ISA, кастомизация, «короткий метр»: тренды уходящего года и прогнозы EdTech’2023

Глобальный рынок образовательных технологий растет и к 2030 году достигнет $10 трлн, в то время как еще в 2020 году он оценивался в $6,5 трлн. Российский же сегмент EdTech, по некоторым оценкам, за 2022 год увеличится примерно на 10–15%. О главных драйверах развития рынка и основных трендах в образовании читайте в материале.

ISA, кастомизация, «короткий метр»: тренды уходящего года и прогнозы EdTech’2023

Тренды уходящего года

В этом году стали особенно востребованы образовательные курсы, направленные на получение новых hard skills. В период экономической неопределенности многим людям приходится кардинально менять сферу деятельности. Поэтому сейчас особенно четко прослеживается запрос на ускоренные и недорогие способы получения новых навыков.

Виталий Алтухов
Сооснователь, директор по разработке и исследованиям компании «Профилум»

«Ориентация аудитории на hard skills — это логично, поскольку она предполагает возможность быстрой монетизации профессиональных навыков. Можно отметить, что образовательные продукты аудитория сейчас в большей степени использует как тактическую модель развития, нежели как долгосрочную и стратегическую».

При этом информация постоянно обновляется, появляются новые технологии, и от человека даже без смены должности все чаще требуются новые компетенции. Кроме того, растет спрос на неизвестные ранее профессии, что в комплексе порождает потребность постоянно обучаться. Таким образом, формируется запрос не просто на периодическое получение новых навыков, а на lifelong learning, или непрерывное обучение. Сегодня такая стратегия — новая норма, поскольку технологии дают людям возможность на протяжении жизни построить несколько карьер, в том числе кардинально меняя сферу деятельности.

Онлайн-формат, в свою очередь, становится наиболее доступным и удобным способом получения знаний. А благодаря быстрой обратной связи и практическим заданиям часто такой подход не уступает по эффективности офлайн-обучению. Причем в некоторых вариациях программ ученики могут не только получать знания от учителей, но и делиться с ними собственными компетенциями.

Наталья Журавлева
Директор Центра индустрии образования Сбербанка

«Мы видим рост востребованности методологии «равный равному», когда каждый участник одновременно является учителем. Такой подход применяется в «Школе 21», он прекрасно себя зарекомендовал. Обучение в этом формате теперь доступно онлайн на нашей собственной платформе. Так, недавно завершилась совместная программа ТГУ и «Школы 21» в рамках федерального проекта «Содействие занятости», по результатам которой 216 выпускников онлайн-обучения получат дипломы о профессиональной переподготовке по специальностям Data Scientist и QA-инженер».

В сегменте EdTech сохраняют силу и долгосрочные тренды: продолжающаяся цифровизация образования, развитие сегмента deep tech, все более активное использование аналитики и big data. Как следствие — в стране сохраняется спрос на сотрудников digital-сферы.

Наталья Царевская
Руководитель направления EdTech кластера информационных технологий Фонда «Сколково»

«Взрослое ДПО, особенно в обучении ИТ-специалистов, уже в третьем квартале этого года показало рост более 16%. Есть вероятность, что к концу года общее падение не превысит 20%. Детское образование также почти не потеряло в оборотах — ОГЭ и ЕГЭ никто не отменял, а экономить на «шансе лучшей жизни для детей» мы не будем. В эпоху ухода привычных маркетинговых инструментов появился и новый маркетинг: работа с мессенджерами, митапы, несколько компаний вышли на ТВ и радио-рекламу».

Новые форматы и горизонты

Уходящий год, помимо прочего, отличился активным выходом российских проектов на глобальный рынок. Как отмечают эксперты, наиболее популярными рынками для отечественных EdTech-компаний стали Китай, Индия и страны Латинской Америки.

Кроме того, появились новые модели взаимодействия с аудиторией. Здесь в первую очередь стоит отметить растущий тренд «короткого метра», при котором платформы стараются разбить свои классические курсы на несколько модулей. Во-первых, это дает возможность получить новые компетенции за небольшой срок, а во-вторых, снижает финансовую нагрузку на ученика. Той же цели служит модель ISA: студент учится бесплатно, получает помощь в трудоустройстве, а затем выплачивает оговоренный процент с зарплаты в счет обучения.

Александр Чальян
Руководитель Synergy Academy 

«Образование в новых условиях должно помогать с трудоустройством непосредственно после завершения обучения, поэтому модель ISA сегодня особенно пользуется спросом у населения. Обучение по такой модели все больше будет проникать в массы, рост относительно 2021 года составил более 150%, и на 2023 год мы прогнозируем еще не менее 200%».

Важно помнить, что на содержание и структуру программ влияет то, кому именно EdTech-компания продает обучение. Раньше запрос, как правило, поступал от компаний. Но для большей вовлеченности учащихся необходимо учитывать их собственные пожелания, а не только требования работодателя.

«Тренд на кастомизацию и индивидуальный образовательный трек не нов. И тем не менее сейчас запрос на него становится острее, особенно на российском рынке. Опора на свои сильные стороны, таланты, их развитие и приумножение останется стабильной. Талантоцентричность — главный тренд сегмента профдиагностики и профнавигации», — отметил Виталий Алтухов.

Достижения и перспективы

В ближайшей перспективе вектор внимания игроков EdTech-рынка будет смещаться на более доступные образовательные инициативы. Продолжая заданные 2022 годом тенденции, на первый план выйдут продукты, направленные на быструю монетизацию полученных знаний — особенно в сфере ДПО, цифровых специальностей и ранней профориентации.

«В этом году мы запустили в школах внеурочный курс по карьерной грамотности. Это цифровое решение, которое включает аналитику на основе больших данных, профдиагностическую систему и методологию преподавания карьерной грамотности. Это первое подобное решение для школ. Оно поможет детям узнать о разнообразии профессий и понять, где они смогут максимально реализовать свои интересы», — рассказал Виталий Алтухов из «Профилума».

Подобные проекты актуальны, поскольку детское дополнительное образование уверенно держится на пике спроса.

Мария Смолянова
СЕО онлайн-платформы развития речи у детей Novator 

«EdTech-нише повезло больше других: в любые кризисные моменты родители экономят на обучении детей в последнюю очередь. В течение последнего времени спрос дважды падал на короткий срок — но всегда легко восстанавливался»

Широкие возможности кастомизации образовательных продуктов станут еще более востребованы. А потому уже сейчас крупные платформы стремятся расширить линейку своих продуктов. Так, Сбербанк запустил образовательный маркетплейс Edutoria, где представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества. На платформе уже более 400 курсов от «СберУниверситета», GeekBrains, Otus, ИКРА, Novikov School, Moscow Business School, Московской школы управления «Сколково» и других именитых поставщиков.

«В 2023 году прогнозируется усиление цифровизации профессий. Это связано с тем, что цифрой и ИИ управляет человек, а специалистов в этих областях критически не хватает. В конце 2022 года количество открытых вакансий в ИТ и диджитал достигло 160 тысяч, а в 2023 году их рост может составить до 27%», — подчеркнул руководитель Synergy Academy Александр Чальян.

В 2023 году компании продолжат адаптироваться к изменившимся условиям. Эксперты ждут появления новых интересных решений в самых разных сегментах. Наиболее заметный рост ожидается среди проектов в узкоспециализированных нишах. Дело в том, что современные клиенты отдают предпочтение продуктам, идеально соответствующим их запросам. Они становятся все более разборчивы в качестве продукта, ориентированы на результат и хотят получать знания и навыки с опорой на свои сильные стороны и таланты, чтобы развивать и приумножать уже имеющиеся компетенции.

77
Начать дискуссию