Как создать образовательный курс, который ребенок с удовольствием пройдет до конца
Этим вопросом мы озадачились, когда задумались о курсе по слепому методу печати для школьников. Потеря мотивации — одна из распространенных проблем, с которой сталкиваются дети во время обучения.
В том, что такой курс нужен, мы убедились, проведя опрос среди родителей учеников 1–11 классов. В нем приняли участие 356 человек. 64% опрошенных ответили, что их детям периодически дают домашние задания, которые нужно выполнять на компьютере, уже в начальных классах. С первого класса школьники самостоятельно готовят проекты и презентации к ним, далее сложность и объем таких заданий увеличиваются.
В то же время родители отмечали, что далеко не во всех школах есть курс по обучению печати на клавиатуре. А если такой и предусмотрен в рамках урока информатики, то, как правило, представляет собой набор монотонных упражнений, которые нужно выполнять длительное время, чтобы научиться действительно быстро печатать.
Мы задались целью помочь детям сформировать желание регулярно тренироваться и проходить обучение полностью. Так мы приступили к разработке курса «Космическая печать», обучающего методу десятипальцевого набора текста. Вдохновившись хорошо знакомыми многим тренажерами слепой печати вроде Babytype и «Соло на клавиатуре», мы пошли дальше: придумали интересный сюжет, создали красочный визуал, а также внедрили разнообразные игровые механики.
Интригующий нарратив
Сюжет курса разрабатывала целая команда сценаристов. Мы хотели создать историю, которая захватит внимание пользователя с первых минут, поэтому выбрали космическую тематику. Как показывают исследования, которые мы проводим при разработке продуктов, дети активно интересуются космосом и хотят знать больше о его устройстве.
Начинается все с того, что персонажу, за которого играет пользователь, нужно доставить артефакт на планету роботов. Когда-то давно их цивилизация пришла в упадок, и теперь они не более чем железяки. Внезапно что-то идет не так: машины восстают, и часть из них разлетается по галактике.
Игроку предстоит разобраться, что произошло, а заодно спасти вселенную и помочь железякам исправиться. Вооружившись клавабластером в игре и клавиатурой в жизни, ребенок посетит разные планеты, познакомится с новыми персонажами, выполнит миссии по восстановлению мира и добра.
Красочная вселенная
Визуально курс отличается от наших продуктов, рассчитанных на младшеклассников. «Космическая печать» предназначена для учеников 1–11 классов, то есть и для детей младшего и среднего возраста, и для подростков. Ее персонажи взрослее, а в оформлении больше приключенческих элементов. Путешествие охватывает множество разных планет, каждая из которых уникальна.
Самым важным в графике было сохранить фокус на процессе печати. Исходя из этого принципа и некоторых технических деталей проекта, мы придумали концепцию, в которой главными средствами выразительности стали цвет и плановость, в то время как детализация упрощена.
Обучение на курсе разделено по блокам — звездным системам. В первой, посвященной буквам, существует шесть планет:
- урбанистическая планета, заполненная заброшенными фабриками, строительной техникой и проводами;
- пустынная планета с барханами и руинами;
- индустриальная планета-свалка, где захоронены древние заржавевшие роботы;
- подводный мир с зубастыми рыбами и морскими чудовищами;
- райский остров, на котором повсюду море, песок, пальмы, ракушки;
- планета, покрытая лесами.
Харизматичные персонажи
Начиная обучение, ребенок выбирает героя, за которого будет играть:
- мальчика по имени Альп — стрелка высшей космической категории;
- девочку Кристу — первоклассного пилота и ученицу легендарного космического гонщика;
- человека-андроида Эйба — первого наделенного разумом робота, сбежавшего с Земли, когда люди решили сделать из него музейный экспонат.
Каждый из них — харизматичный смельчак и авантюрист со своими сильными и слабыми чертами, не идеальный, но живой и потому интересный. По сюжету герои меняются и встают на путь исправления — сначала поневоле, а потом и по собственному желанию.
Но не только внутренняя трансформация героя привлекает пользователя. Возможность внешнего преображения не менее важный критерий.
Все дети — и мальчики, и девочки — любят кастомизировать персонажей и одинаково восторженно реагируют, когда получают одежду и аксессуары для героев игры. Мы как раз сейчас работаем над тем, чтобы в награду за прохождение сюжетных кластеров открывались такие наборы. Это будет дополнительным удерживающим и мотивирующим фактором для ребенка.
Разнообразный геймплей
Этапы обучения разделены на шесть звездных систем: Буквы, Заглавные буквы, Пунктуационные знаки, Цифры, Символы, Тексты. Задания усложняются постепенно — от самых основ до продвинутого уровня. Сначала обучаемся правильной постановке рук и пальцев, далее осваиваем отдельные буквы на клавиатуре и их сочетания, затем подключаем все пальцы и клавиши.
На каждом этапе используется несколько видов игровых механик.
Например, в заданиях типа сайд-скроллера нужно вводить символы, которые появляются на экране, пока они не приблизились к краю. Здесь мы используем механику полета: нужно печатать символы, чтобы космический корабль не разбился. Такой принцип встречается во множестве игр — от Flappy Bird до Super Mario.
В уровнях-сайд-скроллерах мы оживили фоны с помощью традиционного в анимации эффекта параллакс-скроллинга — так создалось ощущение более глубокого погружения в мир игры.
Другой тип заданий — совершить посадку на планету. Для этого нужно задействовать обе руки, для каждой из которых даются свои комбинации клавиш.
На уровнях с падающими платформами нужно поддерживать скорость печати, чтобы вовремя перепрыгивать.
Эти и другие (погоня, полет, битва с боссом) механики делают обучение разнообразнее и интереснее.
Прикладной подход
Игровой интерфейс мы намеренно сделали незамысловатым — с простыми элементами управления и минимальным количеством эффектов. В таком виде он поддерживает атмосферу игры. Цветовые акценты также выбраны с учетом визуала вселенной.
Чтобы игроку не запоминать, какой палец за какие клавиши отвечает, мы включили индикацию правильного пальца при каждом новом нажатии. Таким образом можно не учить теорию, а сразу пробовать на практике.
Теория тоже присутствует в игре, но в облегченном формате. Мы уместили ее всего на нескольких слайдах, к которым можно вернуться в любой момент.
Среди используемых механик стоит отметить работу с ошибками. В «Космической печати» в случае ошибки урок не нужно начинать заново. Наоборот, пользователи учатся исправлять опечатки — стирать с помощью кнопки Backspace и вводить правильные символы, как при реальной печати. Исследования, которые мы проводили во время тестирования курса, показали, что пользователям это кажется логичным и удобным.
Слова и сочетания букв, которые даются для ввода, не случайны. Это отобранные методистами Учи.ру реальные слова и буквосочетания, которые не противоречат фонетике русского языка. Такой прикладной подход помогает легче обучаться: как показывает практика, людям проще набирать слова, которые существуют на самом деле. У детей в процессе такого обучения создается связь между словом и методом его набора.
Пользователи могут следить за своими успехами с помощью статистики. Ребенку и родителям доступны диаграммы с информацией о рекордах, скорости печати и количестве ошибок.
«Космическая печать» — яркий пример game-based learning-продукта, позволяющего проводить досуг с пользой. Красочная вселенная, интересные персонажи, сюжетные повороты и различные механики делают обучение привлекательнее для школьника. Ребенок увлекается игрой и стремится завершить курс, чтобы узнать, чем закончится история. Тем временем сложность уровней растет, а ученик развивает нужный навык.
Суммарная стоимость игровых аксессуаров достигла $4,3 млрд.
Семь действительно полезных книг с советами, которые работают на практике
Цены доходят до $120 за единицу товара — это 10,6 тысячи рублей по курсу ЦБ на 8 марта 2025 года.
Думаю многие задаются вопросом: а куда вложиться, чтобы приумножить? Таким же вопросом задался и я, поэтому составлю свой топ ниш, в которые я вкладывался и потерял деньги…
Как появляются новые зелёные зоны каршеринга? Взгляд изнутри.
Manus — это универсальный ИИ инструмент, который может автономно выполнять от и до задачи в интернете от вашего имени (а не просто отвечать на вопросы или готовить отчеты, пусть и хорошие). По словам разработчиков, им уже воспользовались свыше 10 млн пользователей. Расскажу, что о нем сейчас известно.
Учи.ру - офигенная вещь. Качество, как проработан проект - невероятно.
Что сделали тренажёр слепой печати - потрясающе, своевременно и нужно. Соло слишком для взрослых, бебитайп слишком какой-то старый, в прошлом десятилетии застрял.
Минусы - возможно, сюжет игры можно было бы сделать второго типа - не там, где тебя догоняют/убивают (постоянное получение негатива пока ребёнок не научится, а учиться он не захочет из-за того, что процесс вызывает негатив), а такой, где ты сам что-то собираешь/создаёшь, т.е. то, что ты не успел собрать сколько нужно, не вызывает такого негатива, т.к. всё равно ты собрал кучу, например, монет, или драгоценностей, или ещё чего.
Здравствуйте!
Рады, что курс понравился! Передадим продуктовой команде Ваш отзыв.
Дочка сегодня тоже нашла данный курс (у обоих детей куплены школьные курсы). Пришлось еще обоим брать и космическую печать, т.к. очень им понравилось. Надеюсь толк будет. Сам в свое время (лет эдак 20 назад) прошел часть уроков "Соло на клавиатуре" (честно стянутое с торрентов), и теперь не представляю, как можно печатать глядя на клавиатуру ))
Спасибо за отзыв! Успехов Вашим детям в освоении этого навыка. Он и правда делает работу за компьютером быстрее и более комфортной.