Учитель-дефектолог: кто он, какой он?
Несколько лет назад одна из школ города Москвы проводила свое традиционное мероприятие «День науки» и пригласили выступить перед обучающимися старших классов и рассказать, что является предметом науки дефектологии...
"В начале нашей беседы я поинтересовалась у школьников, знают ли они, чем занимается учитель-дефектолог. Была приятно удивлена, когда в аудитории поднялось довольно много рук. Как же ответили на мой вопрос подростки?
- «это учитель, который учит детей-инвалидов»,
- «он проводит занятия с младшеклассниками, кто не очень хорошо понимает учебный материал»,
- «работает в детском саду и в школе»,
- «в нашей школе учатся особенные дети, он помогает им осваивать программу»,
- «моя сестра плохо видит, с ней учитель-дефектолог занимается в детском саду».
Так кто же такой учитель-дефектолог?
С кем и какие занятия проводит?
Где он работает?
Что он должен уметь и как им можно стать?
Учитель-дефектолог – это педагогический работник, который обеспечивает организацию деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с инвалидностью. Эта деятельность должна быть направлена на овладение обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы. Поэтому в функции учителя дефектолога входит развитие и формирование личности детей и подростков, предупреждение, коррекция и компенсация нарушений развития обучающихся, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.
Именно дефектолог является тем специалистом, который знает какие условия нужны для успешного освоения учебной программы ребенку с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В полном объеме трудовые функции этого специалиста приводятся в стандарте профессиональной деятельности учителя-дефектолога, опубликованном в марте 2023 года, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Дефектология как наука занимается не только теорией, изучающей особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разработкой и внедрением эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков.
Учитель-дефектолог может иметь разную специализацию
Учитель-дефектолог, который работает:
- с детьми и подростками с нарушениями зрения, называется тифлопедагогом,
- с глухими или слабослышащими работает сурдопедагог,
- занятия, направленные на коррекцию и компенсацию развития детей дошкольного, школьного и подросткового возраста с задержкой психического развития, обучает детей с интеллектуальной недостаточностью проводит олигофренопедагог.
Не один раз я интересовалась у своих коллег: что они считают важным в своей работе? Одни говорили о том, что нужно обладать высокой концентрацией внимания, ведь оно необходимо им в их профессиональной деятельности и в процессе проведения диагностических мероприятий, и для выявления изменений в развитии обучающихся, и для предупреждения нежелательного поведения у детей и подростков. На основе наблюдений и их грамотного анализа специалист может правильно и своевременно подобрать или самостоятельно разработать эффективную методику работы для конкретного ребенка, при необходимости скорректировать ее или изменить.
Шел у нас разговор и о стрессоустойчивости, терпеливости, тактичности, которые безусловно необходимы специалистам, работающим с людьми, имеющими физические и психические отклонения. Некоторые коллеги отмечали, что учителю-дефектологу очень важно иметь грамотную речь, ведь она является образцом и примером для подражания обучающимся. Не забывали о коммуникабельности, ведь учителю-дефектологу в процессе своей деятельности необходимо общаться с детьми разного возраста, их родителями, с коллегами (воспитателями, учителями, тьюторами, педагогами-психологами и др.), которые занимаются с ребенком.
Говорили и о знании и умении использования альтернативных средств коммуникации. Также практикующие учителя-дефектологи отмечали необходимость в постоянном расширении своего профессионального кругозора как посредством знакомства с материалами образовательных форумов, круглых столов, открытых педагогических советов, так и при прохождении курсов повышения квалификации, при чтении педагогической литературы, средств массовой информации, а также при общении со своими коллегами из других образовательных организаций, причем не только своего города, но и из других регионов.
Если вы думаете, что учитель-дефектолог может работать только в дошкольных образовательных учреждениях или специальных (коррекционных) школах, то вы глубоко заблуждаетесь. В настоящее время этот специалист необходим в государственных и частных образовательных организациях, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ, учреждениях системы профессионального образования, психолого-медико-педагогических комиссиях, центрах психолого-педагогической поддержки и развития, в организациях социальной защиты и медицины.
Подготовкой учителей-дефектологов в нашей стране занимаются высшие учебные заведения. По своей сути эта профессия находится на стыке сразу нескольких наук: педагогики, психологии, социологии, медицины. Изучение разных дисциплин помогает будущим учителям дефектологам адаптировать к самостоятельной жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, воспитывать и обучать их".