В марте банки отказались от беспроцентной рассрочки. Как выкрутились Нетология, «Яндекс Практикум» и другие эдтехи?

В конце февраля ключевая ставка в России подскочила с 9,5 до 20 процентов, и банки в разы повысили свои ставки. Пострадали не только те, кто собирался брать ипотеку или машину в кредит. В сложной ситуации оказались онлайн-школы — Нетология, «Яндекс Практикум», Хекслет и другие. Банки перестали давать рассрочку их студентам.

Мы в tutortop помогаем людям выбирать онлайн-курсы в разных направлениях — программировании и аналитике, бизнесе и иностранных языках, маркетинге, дизайне и других. Наш агрегатор один из самых крупных на рынке — собрано почти четыре тысячи курсов от более сотни школ. Компании всегда делятся с нами свежими данными, а мы готовим актуальную аналитику. Сейчас спросили у представителей крупнейших школ, что произошло на рынке онлайн-образования и как теперь быть.

Как было раньше?

Онлайн-школы всегда предлагали ученикам как минимум два способа оплатить курсы: целиком или в рассрочку. При этом популярность рассрочки росла с каждым годом. По данным TutorTop, в 2017 году такой вид расчета выбирали 45 процентов студентов, а в 2022 году — уже около 70 процентов. Больше всего рассрочек выдавали Сбер и Тинькофф.

Что произошло

Когда ключевая ставка подскочила, банки подняли свои ставки до 30-40 процентов. Людям, которые собирались поступать в онлайн-школы, стало невыгодно брать потребительские кредиты на оплату онлайн-обучения. При этом с банковской рассрочкой тоже начались проблемы.

В ProductStar, где обучают менеджеров и аналитиков, сообщили, что их основной партнер — Тинькофф — с конца февраля часто отказывал по заявкам на рассрочки.

«Действительно произошли существенные изменения в процессах приема платежей. Участились случаи отказов при рассмотрении заявок на рассрочки со стороны нашего основного партнера — банка Тинькофф. Также мы столкнулись с тем, что процентная ставка стала нестабильна и могла меняться в течение дня», — рассказала проектный менеджер отдела продаж ProductStar Анна Лахтикова.

В Бруноям готовят программистов, маркетологов, дизайнеров и аналитиков. Там рассказали, что процент отказов от Тинькофф и вовсе составил около сотни.

«Тинькофф банк вернулся с новыми процентами на рассрочку первый, но, к сожалению, процент отказов составляет около 100%. Сбер выпустили обновленные ставки пару дней назад, пока нет результатов. Подключили Почта Банк, у них сложный процесс подписания (клиенту необходимо ехать в банк), но хороший процент одобрений, большую часть рассрочек заключаем через них», — сообщил руководитель отдела развития школы Владимир Бурмистров.

Пауза в оформлении банковских рассрочек длилась около недели. И банки, и школы пребывали в шоке, но потом ситуация начала «понемногу оттаивать», прокомментировала ситуацию главный операционный директор школы интернет-профессий IMBA Мария Петровская.

«Мы продолжили сотрудничать со всеми банками-партнерами, но, к сожалению, уже на других условиях. Из-за роста ключевой ставки выросли комиссии за пользование рассрочками для всех EdTech-проектов. Это новая реальность, в которой мы все учимся жить», — добавила она.

Кроме того, снизилась покупательская способность среди тех студентов, которые рассчитывали платить по частям. В сервисе корпоративного онлайн-обучения Eduson Academy оценили это снижение в 50 процентов.

«Мы по-прежнему сотрудничаем со Сбером, Тинькофф и брокерами, которые работают со многими менее крупными банками (МТС, Почта и другими). Самое интересное, что банки дают разный результат каждый день и необходимо постоянно общаться с ними, чтобы быть в курсе всех новостей и предложений», — отметил директор по продукту Eduson Academy Александр Кужелев.

Это новая реальность, в которой мы все учимся жить.

Мария Петровская, Операционный директор школы интернет-профессий IMBA

Как адаптировались школы

Нетология сократила сроки рассрочки. Если раньше клиенты на онлайн-продукты школы могли оформить договор с банком на оплату всей суммы по частям в течение 36 месяцев, то сейчас в большей степени есть возможность оформления на шесть, 10 или 12 месяцев. При этом платформа договорилась с банками, что одобрять рассрочки будут на прежнем уровне.

«Разумеется, это ударило по людям, которые хотели стабильно выплачивать по три-четыре тысячи рублей в течение трех лет. Сейчас эта же рассрочка — 9-12 тысяч рублей в месяц в течение года. Не все могут это себе позволить, особенно в условиях сильной турбулентности, когда деньги могут понадобиться на удовлетворение более важных насущных потребностей», — сказал руководитель отдела монетизации продукта школы Григорий Гаршин.

В «Яндекс Практикуме» тоже заметили, что доля оплат в кредит сильно упала. При этом школа еще до кризиса предлагала студентам внутреннюю рассрочку.

«Студент выплачивает курс частями в течение всего периода обучения — сколько месяцев длится программа, столько и платежей. Исторически такой вариант оплаты всегда был самым популярным, таким остается и сейчас», — отметил Владимир Лазарев, growth-team «Практикума».

ProductStar «взяли удар на себя»: начали оформлять кредиты вместо рассрочек и компенсировать проценты для клиентов.

«Комиссия при оформлении рассрочки для нас составляла около 15 процентов от стоимости курса, для кредитов она выросла до 30 процентов и больше. Мы подготовили специальные калькуляторы для менеджеров и позаботились, чтобы изменения не отразились на стоимости обучения для клиентов», — объяснила Анна Лахтикова, проектный менеджер отдела продаж ProductStar.

Еще школа подключила сервис отложенной оплаты — клиенты могут платить четырьмя частями, а также предложила студентам внутреннюю рассрочку, как и в «Яндекс Практикуме».

В школе программирования Хекслет поддержали линию ProductStar. «Несмотря на изменившиеся условия кредитования, берем на себя все повышенные банковские ставки и комиссии, обеспечивая студентам полностью беспроцентную рассрочку или субсидируемый кредит. В особо сложных случаях в индивидуальном порядке можем принять решение о рассрочке за счет компании», — сказал Денис Гузеев, управляющий партнер школы программирования.

В академии дизайн-профессий Pentaschool сказали, что не только продолжили сотрудничать с крупнейшими банками страны, но и расширяют список продуктов.

«Безусловно, влияние ставки рефинансирования Центрального Банка имеет прямое значение: кредитные продукты стали дороже. При этом у нашей компании есть другие инструменты поддержки клиентов: мы предоставляем внутреннюю беспроцентную рассрочку, а также индивидуальные условия оплаты для тех, кто проходил обучение, или для новых студентов в случае покупки двух и более программ», — объяснила директор департамента продаж бизнес-юнита дополнительного профессионального образования группы компаний «АкадемСити» Юлия Пяткина.

Давать рассрочку студентам в обход банка сейчас также готовы Бруноям и IMBA. В Eduson Academy сказали, что пока тестируют внутреннюю разбивку платежей для клиентов.

Какие выводы?

Все собеседники tutortop отметили, что банки пытаются идти навстречу онлайн-школам. При этом очевидно, что прежнего комфорта для студентов и школ больше нет, а самым оптимальным из вариантов оплаты для обеих сторон пока выглядит внутренняя рассрочка школы. И в Хекслете, и в «Яндекс Практикуме», и в Pentaschool добавили, что спрос на их программы не спадает, а даже усиливается.

Денис Гузеев из Хекслета: «Кажется, что дефицит программистов в России будет только нарастать ввиду большого оттока действующих специалистов в другие страны».

Владимир Лазарев из «Практикума»: «Прямо сейчас мы видим довольно интенсивный рост спроса на наши программы в целом и ожидаем, что в ближайшее время он будет продолжаться».

Юлия Пяткина из Pentaschool: «Сегодня наш продукт является востребованным, а сейчас, наверное, самое подходящее время выбирать себе профессию будущего с учетом новых реалий».

Tutortop продолжает следить за ситуацией на рынке онлайн-образования. Еще больше интересного о курсах можно узнать в блоге агрегатора.

66
реклама
разместить
Начать дискуссию