Мир одного кубика: как на рынке робототехники образовывается монополия и почему этого нельзя допустить

Привет, это R:ED Robotics Education, мы создаем конструкторы, на которых дети в школах учатся собирать роботов. Этой осенью нам вместе с другими российскими производителями пришлось объединиться и выступить единым фронтом, чтобы не разрушить в России техническое образование школьников.

О том, как мы боремся за будущее наших детей, причем тут монополия и зеленые человечки, расскажем ниже.

Мир одного кубика: как на рынке робототехники образовывается монополия и почему этого нельзя допустить

Небольшая предыстория

Сразу после начала СВО Lego объявили об уходе с российского рынка и закрыли магазины в стране. Правда, по параллельному импорту конструкторы все это время бесперебойно ввозили, а вчера и вовсе вышла новость о том, что магазины Lego снова откроют, только под новой вывеской — «Мир кубиков».

Уход лидера с рынка дал возможность российским производителям — R:ED в том числе — обратить на себя внимание дилеров, которые поставляют конструкторы в школы и кружки. Наши российские решения ничем не уступали тому же Lego и его брату Vex, кроме понятное дело, силе бренда. Более того, у «наших» был один очень весомый плюс в виде проработанных методических баз, так как они изначально разрабатывались с учетом российских обучающих программ.

Сейчас вместо того, чтобы втридорога покупать по параллельному импорту Lego, школы могут поддержать не менее качественные отечественные наработки, которые, кстати, закупают, и страны СНГ. Казалось бы, отличная возможность для всех российских производителей, — что здесь могло пойти не так? Правильно, в дело вмешалась невидимая, но очень ощутимая рука.

25 августа на сайте Кремля было опубликовано постановление о том, что нужно «при участии государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» оказать содействие развитию платформы образовательной робототехники «РОББО»:

Мир одного кубика: как на рынке робототехники образовывается монополия и почему этого нельзя допустить

Для всех игроков рынка образовательной робототехники это удар под дых: одна из компаний рынка, а именно петербургская компания Роббо, может в одночасье стать монополистом в сфере образовательной робототехники. Но было бы полбеды, если бы Роббо был флагманом робототехники и их решения действительно позволяли реализовывать качественную образовательную программу. Но увы, это не совсем так. Роббо и их решения — качественный, интересный продукт, но выполняющий скорее ознакомительную функцию. Их можно назвать просветителями в сфере робототехники: они привлекают внимание, они могут дать первичное понимание ребенку что такое робототехника. Но образовательным продуктом в полном смысле этого слова их нельзя назвать, слишком многих составляющих нехватает: не представлена толком электротехника, нет схемотехники, слабо реализовано конструирование и нет мехатроники. При этом стоит отметить, что Роббо неплох в 3D и программировании, но никак не в робототехнике. Именно поэтому вероятность монополизации образовательной робототехники именно Роббо вызвало во всем методическом сообществе состояние паники.

Но это еще не все: с 1 сентября 2022 года по новым ФГОСам робототехника введена в обязательную программу в рамках урока технологии. То есть сейчас школы по сути обяжут покупать конструкторы этой марки.

R:ED Robotics Education, MGBot, «Роботрек» и еще несколько российских производителей конструкторов объединились в ассоциацию и написали коллективное письмо с просьбой поддержать отрасль. Мы попросили президента системно поддержать всю отрасль производства образовательных решений в сфере робототехники, а не отдельно взятого производителя и создать понятные и прозрачные «правила игры» для участников рынка, благодаря которым производители получат равные права по доступу в образовательные учреждения.

Мир одного кубика: как на рынке робототехники образовывается монополия и почему этого нельзя допустить
<p>пост в телеграм-канале «Образование, которое мы заслужили»</p>

пост в телеграм-канале «Образование, которое мы заслужили»

статья в «Ведомостях»
статья в «Ведомостях»
пост в телеграм-канале «Тренды образования»
пост в телеграм-канале «Тренды образования»

Почему важно не допустить монополии в образовательной робототехнике?

Ни один бренд на рынке не решает всех образовательных задач с учетом возраста и формирования компетенций. В образовательном процессе должны быть представлены разные робототехнические наборы, ПО и технологии для разных возрастов. Только разнообразие устройств позволит школьникам действительно глубоко изучить дисциплину. Думаем, что о том, как скажется отсутствие компетентных технических кадров на жизни каждого из нас через 10 лет, отдельно говорить не стоит.

Педагоги, методисты и все, кто причастен к теме образовательной робототехники, — расскажите, на каких конструкторах вы обучаете детей сейчас? Что думаете насчет перспективы монополизации отрасли?

1616
17 комментариев

Да нафиг это надо. Лазерный станочек для резки фанеры, ардуино, пачка шилдов, драйверов и движков-вот тебе тру набор робототехники

3
Ответить

И напильник, чтоб сильно в облака не залетали :)

1
Ответить

Вы пишете, что конструкторы обязательно должны использоваться разные. Неужели нет ни одного производителя, у которого все составляющие широко представлены? Мне как родителю совершенно непонятно, сколько денег придется потратить на все эти конструкторы, если каждый год покупать новый, а хотелось бы понимать))

2
Ответить

Увы, у Российских производителей нет. И нет главного - базы, которая учила бы работать с реальным железом, со стандартными профилями, применяемыми на производстве, а не с кусочками поастика, которые в жизни увы не применимы при конструировании реальных узлов механизмов.

1
Ответить

Родителям и не нужно покупать. Это задача школы.
Одного конструктора никогда не будет достаточно. Это как учится ремонтировать машину на примере только одной марки.
Человек станет Ассом в ремонте например фордов, но привези ему Жигули и он уже посыпется

Ответить

Почему именно на роботах важно учить детей?
Не всем интересна информатика и программирование.
Можно (и нужно) и другие вещи мастерить.

Ответить

Робототехника это далеко не программирование и информатика. Это и мехатроника и электротехника и схемотехника и авионика (коптеростроение) и динамика и ещё порядка 10 разных дисциплинПрограммирование далеко не единственная в этом списке и не первая дисциплина в этом ряду

1
Ответить