Как успевать работать и учиться: эксперт Нетологии разбирает опыт студентки

Когда вы работаете и планируете новое обучение, кажется, что на него легко можно выделить 8-10 часов в неделю. Каждый день по полтора часа — столько примерно длятся два эпизода сериала. На самом деле совмещать работу и учёбу не так просто. И есть ловушки, которые могут убить всю мотивацию продолжать.

Алина Князева
Студентка курса «Директор по интернет-маркетингу» в Нетологии

Алина раньше была программистом, а потом перешла в маркетинг и сейчас учится на директора по маркетингу. Помимо учёбы она работает и воспитывает двоих детей. Помогает муж, но Алине всё равно пришлось пересмотреть свой прежний график, чтобы достичь цели. Какие шаги она предприняла и как их оценит руководитель учебно-методического отдела Нетологии Мария Панкова — читайте в материале tutortop.

Начала планировать и ввела жесткую дисциплину

Каждый обед я планирую, что у меня будет вечером. Обычно прихожу домой, даю себе буквально полчаса на ужин и домашние дела, а потом сажусь учиться как минимум на два часа. Когда чувствую, что сил и настроения на это совсем нет, выбираю какой-то блок информации, который можно прочитать перед сном, — примерно с 21:00 до 22:00.

Я ввела для себя жесткую дисциплину — и ни разу не переносила дедлайны по домашкам. Для меня важно не сбиваться с ритма, как я часто это делала в прошлом. Знаю, что если забью на учёбу сегодня, то завтра будет сложнее. Мне это точно не нужно. Когда есть настроение на послабление, силком заставляю себя сесть и учиться. Лишь бы не отстать от программы. Бывает так, что в неделю только один-два дня, когда я вечером могу себе позволить ничего не делать и побыть с семьёй.

Комментарий Марии Панковой

Планировать и соблюдать дисциплину — очень хорошо, но подходит не для всех: кого-то, как Алину, дисциплина подстёгивает, а у других может отбить всю мотивацию.

Мария Панкова

Руководитель учебно-методического отдела Нетологии

Я тут советую прислушаться к себе. Например, обратить внимание на то, какой контент, даже развлекательный, вы потребляете. Если вы любите короткие видео из TikTok — это один подход к планированию, если с удовольствием смотрите двухчасовые интервью и разборы — другой. Поклонникам коротких форматов я рекомендую немного обманывать мозг — выделять на обучение полчаса в день. Вы успеете посмотреть теорию, подступиться к практике, а там, глядишь, и затянет. На это весь расчёт. Если не затягивает, продолжайте учиться слотами по полчаса, но чаще.

Хорошо, если вы на время учёбы будете пользоваться сервисами для планирования времени, например, календарём в телефоне. Распределяйте по дню слоты на обучение, но не исходя из требований на курсе. Ориентируйтесь на личные особенности восприятия.

Договорилась с семьёй, что им придётся потерпеть

Когда я шла на обучение, то понимала, что будет нелегко, и сразу предупредила семейство: им придётся потерпеть, а мне — постараться ради нашего общего будущего. Муж поддержал: взял часть забот на себя. Например, помогает сыну-первоклашке делать домашние задания. Чувствую, что к концу моего обучения он тоже устал. Но осталось совсем немного.

Комментарий Марии Панковой

Классно, что Алина договорилась с семьёй. На подсознательном уровне она выбрала сильный инструмент — внешнюю мотивацию. Как если бы в соцсетях объявила, что садится на диету, и теперь у неё нет вариантов слиться. Обещание давит в хорошем смысле.

Здесь можно внедрить ещё одну внешнюю мотивацию — найти человека, которому интересна тема, и договориться, что будете учить его по итогам своего обучения. Так вы будете закреплять пройденный материал и приносить пользу другим. Если делиться не с кем — рассказывайте хоть коту. Лишний раз проговорить новую информацию очень полезно.

Когда выдохлась в середине обучения, вспомнила о своей цели

Первые несколько месяцев я училась с большим энтузиазмом и мотивацией, но они потихоньку сходили на нет. К середине курса я почувствовала, что выдохлась: хотелось вечером отдыхать, а не делать домашку, на маникюр сходить, с детьми провести время, с мужем.

Это были тяжёлые моменты, и хотелось всё бросить. Но тогда я снова подумала о своей конечной цели, вспомнила настроение в начале курса и поняла, что дойду до конца. Когда середина обучения прошла, я осознала, что большая часть пути пройдена. Я многое узнала, и теперь осталось только отточить знания.

В сложный период мне ещё очень помогли воркшопы. Потому что живое общение с экспертами вдохновляло и мотивировало двигаться дальше.

Комментарий Марии Панковой

Очень правильный шаг, что вспомнила об изначальной мотивации, когда было трудно. Но кризиса можно было избежать. Хоть к нейролинвигстическому программированию многие и относятся скептично, студентам я советую оттуда один рабочий приём — выстроить пирамиду Дилтса. По ней надо идти снизу вверх, как будто вы уже отучились на курсе и достигли цели. Вы увидите себя в будущем, свои перспективы, и это невероятно драйвит продолжать путь.

Начала заниматься спортом во время вебинаров

Спорт мне очень помогает разряжаться. Так как ходить в зал сейчас особо некогда, я купила домой степпер и занимаюсь на нём прямо во время вебинаров или воркшопов, когда спикер долго что-то рассказывает. А бывает, после тяжелого дня иду на кухню, включаю музыку, беру обруч и начинаю его крутить — минут 20. Приходят дети, тоже начинают танцевать — и я тогда чувствую всплеск радости.

Комментарий Марии Панковой

Спорт и правда участвует в выработке серотонина, который, в свою очередь, помогает мозгу быстрее и эффективнее выстраивать нейронные связи. А если подключить к занятиям спортом ещё и здоровый сон, медитации и сбалансированное питание — то будет совсем идеально.

Когда появляется энтузиазм, действую без промедления

Ещё во время студенчества я как-то увидела список из 21 правила успешных людей, но запомнила только одно: если у вас появился энтузиазм что-то сделать, не надо ждать понедельника — действуйте. С тех пор я стараюсь придерживаться этого правила: касается оно учёбы или домашней уборки. Есть энтузиазм убраться, есть 10 свободных минут, убираюсь. Если каждый день это делать по чуть-чуть, то всегда будет чисто. Согласны?

Комментарий Марии Панковой

То что Алина не откладывает на завтра, а делает хоть чуть-чуть, но сегодня — это очень хороший крючок для мозга. Он ленится работать, пока его не пошевелишь. На примере это выглядит так: сделали вы домашку, сидите с чувством полного удовлетворения, и можно пойти делать другие дела или открыть следующую тему и просто одним глазком на неё взглянуть — одну минуту буквально. Сделайте второе. На следующий день вернуться к новому материалу будет гораздо легче.

Ещё 4 небольших совета от эксперта

  1. Не ругайте себя, если вы в состоянии стресса и не в состоянии учиться. Сначала разберитесь, чем вызван стресс, потом постарайтесь устранить его причины, и только потом возвращайтесь в прежний ритм обучения.
  2. Распишите цель на обучение максимально подробно. Опишите свои чувства, когда вы её достигните. Внутрення мотивация — это фундамент дома, который вам предстоит строить.
  3. Разбейте большую цель на подцели. Уделите этому особое внимание, ведь двигаться маленькими шагами гораздо легче, чем смотреть вдаль на год вперёд.

  4. Позаботьтесь о внешней мотивации для подцелей. Можете сделать таймлайн — визуализировать учебный путь и зачёркивать пройденные этапы. А ещё можете в конце каждого периода назначить себе награду.

  5. Получайте удовольствие от обучения. Подключайте к ежедневной учёбе рутинные ритуалы, которые доставляют вам удовольствие. Чашка кофе по утрам, музыка, конспекты в красивом блокноте. Вы сформируете ассоциативную связь для мозга, что учёба — это приятно. Тогда учиться станет легче.

99
реклама
разместить
3 комментария

Приятно читать такого рода статьи ,своего рода некую поддержку чувствую ,когда понимаешь что хочешь сделать многое ,но при этом стрессуешь и ругаешь себя за то ,что не успеваешь

2

Действительно нужно все планировать ,тогда можно совмещать многие вещи

1

Про красивые блокноты в точку