Этапы развития навыка программирования у детей. Как оценить скиллы ребенка?

Привет! На связи школа программирования для детей Code it!

Часто родители спрашивают нас, как узнать, умеет ли мой ребенок писать код. Родители ценят, что детям нравится, а наш подход побуждает их создавать новые проекты, и таким образом выражать себя. Но родители не понимают, по каким параметрам нужно оценивать скиллы своих детей.

Сегодня попробуем разобраться, какие выделяют этапы в развитии навыка программирования у детей и как определить, на каком этапе находится ваш ребенок.

Любой обучающий процесс стадийный. Это значит, что существует последовательное кумулятивное развитие, разбитое на этапы. Замечательный пример — языковые уровни A1, A2, B1 и др. Переход от одной стадии к другой не всегда четко определен, но на дистанции вполне очевиден.

Преподаватель знает, что развитие любого навыка — чтения, математики, письменной речи — это стадийный процесс, и обучать нужно поэтапно, дозируя информацию, учитывая логику, первичные данные ребенка и так далее. Траектория обучения должна быть понятна, без этого никуда. То же применимо и к обучению детей программированию, хотя стандартов и теории все еще нет.

Предлагаем ознакомиться с этапами освоения кодинга, разработанные профессором бостонского колледжа Мариной Умаски Берс, которая занимается образованием детей в области компьютерных технологий. Ее известная работа “Beyond Coding: How Children Learn Human Values through Programming”, в которой Берс рассматривает программирование как инструмент развития у детей логики, критического мышления, этических норм и коммуникации в обществе.

Итак, Берс выделяет пять этапов развития навыка программирования у детей, переход между которыми четко не регламентирован. Первые четыре стадии, отмечает Берс, возможно пройти самому, экспериментируя и исследуя, например, через создание игр, а вот последний этап явно потребует специального обучения. В зависимости от качества обучения, любопытства и самостоятельности ребенок может быстро усвоить материал, а может и не достигнуть какого-то этапа вообще.

Этапы развития навыка программирования у детей. Как оценить скиллы ребенка?

Между этапами есть иерархия, основанная на синтаксисе и грамматике кода: вначале ребенок осваивает простые структуры и команды (например, start/end), далее, очевидно, все более сложные (оператор if).

Этапы развития навыка программирования у детей

Этап 1. Зарождение

Самый первый этап: ребенок знакомится с программированием.

  • Ребенок узнает, что технологии принадлежат человеку и разработаны для различных целей.
  • Понимает, что такое символ и как он обозначается (не сама команда это действие, а команда задает действие).
  • Понимает, что такое язык программирования и зачем он нужен (знает о существовании циклов и управляющих конструкций).
  • Знакомится с интерфейсом.

Этап 2. Кодирование и расшифровка

На этом этапе наблюдается наибольший рост: дети изучают основы языка программирования и понимают, как с помощью него создавать проекты.

  • Ребенок осознает важность последовательности: определенный порядок команд порождает определенное поведение программы.
  • Ребенок осваивает минимальный набор символов и правила грамматики для создания своего первого проекта.
  • Ребенок умеет создавать программы с помощью простых причинно-следственных отношений между командами.
  • Ребенок умеет определять и исправлять грамматические ошибки в алгоритме.
  • Ребенок умеет выполнять отладку методом проб и ошибок.
  • Ребенок умеет анализировать простой код и команды.
Этапы развития навыка программирования у детей. Как оценить скиллы ребенка?

Этап 3. Понимание в момент восприятия

На этом этапе наблюдается переход с позиции “учиться писать код” к “писать код, чтобы учиться”.

  • Ребенок осваивает синтаксис языка программирования и может писать программы.
  • Ребенок мотивирован на написание более сложных программ.
  • Ребенок понимает, как различать и исправлять логические ошибки в коде.
  • Ребенок начинает стратегические подходить к отладке.
Этапы развития навыка программирования у детей. Как оценить скиллы ребенка?

Этап 4. Новые знания

На этом этапе ребенок более самостоятелен: сам умеет создавать интересные ему программы, при необходимости сам изучает новую информацию, чтобы дополнить программу новыми фичами.

  • Ребенок понимает, как сочетать несколько управляющих конструкций (например, конструкция if — структура принятия решений, которая дает возможность обозначить, должен ли какой-то набор команд выполняться согласно условиям теста) и создавать вложенные программы, обеспечивающие сложную последовательность.
  • Ребенок начинает подходить более целенаправленно и логически к построению программ.
  • Ребенок мотивирован на написание более сложных программ.
  • Ребенок стратегически подходит к отладке.
  • Ребенок изучает новые команды и по-новому использует интерфейс.

Этап 5. Целенаправленность

  • Ребенок умеет сам создавать сложные программы для своих целей
  • Ребенок понимает, как анализировать абстрактные понятия и переводить их в код и наоборот (абстракция в программировании — описание только самых существенных деталей, которые важны для задачи).
  • Ребенок может перевести абстракцию в код несколькими способами.
  • Ребенок понимает, как создавать программы, требующие участие пользователей.
  • Ребенок может создавать несколько программ, которые взаимодействуют друг с другом.
  • Ребенок умеет отлаживать несколько управляющих конструкций.

На этом этапе от ребенка требуются все его навыки и гибкость, чтобы писать код на высоком уровне абстракции и создавать самостоятельные проекты. Не все ребята достигают этого уровня по ряду причин, однако те, которым удается, имеют определенный склад ума и понимание программирования как такового. Несомненно, таким ребятам удается осваивать остальные команды, грамматику и синтаксис кода и выражать себя через проекты.

Осваивать программирование нужно с раннего детства (с 5-6 лет). Начинать лучше всего с программирования в Scratch.

9
Начать дискуссию