссии по восстановлению мира и добра.
Красочная вселенная
Визуально курс отличается от наших продуктов, рассчитанных на младшеклассников. «Космическая печать» предназначена для учеников 1–11 классов, то есть и для детей младшего и среднего возраста, и для подростков. Ее персонажи взрослее, а в оформлении больше приключенческих элементов. Путешествие охватывает множество разных планет, каждая из которых уникальна.
Самым важным в графике было сохранить фокус на процессе печати. Исходя из этого принципа и некоторых технических деталей проекта, мы придумали концепцию, в которой главными средствами выразительности стали цвет и плановость, в то время как детализация упрощена.
Обучение на курсе разделено по блокам — звездным системам. В первой, посвященной буквам, существует шесть планет:
- урбанистическая планета, заполненная заброшенными фабриками, строительной техникой и проводами;
- пустынная планета с барханами и руинами;
- индустриальная планета-свалка, где захоронены древние заржавевшие роботы;
- подводный мир с зубастыми рыбами и морскими чудовищами;
- райский остров, на котором повсюду море, песок, пальмы, ракушки;
- планета, покрытая лесами.
Харизматичные персонажи
Начиная обучение, ребенок выбирает героя, за которого будет играть:
- мальчика по имени Альп — стрелка высшей космической категории;
- девочку Кристу — первоклассного пилота и ученицу легендарного космического гонщика;
- человека-андроида Эйба — первого наделенного разумом робота, сбежавшего с Земли, когда люди решили сделать из него музейный экспонат.
Каждый из них — харизматичный смельчак и авантюрист со своими сильными и слабыми чертами, не идеальный, но живой и потому интересный. По сюжету герои меняются и встают на путь исправления — сначала поневоле, а потом и по собственному желанию.
Но не только внутренняя трансформация героя привлекает пользователя. Возможность внешнего преображения не менее важный критерий.
Все дети — и мальчики, и девочки — любят кастомизировать персонажей и одинаково восторженно реагируют, когда получают одежду и аксессуары для героев игры. Мы как раз сейчас работаем над тем, чтобы в награду за прохождение сюжетных кластеров открывались такие наборы. Это будет дополнительным удерживающим и мотивирующим фактором для ребенка.
Разнообразный геймплей
Этапы обучения разделены на шесть звездных систем: Буквы, Заглавные буквы, Пунктуационные знаки, Цифры, Символы, Тексты. Задания усложняются постепенно — от самых основ до продвинутого уровня. Сначала обучаемся правильной постановке рук и пальцев, далее осваиваем отдельные буквы на клавиатуре и их сочетания, затем подключаем все пальцы и клавиши.
На каждом этапе используется несколько видов игровых механик.
Например, в заданиях типа сайд-скроллера нужно вводить символы, которые появляются на экране, пока они не приблизились к краю. Здесь мы используем механику полета: нужно печатать символы, чтобы космический корабль не разбился. Такой принцип встречается во множестве игр — от Flappy Bird до Super Mario.
В уровнях-сайд-скроллерах мы оживили фоны с помощью традиционного в анимации эффекта параллакс-скроллинга — так создалось ощущение более глубокого погружения в мир игры.
Другой тип заданий — совершить посадку на планету. Для этого нужно задействовать обе руки, для каждой из которых даются свои комбинации клавиш.
На уровнях с падающими платформами нужно поддерживать скорость печати, чтобы вовремя перепрыгивать.
Эти и другие (погоня, полет, битва с боссом) механики делают обучение разнообразнее и интереснее.
Прикладной подход
Игровой интерфейс мы намеренно сделали незамысловатым — с простыми элементами управления и минимальным количеством эффектов. В таком виде он поддерживает атмосферу игры. Цветовые акценты также выбраны с учетом визуала вселенной.
Чтобы игроку не запоминать, какой палец за какие клавиши отвечает, мы включили индикацию правильного пальца при каждом новом нажатии. Таким образом можно не учить теорию, а сразу пробовать на практике.
Теория тоже присутствует в игре, но в облегченном формате. Мы уместили ее всего на нескольких слайдах, к которым можно вернуться в любой момент.
Среди используемых механик стоит отметить работу с ошибками. В «Космической печати» в случае ошибки урок не нужно начинать заново. Наоборот, пользователи учатся исправлять опечатки — стирать с помощью кнопки Backspace и вводить правильные символы, как при реальной печати. Исследования, которые мы проводили во время тестирования курса, показали, что пользователям это кажется логичным и удобным.
Слова и сочетания букв, которые даются для ввода, не случайны. Это отобранные методистами Учи.ру реальные слова и буквосочетания, которые не противоречат фонетике русского языка. Такой прикладной подход помогает легче обучаться: как показывает практика, людям проще набирать слова, которые существуют на самом деле. У детей в процессе такого обучения создается связь между словом и методом его набора.
Пользователи могут следить за своими успехами с помощью статистики. Ребенку и родителям доступны диаграммы с информацией о рекордах, скорости печати и количестве ошибок.
«Космическая печать» — яркий пример game-based learning-продукта, позволяющего проводить досуг с пользой. Красочная вселенная, интересные персонажи, сюжетные повороты и различные механики делают обучение привлекательнее для школьника. Ребенок увлекается игрой и стремится завершить курс, чтобы узнать, чем закончится история. Тем временем сложность уровней растет, а ученик развивает нужный навык.