Университет 3.0 — государственный механизм конкурентной борьбы за умы молодого поколения

Университет 3.0 — государственный механизм конкурентной борьбы за умы молодого поколения

В феврале этого года президент России предложил вернуться к традиционной системе высшего образования. В контексте изменения навыков восприятия и обработки информации современным поколением в условиях локализации российской экономики — это вопрос выживаемости страны. Доля расходов на образование в 2023–2025 годах останется на уровне 2022 года и составит 3,6–3,7% от ВВП.

Избрание Геннадия Красникова главой РАН в сентябре 2022 года является продолжением тенденции к проникновению бизнеса в сферу образования. Руководство страны даёт понять, что сейчас в приоритете максимальное внедрение научных исследований в жизнь людей и в экономические процессы страны.

Более 20 лет в России набирают популярность корпоративные университеты. Уникальное по своему охвату исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ позволяет утверждать, что крупные компании, создавая корпоративные университеты, не только решают вопросы повышения квалификации сотрудников, но и вопросы заработка. Так, в Технический университет УГМК было вложено порядка 1 млрд рублей. Важно отметить, что корпоративный сектор постепенно склоняется к решению кадровых вопросов без привлечения государственных вузов.

Бизнес-модель, предложенная руководством университета и одобренная генеральным директором ОАО «УГМК», заключается в том, что после защиты многие проекты не ложатся на полочку в архив, а принимаются к внедрению. Реальные инвестиции под проекты планируются напрямую самой компанией. И таких примеров конструктивного взаимодействия множество.

Государство приняло вызов от корпоративных университетов и сформировало концепцию развития университетской среды 3.0. «Университет 3.0» — это сочетание образования, науки и инновационного предпринимательства, которые неразрывно связаны между собой. Главная отличительная черта «Университета 3.0» – развитие предпринимательской культуры у студентов, стимулирование и подготовка их к предпринимательской деятельности. Университет заинтересован в том, чтобы студенты параллельно с образованием могли заниматься наукой и развивать собственные бизнес-проекты, а потом реализовывать их на предприятиях, связанных с университетом. Для этого в учебную программу вуза вводятся специальные дисциплины, связанные с предпринимательством, которые преподают практикующие ученые и предприниматели с большим опытом. Однако российские вузы столкнулись с трудностями в реализации этой концепции: большинством ректоров упускается возможность взаимодействия академической среды с корпоративным сектором экономики. Многие университеты отошли от диплома в традиционном понимании к пониманию диплома как стартапа. Однако исходя из опыта реализации такого подхода, значительная доля данных работ, к сожалению, остаётся нереализованной.

Интересен западный опыт, прежде всего опыт Cambridge Enterprise — структурного подразделения Кембриджского университета. А также опыт Массачусетского технологического института (MIT). Эти университеты из года в год выпускают компании с наибольшей капитализацией для фондового рынка. А численность таких компаний составляет от 60 до 150 человек.

Учитывая статистиrу и динамику влияния университетской среды на деловую активность в западных странах, Правительству РФ, а также главам субъектов РФ, стоит подумать над модернизацией образовательных ценностей. Культура образовательной среды должна отражать интересы молодого поколения. Это необходимо как для личностного роста каждого индивидуума, так и для роста экономики.

Председатель совета Центра стратегических разработок А. Кудрин заявил: «Сегодня нынешнее государственное управление, на мой взгляд, серьёзно отстаёт от запросов экономики по качеству, которое предъявляется к государственному управлению». Этот тезис особо актуален в условиях нарастающего дефицита финансовых ресурсов. Поэтому для России проблема создания универсальной университетской среды для студентов, учёных и бизнеса имеет такое большое значение.

66
1 комментарий

Очень интересно изложена информация, спасибо!

2
Ответить