Как разработать и запустить свой практический онлайн-курс

Статья задумана для тех, кто хочет сделать свой первый онлайн-курс, но не знает, с чего начать.

Как разработать и запустить свой практический онлайн-курс

Я хочу показать, что создание и запуск своего онлайн-курса — это понятный и не сложный процесс, который требует только определённой экспертизы в теме, которой учим и общей эрудиции на уровне выпускника вуза с опытом работы несколько лет.

Также я надеюсь, что для нашей и других, начинающих школ, статья может стать основой для создания уверенной методики работы.

Disclaimer

Я предлагаю вам такую стратегию:

  1. научитесь делать какое-то дело хорошо
  2. научитесь обучать этому делу
  3. научитесь делать бизнес на обучении этому делу

Попытка заскочить на следующий уровень, минуя предыдущий — приводит в том числе к эффекту инфоцыганщины.

1. Выбор темы курса

Выберите тему, которая вас волнует, в которой вы разбираетесь и хотите поделиться своей экспертизой.

Принцип. В созидании лучше делать / начинать с того, что вызывает у вас наибольший (и устойчивый) эмоциональный отклик

Я рекомендую всегда сначала отталкиваться от интересов и увлечений автора курса, потому что сразу совместить интерес автора с конъюнктурой рынка сложно и не нужно — это часто убивает мотивацию автора.

Сделайте первый курс чисто для себя, а не на заказ, для рынка. Это не значит, что он автоматически будет неуспешным.

В мире людей много, а благодаря интернету и английскому вы практически всегда можете найти группу таких же фриков, как и вы :)

В целом важно понимать, что чем уже аудитория курса, тем проще до неё добраться. Дальше уже можно расширять аудиторию (см. Повторные пилоты).

Примеры тем:

  • Французский луковый суп
  • Проектирование хранилищ данных
  • Управленческий учёт
  • Радость в семье
  • Медитация
  • Стрельба из лука

2. Границы курса

Определите границы деятельности, которой хотите учить

Принцип. Основное содержание эффективного учебного курса — это деятельность участников

Для практического обучения неочевидное заключается в том, что порядок курса должен строиться от порядка целевой деятельности, а не от того, в каком порядке кажется удобным рассказывать про тему.

Изучите целевую деятельность, которой вы хотите научить, разбейте её на участки — шаги и оцените, можно ли эти участки повторить в том же порядке в учебном курсе. Во многих случаях это возможно.

Постройте план шагов, под которые сделаете задания и упражнения. План должен включать от 3 до 9 шагов.

Пример плана шагов:

  1. Купите ингредиенты для салата (этот шаг возможно лучше дать заданием до курса)
  2. Подготовьте кухню и инструменты
  3. Помойте и почистите овощи
  4. Смешайте ингредиенты салата
  5. Добавьте соусы / заправки
  6. Перемешайте салат
  7. Попробуйте и оцените салат

Выберите, какую большую учебную задачу / кейс / проект в целом будут решать участники курса:

  1. ту, которую они выберут сами
  2. ту, которую предложите вы
  3. смесь из задач на разные темы

Чаще всего хорошо работают варианты 1 или 2, иногда лучше работает вариант 3.

Примеры большой задачи/кейса/проекта:

  • Готовка салата «Нисуаз»
  • Создание вашего эффективного резюме (профессию выбирает сам участник)
  • Разработка ТЗ на мобильное приложение «Гугл.Доставка»
  • Выбор вуза для поступления вместе с ребёнком
  • Проектирование вашего загородного дома
  • Делаем стрижку бобриком

3. Упражнения/задания

Для каждого шага / задачи курса придумайте 1-2 упражнения/задания, чтобы оно занимало не более 20 минут. (Если времени не хватит — ведущий на месте добавит ещё, но важно держать темп и не растекаться по времени).

Лучше, если у вас получится придумать парные-командные упражнения, рассчитанные на 2-4 человек. Но если не получается, можете остановиться на индивидуальных.

Примеры заданий:

  • Помойте голову клиента
  • Нарисуйте контекстную диаграмму системы
  • Помойте и почистите ингредиенты для салата
  • Опишите своё состояние
  • Постойте в планке, пока не устанете
  • Выберите конструкционный вариант дома, используя наши рекомендации

4. Инструктаж

Принцип. Чем дольше рассказываете, тем хуже запоминают, тем меньше пользы

Принцип. Всегда лучше как минимум показывать, а не только рассказывать

Для каждого шага / задачи курса оцените время, которое нужно для вводных объяснений/инструктажа, чтобы участник в принципе мог выполнить задание.

Я настоятельно рекомендую для каждого задания инструктаж с демонстрацией примеров укладывать в 10-15 минут. Если у вас не получается, то это говорит, что необходимо разделить задания на более короткие.

5. Обратная связь

Принцип. Человек учится тем быстрее, чем быстрее получает обратную связь.

Поэтому по возможности предпочитайте практику И обратную связь на занятиях, а не через домашние задания и последующий разбор.

Для каждого задания оцените и заложите время на разбор и обратную связь. Обычно это время похоже на время выполнения самого задания (но тем больше, чем больше учебная группа).

Типовой рекомендуемый цикл одного задания

  1. Инструктаж — 5-15 минут
  2. Практика в командах или индивидуально — 5-20 минут
  3. Разбор / обратная связь — 10-25 минут

Итого цикл может занимать от 20 минут до часа (чаще ближе к часу).

6. Общая структура курса

Соберите в таблице общую структуру курса, обычно она такая:

  • Знакомство
  • Правила
  • Обзор курса / процесса / большой задачи
  • Модуль / Тема / Задача 1
  • — Инструктаж
  • — Практика
  • – Разбор / Обратная связь на результаты практики
  • Модуль / Тема / Задача 2
  • – Инструктаж
  • – Практика
  • – Разбор / Обратная связь на результаты практики
  • Перерыв
  • Модуль / Тема / Задача 3
  • – Инструктаж
  • – Практика
  • – Разбор / Обратная связь на результаты практики
  • Модуль / Тема / Задача 4
  • – Инструктаж
  • – Практика
  • – Разбор / Обратная связь на результаты практики
  • Завершение, подведение итогов
  • Обратная связь на курс
  • Выдача свидетельства

7. Тайминг курса

Дополните структуру курса временем на каждый блок / мероприятие.

Не забывайте про перерывы каждые 45 минут — полтора часа — после 1-2 больших задач или 2-3 небольших.

Помните, что при оценке времени курса вы будете излишне оптимистичны и реальное время при прогоне может превышать расчётное на 50-100%. Это совершенно нормально, на оптимизацию времени нужно будет потратить усилия потом, когда будет понятно, на чём оно теряется и насколько объективно (тупняк или что-то полезное).

Важно! Найдите способ вместить пилотный курс в 4-8 часов

(Потом сможете увеличить до нескольких раз)

Помните принцип быстрой обратной связи для обучения. Когда вы делаете учебный курс, вы тоже учитесь — делать его. Поэтому чем короче цикл проведения курса и анализа результатов, тем быстрее вы можете сделать что-то хорошее.

8. Название курса

Выберите рабочее название для пилота

Принцип. Слова имеют значение и влияют на восприятие, отношение, интерпретацию и поведение

Например, я всячески избегаю в риторике про практическое прагматическое обучение слова «слушатель» и «лектор», т.к. это автоматически полусознательно настраивает заказчиков, клиентов и участников на то, что основное содержание курса — это рассказ ведущего, а задача участников — слушать, понимать, запоминать и задавать вопросы. Как вы понимаете, это совсем не так :)

Неверные ожидания участников относительно формата могут привести к тому, что они окажутся не готовы к работе на курсе в нужном вам формате.

Обычно стоит в названии пилота напрямую отражать то, что хочет научиться делать человек, как во фразе «я хочу уметь <делать что-то>».

Примеры рабочих названий:

  • Как писать ТЗ на софт
  • Как танцевать, не чувствуя ног и усталости
  • Как вести полезный личный дневник
  • Как запустить свой блог в инстаграме
  • Как купить первую машину
  • Как построить свой дом

9. Пилоты

Будьте готовы к тому, что для доработки курса до уровня, который устраивает и клиентов и вас, может потребоваться от 3-х до 5 прогонов — это нормально.

Первые прогоны я называю пилотами, обычно 1-2 пилоты проводятся закрыто, для знакомых, по приглашению и бесплатно/за символическую плату.

Последующие пилоты проводят открыто, за небольшие деньги (обычно в 2-4 раза меньше полной цены) для ограниченного круга лояльных клиентов, постепенно увеличивая в группе долю новых клиентов и стоимость участия в курсе, корректируя название курса на более точное, привлекательное и правильное для более широкой аудитории.

Также может быть полезно и правильно увеличивать длительность курса, если вы увидите, что есть устойчивый спрос на него и на увеличение практики в курсе со стороны клиентов — с 4-8 часов до 12, 16, 24, 32 и даже 48.

10. Расписание курса

Если вы проводите курс в онлайне, то минимальная длительность занятия — полчаса (реалистично — час), а максимальная — 4 часа с перерывами каждый час. Делать занятие на весь день можно, но только тогда, когда вы набрались существенного опыта проведения или у участников нет другого варианта.

Принцип. Регулярное размеренное обучение лучше большого интенсива

Какие форматы расписания можно порекомендовать для пилота:

  • 2-3 дня подряд по 2 часа с утра или вечера — например, вторник-среда-четверг.
  • 2-3 дня по 2 часа с утра или вечером с перерывом в 1 день — вторник-четверг или понедельник-среда-пятница
  • 1 занятие на 3-4 часа в выходной день с утра (10-11-12 часов)
  • 2 занятия в выходные по 3-4 часа с утра

Выходные предпочтительнее тем, что люди обычно приходят отдохнувшие и сфокусированные, но часто в рабочие дни собрать людей проще.

Конкретный график для пилота не очень критичен, выбирайте время, которое в целом подходит вам и образу жизни ваших знакомых.

Очень полезно начинать занятия в одно и то же время, чтобы не создавать путаницы для участников и вас.

11. Сбор первой группы

Для первого пилота обычно желательно собрать 4-8 человек.

Если вы соберёте только 3-х, то есть риск, что кто-то не дойдет и отвалится и в целом прогон будет не очень показательным в смысле проверки реального времени.

Подготовьте краткое предложение для участников пилота, которое вы сможете разослать по знакомым.

Уточните формат занятий, чтобы люди были готовы именно работать, а не просто слушать, гуляя по парку.

Само собой, предложение обычно имеет смысл отправлять не всей 1 тысяче ваших контактов, а избранным 10-20 людям, которым, как вам кажется из ваших знаний про них, может быть интересна тема курса.

12. Проведение пилота

Не стоит весь инструктаж готовить целиком до пилота — лучше это делать постепенно, перед каждым занятием.

Так вы избежите возможности вывалить на бумагу / слайды / людей кучу информации.

Обязательно записывайте занятия, чтобы была возможность пересмотреть и предметно проанализировать какой-нибудь неудачный фрагмент занятия.

По ходу прогона записывайте, сколько времени на самом деле заняло каждое занятие, потом анализируйте причины и придумывайте, что с этим делать.

13. Анализ результатов пилота

Если участник отвалился в ходе пилота, узнайте причину и запишите её для последующего анализа статистики.

Ключевой вопрос анкеты, интегральная оценка:

Оцените полезность и эффективность курса для вас по 10-балльной шкале

14. Оценка результативности курса

Как понять, что участники достигли своих целей?

Для этого можно делать анкетирование + интервью на входе, а также контрольные мероприятия ПОСЛЕ курса. т.к. целей они чаще достигают не в ходе курса, а за его пределами.

Например, если курс учит профессии и предполагает дальнейшее трудоустройство, можно перезвонить через 3-6 месяцев и узнать, удалось ли выпускнику найти работу.

15. Инструменты пилота и масштабирование

Для проведения онлайн-пилотов вам может хватить:

  • Zoom / Google Meet / Skype или любой другой софт проведения групповых онлайн-встреч с записью
  • Google Docs — для выполнения практики, требующей структуры (Docs, Sheet, Draw), а также для слайдов
  • Miro — для более нарративного инструктажа и динамического выполнения практики

  • Специализированный инструмент, применению которого вы возможно учите — картофельный нож, Bubble, Power BI, etc.

Применение любых других инструментов масштабирования продаж, работы с клиентами и обучения я настоятельно рекомендую отложить до момента Product/Market Fit — когда вы довольны качеством продукта, его ценой/оборотом и нашли работающие эффективные и масштабируемые каналы привлечения.

НЕ стоит сразу готовить контент (инструктаж, задания) в LMS типа Moodle, GetCourse, iSpring, CoreApp и т.д., если он у вас не устоялся и вы не довольны качеством курса и объёмом спроса настолько, чтобы пытаться перейти на бесконтактное обучение.

Если вам ближайшие полгода не светит собирать на курс больше 40 человек в месяц (а обучить 40 человек эффективно, без потери качества, можно, например, через 3 параллельных-последовательных независимых потока групп по 12-13 человек), то класть контент в специализированную LMS скорей всего не нужно и даже вредно.

Practice What You Preach

Принцип. Поступайте в соответствии с вашими убеждениями

Обратите внимание, что эта статья — НЕ учебный курс/тренинг :) Она решает задачу проинформировать вас, проинструктировать, показать (относительную) простоту задачи, заинтересовать возможностью это сделать.

Чтобы поучиться и научиться, вам нужно реально выполнить шаги, описанные в статье и, в идеале, получить полезную обратную связь на них.

Такая возможность есть :)

Предыдущие статьи

1717
21 комментарий

Комментарий недоступен

1
Ответить

welcome! )

1
Ответить

Ваша статья лакомка для инфоциган.

Ответить

Это они и есть, только не признаются.)

3
Ответить

и в целом я предпочитаю людей, которых радуют успехи их выпускников, а не продажи

1
Ответить

Кстати, я вас вспомнил, лет 15 назад, а может и больше, читал статьи про системный анализ. Очень понравилось. Вы помоему в Афише работали тогда.

1
Ответить

было дело )

Ответить