Просто о сложном: как мы создали онлайн-курс для детей о здоровом теле
Какие знания о системах организма нужны человеку с самого детства? Стоит ли подробнее изучать анатомию и основы здорового образа жизни в школе? Как правильно объяснить ребенку устройство человеческого тела и другие непростые темы из области биологии? Эти вопросы мы решали при создании курса «Моё тело» для детей 6–12 лет.
Зачем курсу методист
В первую очередь мы думаем о пользе для ученика — курс должен обучать важным для жизни навыкам и помогать формировать здоровые привычки. Поэтому над контентом работает целая команда: методисты, дизайнеры, иллюстраторы, аниматоры, продакт-менеджеры. И именно поэтому мы обязательно привлекаем к разработке специалистов с экспертизой в предметной области курса.
В Учи.ру таким специалистом обычно является методист. Какие задачи он выполняет:
- Составляет вопросы для проведения исследования аудитории и участвует в интервью с будущими учениками и их родителями.
- Готовит программу курса, определяет цели и результаты обучения.
- Подбирает материалы для содержательной части уроков.
- Вместе с дизайнером создает черновые макеты уроков.
- Придумывает задания, которые помогают проверить, достиг ли ученик поставленных целей.
- Принимает участие в интервью по готовым урокам.
- Анализирует результаты и в команде с продакт-менеджером и дизайнером дорабатывает курс.
Столь основательное погружение методиста в разработку необходимо, чтобы учесть все нюансы, свойственные предмету, которому обучает курс. По этой же причине в Учи.ру методисты сами готовят референсы для визуала и утверждают иллюстративный материал. Так, при создании черновика урока по анатомии именно специалист со знанием биологии даст правильные рекомендации дизайнеру: какие цвета следует использовать при изображении того или иного органа и т. д.
Какие темы и насколько подробно стоит раскрывать, также решает методист. Над разработкой курса «Моё тело» работала команда методистов Учи.ру по биологии и врачи.
В основе — исследование
Перед разработкой образовательных курсов мы проводим качественные и количественные исследования, чтобы понять, насколько тема или определенные аспекты предметной области актуальны для родителей и детей.
Перед созданием курса «Моё тело» мы провели опрос 3,8 тыс. человек о том, насколько важно школьникам в 1–5 классах изучать органы и системы человеческого тела, правила гигиены и профилактики заболеваний, а также узнавать больше о правильном питании.
Выяснилось, что почти 95% родителей обсуждают вопросы анатомии и здорового образа жизни со своими детьми. Порядка 60% хотели бы, чтобы по этим темам школьникам давали больше информации на уроках окружающего мира. Многие родители самостоятельно делятся с детьми знаниями, используя учебные пособия и интернет-ресурсы для наибольшей наглядности. Результаты исследования мы учитывали при разработке учебной программы курса.
Курс как источник прикладных знаний
Курс «Моё тело» — источник дополнительных знаний к школьной программе. С одной стороны, мы ориентировались на запрос родителей, что конкретно и в каком объеме стоило бы изучать детям в раннем возрасте, с другой — исходили из реалий современности.
Сейчас вокруг много разговоров о здоровом образе жизни, а дети начинают узнавать об этом только в 8–9 классе. Они часто слышат, что надо чаще мыть руки, тщательно пережевывать пищу, а в телефоне во время еды сидеть нельзя, но зачем и почему не понимают. В курсе мы говорим не только о самих правилах гигиены и ЗОЖ, а еще о том, откуда они берутся. Например, в вопросе, зачем питаться разнообразно, мы раскрываем понятие обмена веществ. Когда объясняем, зачем есть в одно и то же время, рассказываем, что все дело в пищеварительных железах, выделяющих соки в определенные часы.
Развиваем мышление
Сегодня можно легко найти в интернете базовую информацию о человеческом теле: строение, название органов и систем. Нам же хотелось научить ценным навыкам: критическому мышлению и умению анализировать. Изучение процессов внутри организма и их влияния на здоровье помогает понимать причинно-следственные связи. Знать основы физиологии и видеть организм как единое целое — действительно важно, чтобы ориентироваться в массе противоречивой информации о ЗОЖ, которой переполнены новостные ленты и социальные сети.
В то же время нам хотелось дать своим ученикам полезные фундаментальные знания, которые в средней и старшей школе помогут легче справляться с более глубоким изучением биологии и анатомии.
Есть темы, которые большинство детей закономерно плохо понимают, например, что такое круги кровообращения или как работает диафрагма. Нам хотелось, чтобы для наших учеников, когда они станут старше, это было что-то простое, как рука или нога, потому что они впитали это еще в начальной школе в нашем курсе.
Баланс деталей и информативности
Мы старались соблюсти баланс между детальностью и тем, чтобы не перегрузить ребенка сложными терминами и понятиями. Главные принципы курса — наглядность, подача материала небольшими порциями, закрепление знаний с помощью заданий, выстроенный нарратив внутри каждого урока.
В любом курсе мы опираемся на исследования в области возрастной психологии. У детей разного возраста свои особенности мышления, внимания, скорости восприятия информации, памяти. Для нас это вектор, в соответствии с которым мы выстраиваем стратегию курса и наполняем содержанием каждый урок. Далее мы обязательно проводим исследования и проверяем, насколько выбранные решения подходят конкретной аудитории.
Видео и интерактивные задания
Как показал опрос родителей, многие объясняют детям анатомию по роликам на YouTube. Это интересно, удобно и наглядно. Однако в этом формате есть пара значимых недостатков. Во-первых, ученик пассивен во время просмотра видео, во-вторых, такие ролики чаще описательные, например, просто рассказывают про глаз или нос по отдельности. Не так легко найти ролик, который помогает сформировать представление об организме как единой системе, имеет полноценный вывод и предусматривает закрепление материала.
Видео в своем курсе мы сделали цельными и связными. Каждый урок рассказывает про процессы, которые происходят в теле, и как из этого вытекают принципы здорового образа жизни. Например, в уроке про движение мы говорим, как двигается человек, зачем нужны кости и мышцы, что к чему крепится и подводим к тому, почему важно двигаться побольше.
Ролики сделаны так, чтобы не дать ребенку устать и заскучать. Они недолгие: самый длительный в курсе — пятнадцатиминутный ролик о пищеварении. При этом каждое видео поделено на короткие блоки, которые сменяются разнообразными интерактивными мини-заданиями. Это необходимо, чтобы ученики осмысляли только что увиденный материал.
Милые персонажи и жизненные ситуации
Чтобы учиться было интереснее и веселее, мы создали героев курса. Ребенок проходит курс за персонажа Женю (мальчика или девочку), а его другом на время обучения и проводником в мир здоровых привычек становится капелька воды по имени Оксик. Всей командой мы придумывали завязку для каждого урока. Нам хотелось, чтобы истории отсылали детей к реальным ситуациям, и они понимали, что получают информацию, которая пригодится в жизни. Женя и Оксик путешествуют по телу и объясняют происходящие в нем процессы. В конце Женя обязательно подводит итог по вопросам, которые были озвучены в завязке урока.
Интерактивный анатомический атлас
Помимо видео и заданий, мы включили в обучение третий формат — интерактивный атлас. При его создании мы опирались на подробный, анатомически верный 3D-атлас для взрослых. Для курса его упростили, например, выделили основные мышцы и кости, объединив их в группы и отделы. Все системы организма в атласе представлены в виде десяти слоев: покровы и органы чувств, мышцы, скелет и суставы, дыхательная, пищеварительная, мочевыделительная, сердечно-сосудистая, нервная, иммунная и эндокринная системы. Можно в разном порядке включать, выключать и комбинировать эти слои, рассматривать находящиеся в них органы, что и как расположено относительно друг друга.
Атлас всегда доступен в личном кабинете, ученики могут зайти в него в любой момент. Названия органов озвучены и проигрываются при клике на орган, чтобы даже малыши, которые только учатся читать, знали правильное произношение и ударение. Если в уроках мы рассказываем именно о процессах и не нагружаем детей перечислениями каждой кости и мышцы, то в атласе они как раз могут изучить их подробнее.
По разрешению родителей в обучение можно дополнительно включить репродуктивную систему. Изначально система репродуктивных органов в атласе и видеоурок о половых особенностях людей в курсе закрыты — на случай, если взрослые волнуются, что их детям еще рано об этом знать.
Таким образом, в курсе «Моё тело» мы учли ожидания и детей, и родителей. Ученикам 6–12 лет нравится сам процесс изучения нового в непринужденной игровой форме. Они проходят уроки из любопытства, узнавая себя в персонаже и знакомых жизненных ситуациях. В интерактивных заданиях они развлекаются и в то же время закрепляют материал. Родители же спокойны, что их дети получают важную и полезную информацию в удобном и комфортном для всех формате.