Пять шагов к магистратуре в США

Как выбрать вуз, не оплошать с заявкой, получить визу — и сколько все это стоит.

В этом году я начала обучение по программе Master of Business Administration в University of Massachusetts Boston. А до этого помогла поступить еще 37 студентам в разные американские вузы, будучи руководителем направления в IQ Consultancy.

MBA в Америке длится два года, как любая другая программа Master’s (та же магистратура). Поступить можно с дипломом бакалавра и опытом работы, без опыта работы с дипломом бакалавра в business administration и так далее — вариантов много.

Итак, поехали. С чего все начинается?

Первое — подумать

В моем случае размышления о второй магистратуре начались с профессионального «брожения» — когда хочется двигаться дальше, быстрее и необязательно в ту сторону, в которую все движется. Я проанализировала свое положение на рынке труда и решила, что нужно подучиться. Причем в области, в которой раньше учиться не приходилось. Так пришла мысль поступить на финансы.

Второе — определиться

Со страной и городом мне определяться не пришлось — Америку я знаю, она мне понятна и приятна, а в Бостоне есть друзья. Дальше нужно было выбрать университет.

Я собрала все бизнес-школы и школы менеджмента в городе и сделала отсев по нескольким критериям: интересные мне программы, комментарии выпускников (например, как быстро и где нашли работу), стоимость, требования, удаленность от того места, где я собиралась жить. На выходе из длинного списка осталось пять–шесть кандидатов.

Вы слышали слово vibe? Атмосфера, настроение, эмоциональное ощущение от контакта — в этом слове все вместе. Грубо говоря: мое — не мое. Так вот, для меня vibe очень важен. Поэтому я списалась со всеми вузами и попросила провести экскурсию по кампусу.

Некоторые вузы предлагают расписания таких туров, дни открытых дверей и так далее. По итогам переписки отпала пара университетов — или долго, или невнятно, или без энтузиазма. Я приехала и посетила три вуза. Один сразу отпал. Осталось два. Выбор я сделала эмоционально — это был абсолютно «мой» кампус, с «моими» людьми.

кампус UMass Boston
кампус UMass Boston

Моя цепочка «программа-город-университет» сработала в Бостоне, так как это город студентов, здесь очень высокая концентрация вузов. Но если географических предпочтений у вас нет и друзей в конкретном регионе тоже, лучше двигаться от университета, а не от города.

Третье — собрать документы

Подать заявку на поступление — ерунда. Это 15 минут вашего времени на заполнение онлайн-анкеты. Не ерунда — сбор всех необходимых документов, чтобы заполнить онлайн-анкету за 15 минут. Поэтому нужно четко понимать все сроки — если вы опоздаете хотя бы с одной бумагой, вашу заявку рассматривать не будут.

Дипломы

Дипломы нужно:

  • заверить апостилем в министерстве образования, то есть подтвердить оригинальность документа;
  • перевести на английский;
  • выслать на оценку — третья организация (не университет) условно приравняет полученную вами степень к степени американской.

Некоторые вузы просят оценить диплом попредметно — это немного дороже. В моем случае предыдущее образование было нерелевантно, поэтому приравнивать предметы смысла не имело. Я отделалась общей оценкой своих дипломов за $250.

Организаций, занимающихся такой оценкой, много, однако в университете могут быть вполне конкретные требования. Так, например, мой вуз принимает только оценку от CED (Center for Educational Documentation).

Все оригиналы в целости и сохранности вернулись ко мне (на оценку документы отправляются в подлиннике). На это ушел месяц.

Выписки оценок

Отдельно вуз попросит выписки ваших оценок из последнего диплома. Вам нужно пойти в деканат бывшего ВУЗа, запросить копию, положить копию в принесенный вами большой белый конверт и попросить сотрудников деканата поставить на этот конверт печать. Дальше этот конверт вы самостоятельно отправляете в университет. Если у вас диплом европейского университета, ВУЗ самостоятельно направит выписки по вашему запросу.

Мотивационные письма, резюме и другое

В каждом университете свои требования. Ваша обязанность — тщательно эти требования изучить. Некоторые пункты могут потребовать участия других лиц — в моем случае необходимо было пройти интервью, а также предоставить три рекомендации от профессоров, с которыми взаимодействовала во время учебы, или от вышестоящих коллег по работе. Во время интервью мне посоветовали взять одну из рекомендаций от партнеров, чтобы выделить свою заявку.

Тесты

Вам нужно сдать международный тест на знание языка — IELTS или TOEFL. Мне понятнее TOEFL, поэтому выбрала его. Если вы определитесь с несколькими вузами до тестирования, система отправит ваш результат в выбранные университеты бесплатно.

Я обозначила один вуз, выбрала хорошо знакомый центр тестирования в центре Санкт-Петербурга — IQ Consultancy на Жуковского, а также удобный день. Имейте в виду, что ваш результат будет идти в университет несколько недель.

Для подготовки мне было достаточно пройти пробный бесплатный тест на сайте TOEFL, чтобы вспомнить структуру. Если вы не уверены в своем английском, запишитесь на курсы подготовки. Итого тест обошелся мне в $250.

Будьте готовы, что вам также понадобится сдать GRE или GMAT — это тесты, дающие университету основание полагать, что вы справитесь с объемом академической работы на уровне магистратуры. Многие университеты, как мой UMass Boston, могут освободить вас от этих тестов, если у вас уже есть за плечами магистратура. У меня есть, поэтому сдавать не пришлось.

Harbor Walk: кампус UMass Boston на берегу Атлантического океана
Harbor Walk: кампус UMass Boston на берегу Атлантического океана

Предложение и принятие места

Как наступает дедлайн по заявкам, университет принимает решение по каждому студенту и отвечает в течение нескольких недель.

Вам отправят электронное письмо и оригинал документа с предложением места. Если вам посчастливилось пользоваться «Почтой России», будьте бдительны. Мой оригинал пришел на соседнюю улицу, и добрая женщина принесла мне конверт домой. Если вам не повезло и оригинала все нет — запросите в университете еще одну копию. Этот документ понадобится вам для получения визы, а также при прибытии на границу.

Для подтверждения места обычно требуется небольшая сумма — депозит в счет оплаты первого семестра обучения. В моем случае это $170.

I20

Форма I20 — всё для американского студента. Этот документ подтверждает, что вы действительно зачислены, дает право подаваться на студенческую визу, а также находиться в стране, даже если ваша виза истекла.

Для выдачи I20 университет попросит вас предоставить финансовые документы. Если с вами едут члены вашей семьи, сумма банковской справки увеличится на $4000-5000 на человека.

I20 также придет по почте в оригинале.

Четвертое — получить визу

Теперь вы можете записаться на визовое интервью. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Но есть нюанс: вы не можете пройти интервью ранее чем за 120 дней до старта программы, обозначенного в вашей I20.

Вам нужна студенческая виза F1, вашей семье — F2. На интервью необходимо прийти всем вместе, при этом вам нужно заполнить анкеты DS 160 на всех и записаться на несколько интервью в один и тот же день. Проходить интервью вы будете вместе, не волнуйтесь.

На интервью нужно принести все документы: дипломы, результаты тестирований, I20 и прочее. Кроме того, необходимо произвести оплату в системе учета иностранных студентов SEVIS — $200 — и предоставить подтверждение оплаты. Оплата производится картой онлайн, подтверждение вы можете сохранить и распечатать.

Очень важно подготовиться к интервью — у вас будет всего десять минут, чтобы произвести правильное впечатление на сотрудника посольства. Решение принимается сразу, если только нет вопросов по документам. Поэтому говорите внятно, объясните коротко выбор программы, расскажите, что будете делать со своим дипломом, а также уточните, кто будет спонсировать ваше обучение.

Пятое — спланировать отъезд

Купите билеты, найдите подходящий вариант проживания. Университет вряд ли предложит студенту магистратуры место в кампусе, но всегда сориентирует, на каких сайтах можно поискать. Если вы как я, то вам нужен второй большой чемодан и заранее зарезервированное у авиалинии место для него.

Выясните срок оплаты первого семестра обучения — за задержки платежей штрафуют. Подготовьте медицинские документы — проверьте все прививки, сделайте недостающие.

На месте университет проведет ориентацию, вам все расскажут и покажут. Имейте в виду, что американская система образования требует от студента, особенно магистра, высокой степени самостоятельности — выясняйте непонятное, задавайте вопросы, озвучивайте сомнения, получайте ответы.

Я, например, в итоге приняла решение изменить программу — пообщавшись с профессорами из отделений маркетинга и менеджмента, поняла, что не хочу ограничиваться только финансами.

Шестое — можно ли как-то проще

Да. У некоторых вузов есть официальные представители — агентства, которые помогают с документами, помогают поступить без TOEFL или со слабым TOEFL, оформляют все бумаги за вас, ведут коммуникацию с университетом. Через них можно попытаться получить стипендию (до 30% от стоимости обучения).

Седьмое — еще немного о деньгах

Моя программа стоит почти $40 тысяч в год. Стоимость включает в себя tuition (непосредственно обучение), медицинскую страховку на год ($2100), различные университетские сборы. Не входят сюда учебники и стоимость проживания.

Учебники дорогие. Эта тема много обсуждается, но пока ничего не меняется. Будьте готовы выложить $200 и больше за новый учебник по одному предмету. Есть опции: всегда можно арендовать учебник в book shop, арендовать учебник в онлайне (доступ открывается вам на семестр), купить бывший в употреблении учебник на Amazon и так далее.

Может быть, вам повезет и вы купите старенький за $45, если профессор не против старых изданий. Если профессор против, то последнее издание, бывшее в употреблении, будет стоить около $150.

East Coast — это дорогой регион. Снять отдельную квартиру здесь будет стоить $2500-3000 в месяц. Поэтому многие снимают комнаты в квартирах и домах. Это обойдется дешевле: приличную комнату можно найти за $800.

Downtown Boston
Downtown Boston

Сложно советовать, сколько денег вам понадобится в месяц на еду и прочие развлечения. Ориентир: от $1000. Если это много, подумайте о южных или центральных штатах.

10
22 комментария

Шаг #1. Найти $100k

12
Ответить

Почему просто нельзя написать: документы нужные такие, стоит столько то в $. А не вот это вот: Подумать, Определиться, Документы собрать. Ведь и так ясно, чтобы поездку нужно обдумывать, документы собирать.

9
Ответить
Комментарий удалён модератором

Полная стоимость 2х лет будет больше 100К долл + потери в зп. Ваш МБА не входит даже в первую 20ку МБА программ (чесно говоря ,я его и в первых 50 не заметил). Вопрос: ЗАЧЕМ? Получить потом рабочую визу шансы нулевые (если только не супер-знакомых). Сам по себе этот МБА не нужен никому.

8
Ответить

Потому что надо продать свои консультационные услуги

1
Ответить

5 шагов - это если вы уже знаете Америку, а в Бостоне есть друзья 😄
А если вы никогда не были вообще за границей, да еще и с английским не идеально, то шагов значительно больше. Не говоря о финансовой стороне вопроса

3
Ответить

Неее, всё сложно и дорого. Лучше в ПТУ поступлю, стану хорошим строителем, буду получать от 2000$ месяц+ квартиру куплю и бэху возьму подержанную.

2
Ответить