Как разработать и запустить свой практический онлайн-курс
Статья задумана для тех, кто хочет сделать свой первый онлайн-курс, но не знает, с чего начать.
Я хочу показать, что создание и запуск своего онлайн-курса — это понятный и не сложный процесс, который требует только определённой экспертизы в теме, которой учим и общей эрудиции на уровне выпускника вуза с опытом работы несколько лет.
Также я надеюсь, что для нашей и других, начинающих школ, статья может стать основой для создания уверенной методики работы.
Disclaimer
Я предлагаю вам такую стратегию:
- научитесь делать какое-то дело хорошо
- научитесь обучать этому делу
- научитесь делать бизнес на обучении этому делу
Попытка заскочить на следующий уровень, минуя предыдущий — приводит в том числе к эффекту инфоцыганщины.
1. Выбор темы курса
Выберите тему, которая вас волнует, в которой вы разбираетесь и хотите поделиться своей экспертизой.
Я рекомендую всегда сначала отталкиваться от интересов и увлечений автора курса, потому что сразу совместить интерес автора с конъюнктурой рынка сложно и не нужно — это часто убивает мотивацию автора.
Сделайте первый курс чисто для себя, а не на заказ, для рынка. Это не значит, что он автоматически будет неуспешным.
В мире людей много, а благодаря интернету и английскому вы практически всегда можете найти группу таких же фриков, как и вы :)
В целом важно понимать, что чем уже аудитория курса, тем проще до неё добраться. Дальше уже можно расширять аудиторию (см. Повторные пилоты).
Примеры тем:
- Французский луковый суп
- Проектирование хранилищ данных
- Управленческий учёт
- Радость в семье
- Медитация
- Стрельба из лука
2. Границы курса
Определите границы деятельности, которой хотите учить
Для практического обучения неочевидное заключается в том, что порядок курса должен строиться от порядка целевой деятельности, а не от того, в каком порядке кажется удобным рассказывать про тему.
Изучите целевую деятельность, которой вы хотите научить, разбейте её на участки — шаги и оцените, можно ли эти участки повторить в том же порядке в учебном курсе. Во многих случаях это возможно.
Постройте план шагов, под которые сделаете задания и упражнения. План должен включать от 3 до 9 шагов.
Пример плана шагов:
- Купите ингредиенты для салата (этот шаг возможно лучше дать заданием до курса)
- Подготовьте кухню и инструменты
- Помойте и почистите овощи
- Смешайте ингредиенты салата
- Добавьте соусы / заправки
- Перемешайте салат
- Попробуйте и оцените салат
Выберите, какую большую учебную задачу / кейс / проект в целом будут решать участники курса:
- ту, которую они выберут сами
- ту, которую предложите вы
- смесь из задач на разные темы
Чаще всего хорошо работают варианты 1 или 2, иногда лучше работает вариант 3.
Примеры большой задачи/кейса/проекта:
- Готовка салата «Нисуаз»
- Создание вашего эффективного резюме (профессию выбирает сам участник)
- Разработка ТЗ на мобильное приложение «Гугл.Доставка»
- Выбор вуза для поступления вместе с ребёнком
- Проектирование вашего загородного дома
- Делаем стрижку бобриком
3. Упражнения/задания
Для каждого шага / задачи курса придумайте 1-2 упражнения/задания, чтобы оно занимало не более 20 минут. (Если времени не хватит — ведущий на месте добавит ещё, но важно держать темп и не растекаться по времени).
Лучше, если у вас получится придумать парные-командные упражнения, рассчитанные на 2-4 человек. Но если не получается, можете остановиться на индивидуальных.
Примеры заданий:
- Помойте голову клиента
- Нарисуйте контекстную диаграмму системы
- Помойте и почистите ингредиенты для салата
- Опишите своё состояние
- Постойте в планке, пока не устанете
- Выберите конструкционный вариант дома, используя наши рекомендации
4. Инструктаж
Для каждого шага / задачи курса оцените время, которое нужно для вводных объяснений/инструктажа, чтобы участник в принципе мог выполнить задание.
Я настоятельно рекомендую для каждого задания инструктаж с демонстрацией примеров укладывать в 10-15 минут. Если у вас не получается, то это говорит, что необходимо разделить задания на более короткие.
5. Обратная связь
Поэтому по возможности предпочитайте практику И обратную связь на занятиях, а не через домашние задания и последующий разбор.
Для каждого задания оцените и заложите время на разбор и обратную связь. Обычно это время похоже на время выполнения самого задания (но тем больше, чем больше учебная группа).
Типовой рекомендуемый цикл одного задания
- Инструктаж — 5-15 минут
- Практика в командах или индивидуально — 5-20 минут
- Разбор / обратная связь — 10-25 минут
Итого цикл может занимать от 20 минут до часа (чаще ближе к часу).
6. Общая структура курса
Соберите в таблице общую структуру курса, обычно она такая:
- Знакомство
- Правила
- Обзор курса / процесса / большой задачи
- Модуль / Тема / Задача 1
- — Инструктаж
- — Практика
- – Разбор / Обратная связь на результаты практики
- Модуль / Тема / Задача 2
- – Инструктаж
- – Практика
- – Разбор / Обратная связь на результаты практики
- Перерыв
- Модуль / Тема / Задача 3
- – Инструктаж
- – Практика
- – Разбор / Обратная связь на результаты практики
- Модуль / Тема / Задача 4
- – Инструктаж
- – Практика
- – Разбор / Обратная связь на результаты практики
- …
- Завершение, подведение итогов
- Обратная связь на курс
- Выдача свидетельства
7. Тайминг курса
Дополните структуру курса временем на каждый блок / мероприятие.
Не забывайте про перерывы каждые 45 минут — полтора часа — после 1-2 больших задач или 2-3 небольших.
Помните, что при оценке времени курса вы будете излишне оптимистичны и реальное время при прогоне может превышать расчётное на 50-100%. Это совершенно нормально, на оптимизацию времени нужно будет потратить усилия потом, когда будет понятно, на чём оно теряется и насколько объективно (тупняк или что-то полезное).
Важно! Найдите способ вместить пилотный курс в 4-8 часов
(Потом сможете увеличить до нескольких раз)
Помните принцип быстрой обратной связи для обучения. Когда вы делаете учебный курс, вы тоже учитесь — делать его. Поэтому чем короче цикл проведения курса и анализа результатов, тем быстрее вы можете сделать что-то хорошее.
8. Название курса
Выберите рабочее название для пилота
Например, я всячески избегаю в риторике про практическое прагматическое обучение слова «слушатель» и «лектор», т.к. это автоматически полусознательно настраивает заказчиков, клиентов и участников на то, что основное содержание курса — это рассказ ведущего, а задача участников — слушать, понимать, запоминать и задавать вопросы. Как вы понимаете, это совсем не так :)
Неверные ожидания участников относительно формата могут привести к тому, что они окажутся не готовы к работе на курсе в нужном вам формате.
Обычно стоит в названии пилота напрямую отражать то, что хочет научиться делать человек, как во фразе «я хочу уметь <делать что-то>».
Примеры рабочих названий:
- Как писать ТЗ на софт
- Как танцевать, не чувствуя ног и усталости
- Как вести полезный личный дневник
- Как запустить свой блог в инстаграме
- Как купить первую машину
- Как построить свой дом
9. Пилоты
Будьте готовы к тому, что для доработки курса до уровня, который устраивает и клиентов и вас, может потребоваться от 3-х до 5 прогонов — это нормально.
Первые прогоны я называю пилотами, обычно 1-2 пилоты проводятся закрыто, для знакомых, по приглашению и бесплатно/за символическую плату.
Последующие пилоты проводят открыто, за небольшие деньги (обычно в 2-4 раза меньше полной цены) для ограниченного круга лояльных клиентов, постепенно увеличивая в группе долю новых клиентов и стоимость участия в курсе, корректируя название курса на более точное, привлекательное и правильное для более широкой аудитории.
Также может быть полезно и правильно увеличивать длительность курса, если вы увидите, что есть устойчивый спрос на него и на увеличение практики в курсе со стороны клиентов — с 4-8 часов до 12, 16, 24, 32 и даже 48.
10. Расписание курса
Если вы проводите курс в онлайне, то минимальная длительность занятия — полчаса (реалистично — час), а максимальная — 4 часа с перерывами каждый час. Делать занятие на весь день можно, но только тогда, когда вы набрались существенного опыта проведения или у участников нет другого варианта.
Какие форматы расписания можно порекомендовать для пилота:
- 2-3 дня подряд по 2 часа с утра или вечера — например, вторник-среда-четверг.
- 2-3 дня по 2 часа с утра или вечером с перерывом в 1 день — вторник-четверг или понедельник-среда-пятница
- 1 занятие на 3-4 часа в выходной день с утра (10-11-12 часов)
- 2 занятия в выходные по 3-4 часа с утра
Выходные предпочтительнее тем, что люди обычно приходят отдохнувшие и сфокусированные, но часто в рабочие дни собрать людей проще.
Конкретный график для пилота не очень критичен, выбирайте время, которое в целом подходит вам и образу жизни ваших знакомых.
Очень полезно начинать занятия в одно и то же время, чтобы не создавать путаницы для участников и вас.
11. Сбор первой группы
Для первого пилота обычно желательно собрать 4-8 человек.
Если вы соберёте только 3-х, то есть риск, что кто-то не дойдет и отвалится и в целом прогон будет не очень показательным в смысле проверки реального времени.
Подготовьте краткое предложение для участников пилота, которое вы сможете разослать по знакомым.
Уточните формат занятий, чтобы люди были готовы именно работать, а не просто слушать, гуляя по парку.
Само собой, предложение обычно имеет смысл отправлять не всей 1 тысяче ваших контактов, а избранным 10-20 людям, которым, как вам кажется из ваших знаний про них, может быть интересна тема курса.
12. Проведение пилота
Не стоит весь инструктаж готовить целиком до пилота — лучше это делать постепенно, перед каждым занятием.
Так вы избежите возможности вывалить на бумагу / слайды / людей кучу информации.
Обязательно записывайте занятия, чтобы была возможность пересмотреть и предметно проанализировать какой-нибудь неудачный фрагмент занятия.
По ходу прогона записывайте, сколько времени на самом деле заняло каждое занятие, потом анализируйте причины и придумывайте, что с этим делать.
13. Анализ результатов пилота
Если участник отвалился в ходе пилота, узнайте причину и запишите её для последующего анализа статистики.
Ключевой вопрос анкеты, интегральная оценка:
Оцените полезность и эффективность курса для вас по 10-балльной шкале
14. Оценка результативности курса
Как понять, что участники достигли своих целей?
Для этого можно делать анкетирование + интервью на входе, а также контрольные мероприятия ПОСЛЕ курса. т.к. целей они чаще достигают не в ходе курса, а за его пределами.
Например, если курс учит профессии и предполагает дальнейшее трудоустройство, можно перезвонить через 3-6 месяцев и узнать, удалось ли выпускнику найти работу.
15. Инструменты пилота и масштабирование
Для проведения онлайн-пилотов вам может хватить:
- Zoom / Google Meet / Skype или любой другой софт проведения групповых онлайн-встреч с записью
- Google Docs — для выполнения практики, требующей структуры (Docs, Sheet, Draw), а также для слайдов
Miro — для более нарративного инструктажа и динамического выполнения практики
- Специализированный инструмент, применению которого вы возможно учите — картофельный нож, Bubble, Power BI, etc.
Применение любых других инструментов масштабирования продаж, работы с клиентами и обучения я настоятельно рекомендую отложить до момента Product/Market Fit — когда вы довольны качеством продукта, его ценой/оборотом и нашли работающие эффективные и масштабируемые каналы привлечения.
НЕ стоит сразу готовить контент (инструктаж, задания) в LMS типа Moodle, GetCourse, iSpring, CoreApp и т.д., если он у вас не устоялся и вы не довольны качеством курса и объёмом спроса настолько, чтобы пытаться перейти на бесконтактное обучение.
Если вам ближайшие полгода не светит собирать на курс больше 40 человек в месяц (а обучить 40 человек эффективно, без потери качества, можно, например, через 3 параллельных-последовательных независимых потока групп по 12-13 человек), то класть контент в специализированную LMS скорей всего не нужно и даже вредно.
Practice What You Preach
Обратите внимание, что эта статья — НЕ учебный курс/тренинг :) Она решает задачу проинформировать вас, проинструктировать, показать (относительную) простоту задачи, заинтересовать возможностью это сделать.
Чтобы поучиться и научиться, вам нужно реально выполнить шаги, описанные в статье и, в идеале, получить полезную обратную связь на них.
Такая возможность есть :)
Комментарий недоступен
welcome! )
Ваша статья лакомка для инфоциган.
Это они и есть, только не признаются.)
Век живи, век учись. Был лохом и останусь им.🤣
Честно говоря, я статью не прочитал. )
Если серьезно, мне понравился, отличная статья.
Учиться нужно у лидеров в своем вопросе, а не на обезличенных курсах от нулевых авторитетов.
Я думаю, этот молодой человек очень перспективный и будущий лидер. Если прочтёте статью увидите, что у него знания не сухие и не поверхностные. Он знает что пишет.
и в целом я предпочитаю людей, которых радуют успехи их выпускников, а не продажи
Кстати, я вас вспомнил, лет 15 назад, а может и больше, читал статьи про системный анализ. Очень понравилось. Вы помоему в Афише работали тогда.
было дело )
Статья не плохая, для тех кто не в теме. Но по опыту скажу, лучше нанимать специалистов. Мы думали там нет ничего такого, помучались полгода. Потом порекомендовали HR агентство, которое специализируется на онлайн-образовании и собрали не большую команду. В общем продажи радуют)
подождите, я же не про бизнес. я про то, что человек что-то делал-делал, а потом созрел, чтобы этот опыт передать. и вот можно писать статьи, можно записывать видео, можно предлагать услуги менторства, можно делать обычный видео-курс с тестами, а можно практический
каких специалистов можно нанять, если ты сам специалист, который всю жизнь проработал в найме?
надо самому сначала на практике освоить, что такое — делать практическое обучение, сделать первые шаги
Уже есть рынок в онлайн-образовании: продюсеры, маркетологи, методологи, сценаристы и т.п. Они могут привнести свою экспертизу.
сколько стоит небольшая команда в месяц?
ну свои расходы не готов на весь интернет огласить. В целом у каждого специалиста есть оклад не большой (от 50К.) + KPI. Специалисты, которые верят в твой продукт и уверены в своих силах, нацелены на бонусную часть.
я предполагаю, что команда — это минимум 3 человека. получается бюджет от 150к в месяц, чтобы сделать курс, нужно месяца 3, итого около 500 тр.
непонятно, как такой вариант поможет человеку из найма с зарплатой в 60-100 тр. он должен свои накопления вложить в такой рисковый проект? зачем?
я повторюсь из dicsclaimerа, что не стоит сразу пытаться усидеть на 3-х стульях:
1. научитесь делать какое-то дело хорошо
2. научитесь обучать этому делу
3. научитесь делать бизнес на обучении этому делу
я не хочу сильно дискутировать. Идея в том, чтобы привлечь человека у которого был опыт в данной сфере. Если например, не хотите рисковать, можно привлекать опытных чуваков не на фулл тайм. Можно привлекать на консалт. Есть разные варианты. я встречал продюсеров, которые работали как агентство, они брали одновременно несколько проектов.
я на том этапе развития, когда могу себе такое позволить, у меня есть бюджет 500+ тр в месяц
но это спустя 10 лет опыта разработки и проведения курсов
а статья для делающих первые шаги
Норм статья, информативненько