Кто и как сопровождает студента на онлайн-курсах Яндекс Практикума

Привет, это команда курса «Java-разработчик». Скажем прямо: учиться, когда ты взрослый, бывает непросто. Но мы знаем, что делать, и работаем в этом направлении. В этой статье расскажем о команде сопровождения — тех, кто помогает нашим студентам идти по образовательному пути и не сдаваться.

Специфика обучения, когда ты взрослый

К нам приходят люди, у которых есть стандартный набор взрослого человека: работа, семья, список из миллиона дел и бесконечное решение бытовых вопросов. А хотелось бы ещё отдыхать, нормально высыпаться, находить время для утренней зарядки и звонка маме.

И вот в этом и без того плотном потоке жизни нужно как-то отважиться на регулярную учёбу. Ух!

Допустим, человек всё-таки решил тратить своё драгоценное свободное время в течение 10 месяцев на то, чтобы освоить новую профессию. Скоро к нему приходит уязвимость новичка: он оказывается в непривычной для себя позиции человека, который начинает с нуля, прилагает усилия для того, чтобы продраться к пониманию нового, а потом снова и снова ошибается. Особенно сильно это переживается, если студент чувствует себя уверенно в какой-нибудь другой области. Всё это обычно вызывает сильнейшую фрустрацию и желание бросить обучение.

Мы знаем, как тяжело может быть студенту на образовательном пути, поэтому поддержка — одна из наших главных ценностей.

Учёба в Практикуме строится на человекоцентричном подходе. Это значит, что в центре успешного обучения стоит человек, который с нашей помощью активно и свободно учится сам, — в противовес пассивному ученику, зависимому от педагогов, которые учат его.

Кто и как сопровождает студента на онлайн-курсах Яндекс Практикума

Впервые о человекоцентричном подходе заговорил американский гуманистический психолог Карл Роджерс, который в середине XX века изучал особенности обучения взрослых. Вот основные принципы, которые он сформулировал, а мы подхватили и практикуем:

  • Люди от природы обладают большим потенциалом к обучению. Не важно, сколько человеку лет и чем он занимался до этого. Учиться и менять свою жизнь может каждый. Курсы Практикума успешно проходят люди самых разных профессий: фельдшеры, менеджеры, банковские служащие, таксисты. В среднем 69% из них трудоустраиваются по новой специальности.
  • Обучение эффективно, когда личности человека ничто не угрожает. Мы создаём для студентов поддерживающую и безопасную среду, в которой они могут свободно расти и развиваться как специалисты.
  • В обучение вовлекается вся личность. Чем раньше студент начнёт думать о себе как о Java-разработчике, пусть и начинающем, тем быстрее он будет погружаться в профессию и расширять свои знания. Поэтому мы создаём специальные условия для того, чтобы это случилось как можно естественней и раньше.
  • Взрослый ученик сам инициирует процесс обучения и берёт на себя ответственность за него. Он радикально отличается от ученика-ребёнка уровнем своей осознанности и самостоятельности. Взрослый человек сам принимает решения, управляет своим временем и действует проактивно. В учёбе — в том числе.

В общем, обучение может быть классным и эффективным в любом возрасте, если человек осознаёт свою ответственность за результат и находится в поддерживающей и безопасной среде. Созданием такой среды и занимается команда сопровождения.

Кто что делает

Команда сопровождения находится рядом со студентом на протяжении всего курса. В неё входят кураторы, наставники, код-ревьюеры и специалисты техподдержки. Каждый из них выполняет свою роль, но все они работают для того, чтобы процесс учёбы был для студента понятным, комфортным и эффективным.

Кураторы — настоящие феи в сияющих доспехах, которые связывают мир студента с миром команды контента и решают все организационные вопросы. И даже больше.

Кто и как сопровождает студента на онлайн-курсах Яндекс Практикума

Они выполняют большую и очень важную работу:

  • составляют расписание,
  • создают специальные каналы в студенческом мессенджере,
  • модерируют эти каналы и оперативно отвечают на вопросы (окно ответа куратора в будни — 2 часа, но чаще всего он отвечает почти сразу),
  • проводят приветственный вебинар (и другие нетехнические вебинары, в том числе выпускной),
  • распределяют студентов между наставниками и ревьюерами,
  • напоминают о мягких и жёстких дедлайнах,
  • собирают обратную связь и приносят её команде контента,
  • ведут десятки табличек,
  • чутко следят за эмоциональным состоянием студентов, в нужный момент оказывая поддержку и помощь,
  • и многое-многое другое.

Студент может прийти к куратору, если ему что-то непонятно в расписании или не получается зайти на страницу его когорты в Notion. Или если чувствует, что устал и перестал справляться с нагрузкой. Куратор аккуратно поможет разобраться, в чём дело и что можно изменить, чтобы улучшить ситуацию.

Кураторы работают не только с каждым студентом лично. Внутри когорты они создают атмосферу, в которой студенты преодолевают стеснение и начинают уважительно коммуницировать, поддерживать друг друга, учатся командной работе. Общаясь в формальных и неформальных чатах, сокурсники не только генерируют внутренние мемы, но и строят связи, которые впоследствии могут оказаться очень полезными.

Когда курс заканчивается, наши выпускники часто благодарят кураторов и говорят, что в их когорте была тёплая и очень уютная атмосфера. Это суперценно!

Наставники — в первую очередь крутые программисты, у которых есть основная работа (поэтому окно их ответа — 24 часа). И это очень важно: чтобы думать как программист, писать хороший код и развивать профессиональные навыки, нужно обязательно постоянно практиковаться. А к нам они приходят, чтобы делиться с новичками опытом и помогать им делать первые шаги в профессии.

Кто и как сопровождает студента на онлайн-курсах Яндекс Практикума

Если куратор отвечает за организацию процесса обучения, то наставнику студенты могут задавать вопросы по теории и практике. Например, если в уроке про полиморфизм что-то непонятно или никак не получается решить задачу с запутанным наследованием, студент может обратиться за помощью к наставнику. Тот, конечно, не будет решать всё за студента. Он укажет, в каком направлении дальше двигаться и на что обратить внимание.

  • Раз в две недели наставник проводит вебинары. Там он разбирает наиболее сложные концепции из теории (например, алгоритмы) и показывает, как они применяются на практике. А ещё помогает разобраться с ТЗ задачи в конце спринта. Это углубляет курс и ещё сильнее привязывает его к реальным кейсам, с которыми джависты сталкиваются в своей работе.
  • Наставник регулярно проводит Q&A-сессии, на которых отвечает на вопросы студентов. Он же оценивает решение финальных заданий, выдавая студентам конструктивную критику, а после группового проекта проводит вебинар с разбором работ. И это ещё не всё.
  • Если студент начинает отставать и грустить, наставник ободряет его и поддерживает. Потому что он сам когда-то так же изучал джаву и знает, как это может быть сложно. Особенно если речь идёт о каких-нибудь лямбдах.

Для многих студентов наставник становится вдохновляющей ролевой моделью профессионала — компетентного, внимательного и увлечённого своим делом.

Код-ревьюеры — действующие программисты, знающие толк в хорошем и красивом коде. Они проверяют финальные задания студентов (окно ответа — 36 часов) и оставляют в коде развёрнутые комментарии двух категорий: «надо исправить» и «можно лучше».

Наставники больше работают с теорией, а ревьюеры — только с практикой. Именно они помогают студентам научиться писать красивый и крутой код. Задача ревьюера — показать, что именно нужно исправить. А вот за тем, как это сделать, обращаться лучше к наставнику.

А ещё у нас есть правило одного сообщения: студент вправе один раз за каждое ТЗ написать ревьюеру и задать ему уточняющие вопросы, которые могут приблизить его к корректному решению задачи. В среднем ревью проходит за три итерации.

На нашем курсе учащиеся закреплены за ревьюерами, то есть в идеале все работы студента проверяет один и тот же человек. Благодаря этому ревьюер может наблюдать прогресс студента и давать более качественную обратную связь. Конечно, бывает всякое: ревьюеры уходят в отпуска, увольняются, — но и студент может поменять ревьюера, если что-то не так.

Ревьюер для студента — что-то вроде Бэтмена. Это настоящий супергерой, который большую часть времени находится в тени, но потом, появляясь, вызывает огромную радость и много других сильных эмоций. Во многом это связано с тем, что ревьюер помогает студенту прокачиваться именно в написании кода и взаимодействует с ним уже не просто как с учащимся, но как с начинающим Java-программистом.

Кто и как сопровождает студента на онлайн-курсах Яндекс Практикума

Специалисты техподдержки Яндекс Практикума тоже рядом. Они решают технические проблемы в работе платформы. Например, студент может написать им, если вдруг перестал работать тренажёр. Техподдержка на связи с 10:00 до 20:00.

А вот все роли команды сопровождения в простой схеме:

Кто и как сопровождает студента на онлайн-курсах Яндекс Практикума

Роль студента

В современных IT-компаниях очень ценится самоходность. То есть способность сотрудника управлять собой, своим временем, эффективно коммуницировать с другими людьми, принимать решения и действовать проактивно, руководствуясь не только внешней, но и внутренней мотивацией.

Студенческое сообщество, сформированное вокруг курса, — отличная песочница для развития и отработки этих навыков. С деликатной поддержкой команды сопровождения молчаливые студенты начинают участвовать в общих обсуждениях, тихие — становятся громче и активнее, неорганизованные — собранней.

Самым энергичным и инициативным студентам, которые бодро и без долгов идут по программе, мы предлагаем стать старшими студентами. Они отвечают в чатах на несложные вопросы сокурсников, оказывают поддержку тем, у кого возникли трудности. Например, старший студент может помочь установить IDEA или ответить, что именно должны выдавать методы в финальном задании текущего спринта. А ещё посоветует источники, поделится своим опытом, расскажет, что ему помогло в решении. Успешно завершив учёбу, старшие студенты получают от нас промокоды для сервисов Яндекса и рекомендательные письма. Но важнее этого — полученный опыт продвинутой самоходности, который обязательно пригодится им в работе.

В начале статьи мы говорили о человекоцентричном подходе, при котором ученик занимает активную позицию и осознаёт свою ответственность за обучение. Да, команда сопровождения сильно помогает студентам: куратор берёт на себя все организационные вопросы и напоминает о дедлайнах, вебинарах и других учебных событиях, наставник разъясняет сложные места в теории и практике, ревьюер оттачивает умение студента писать работающий и ёмкий код. И всё же главный человек на этом пути — сам студент. Именно от его активности, мотивации и усилий зависит успех обучения и старт в новой карьере. А мы ему в этом помогаем.

1010
Начать дискуссию