Неповоротливые вузы и быстрорастущий EdTech

Неповоротливые вузы и быстрорастущий EdTech

Согласитесь, порочный круг “дом - работа - дом” перестал казаться таким уж порочным, когда появились технологии. По дороге в офис можно стать экспертом по литературе или сгонять в виртуальный тур по Лувру и вообще вести насыщенную цифровую жизнь. А вот в классической схеме “школа - ВУЗ” технологии стали скорее яблоком раздора. Ведь первые университеты появились ещё в Средние века. За это время они качественно обосновали в коллективном бессознательном свои статус и ценность. В то время как первый EdTech — “зелёный” школьник лет 10. Зато какой!

Но вот какое дело. Lifelong learning начинается c раннего детства, и не только с маминых рассказов о мире, но и с технологий. Детке сразу в руки дают телефон. (И немудрено: ведь родители детки “цифровые аборигены”, поколение Z, родившееся в мире, где уже был Интернет.) В этом контексте мне было бы сложно объяснить своему ребёнку, почему его обучение в детсадовском возрасте было более прогрессивным, чем учёба в ВУЗе. Когнитивный диссонанс какой-то. Но выход есть — взять от каждого лучшее и создать нечто новое.

Итак, что мы имеем. Никто не отрицает вузовский престиж, но и 5 лет за партой по программе 10-летней давности ради диплома и мамы сидеть не хочется. Тем более мама поймёт, а работодатель даже не спросит про диплом, когда увидит, как вы оптимизируете конверсии сайта. Эксперты поговаривают, что скоро задача ВУЗов изменится. Вместо профессии они будут обучать общим навыкам, среди них: работа с информацией, творческое мышление, презентация своих идей. В то время как обязанности по обучению профессиям перейдут более гибким и технологичным онлайн-школам. И у них есть козырь в рукаве — взаимодействие с бизнесом, который напрямую влияет на образовательные программы и даёт выпускникам работу.

Основной аргумент противников онлайн-образования — его качество, а противники ВУЗов сетуют на отсталость последних. Разделяю позицию обеих сторон, но думаю, прежде всего о людях, которые тратят свои деньги и время.

Как ВУЗам было бы хорошо от EdTech:

Во-первых, автоматом допфинансирование и оптимизация бюджета. Финансовый вопрос становится прерогативной EdTech

Во-вторых, чтобы перевести учебные заведения на удалёнку, приходится спешно создавать инфраструктуру — дорого, рискованно и не факт, что ”машина” сразу поедет. Дешевле и безопаснее купить готовый сервис с пробегом и инструкцией по применению

В-третьих, возможность создавать разнообразие контента, привлекая меньше персонала и больше абитуриентов. EdTech привык работать с аутсорсом и не сливать бюджет на продвижение.

В целом, на данном этапе развития ВУЗы не могут создавать конкурентоспособный продукт. Так как в этой отрасли сосредоточены преимущественно теоретики без навыков проектной перепрошивки и масштабирования. Зато с ними интересно исследовать и проектировать образовательный опыт.

Если EdTech надумает объединиться с ВУЗами, то получит силу бренда “высшее образование”, новый сегмент для развития и получения прибыли, академическую верификацию своих программ и методик. Я уже не говорю о том, что можно бесконечно создавать совместные новые программы и адаптировать старые, а студенты могут стать будущей частью воронки для дополнительного образования.

В общем, на сегодняшний день моя позиция такова: объединившись, ВУЗы и EdTech могут дать специалистов, обученных с оптимизацией по времени, но с сохранением качества и статуса образования. И, что особенно хорошо для людей, EdTech может подтянуть в эту коллаборацию бизнес. Его зона ответственности в этом союзе — задать правильный вектор обучения (в соответствии с потребностями работодателей и рынка) и трудоустроить готовых специалистов.

44
5 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

смотря на большинство наших врачей, думаешь, что 5+ лет они потратили точно зря

многое зависит от специальности, некоторые априори невозможны дистанционно, но некоторые специальности вовсе не нуждаются в 4 годах обучения, нарисовали их и напихали чем угодно, чтобы был объём.

1
Ответить

Знаете, я вот сейчас поняла, что ни одного раза за мою жизнь я не спросила диплом у врача, к которому попадала. Ни единого. А вы? Мы вроде как уповаем на больницу и поликлинику, которые не должны принять на работу неквалифицированных врачей, но почему мы должны им верить? Также я вижу и другие специальности: почему я должна верить, что они квалифицированы? И да, действительно есть много профессий, где 5-летнее образование в университете уже кажется утопией. Речь про диджитал профессии. Много говорю о них, потому что именно тут моя экспертиза. А еще в моей компании мы работаем над тем, чтобы все опыт и навыки всех без исключения профессионалов были оцифрованы и достоверны, а именно подтверждены сертифицированным лицом.
И отвечая на ваш вопрос - пойду ли я лечится к врачу без диплома - нет, не пойду. Я также не найму на работу не обученного интерна-маркетолога в приличном учебном заведении, а не на бесплатных марафонах. Но ведь речь не про то, есть ли у него диплом в принципе (это должно быть по умолчанию), а про то, что обучаться даже на врача можно с новыми технологиями. Для вовлеченного студента лекция одинаково интересна как в аудитории университета, так и в зуме, а уж на практику будьте любезны ногами ходить. В этом и прелесть смешанного обучения.
Так или иначе - я за образование, но считаю, что систему давно пора менять.

Ответить