Почему знать, понимать, уметь делать - разные понятия?

Написать такой текст побудило общение с разными людьми. Очень часто некоторые из них уравнивали понятия: знать – понимать – уметь рассказать – уметь передать информацию – уметь написать об этом. И использовали их как равнозначные. Поэтому, если кому не нравится тема и он считает ее не особо важной или не нужной, или и так понятной, смело пропускайте этот текст – не тратьте свое время. В моей практике этот вопрос актуален. Буду отправлять ссылку на публикацию людям, которые считают, что это одно и то же, чтобы они могли прочитать и понять, что это не так, а нелогичные утверждения не заполняли мой информационный поток, и чтобы по 10 раз не рассказывать о банальных явлениях и понятиях каждому такому человеку.

К примеру: человек может знать, что есть синхрофазотрон; знать, что это такое и для чего нужно; знать, как он внешне выглядит; знать, как с ним работать в отдельных случаях. И совсем не понимать, как он работает. При этом он может в красках и на высоком уровне изложить информацию о том, что знает о синхрофазотроне.

И наоборот, человек может не знать, как он выглядит, никогда не видеть его, не знать для чего и как он используется, но быть экспертом в вопросе о том, как именно он работает. Имеется ввиду, внутренний скрытый от глаз процесс работы. Знать, что наша земля в форме шара и имеет несколько слоев, не значит знать о том, как она устроена, ведь в состав земли входит огромное количество более мелких частей. Не зная о них и об их составе, человек не может знать как устроена земля в целом, он может знать об этом только отчасти и в общих чертах. Это не мешает создавать великолепные тексты в пределах знаний, которые имеются, и вполне экспертные в этом направлении.

Так же с пониманием и умением в нормальном понятном виде предоставить информацию другому человеку.

Каждое ответвление единой науки характеризует экспертные знания чего-то в конкретных пределах, но не объединяет все знания из разных отраслей в единую монолитную структуру, чтобы познать всю совокупность информации, а не отдельные ее части в разрезе какой-то науки.

Так случается в любой области деятельности человека вне зависимости от направлений. Так бывает при работе с клиентом, заказчиком, исполнителем, в отношениях между работодателем и работником.

Понимать что-то, знать о чем-то, уметь делать что-то, и уметь рассказать об этом чем-то – не одно и то же.

Начать дискуссию