Словесность для восьмиклассников: как философия Сартра влияет на мышление

Восьмой класс, 14 лет — самый благодатный возраст для освоения философии. Подростковый ум уже достаточно зрел для восприятия вопросов бытия и сложных рассуждений, при этом у ребенка ещё имеются время и силы, так как до ОГЭ и тем более ЕГЭ пока далеко.

Словесность для восьмиклассников: как философия Сартра влияет на мышление

Я — Инна, репетитор по русскому языку. И это серия статей про созданную мною систему упражнений, в которой я использовала принцип возвращения словесности как предмета, соединяющего в себе литературу и русский язык.

К сожалению, реальность такова, что школьная программа не даёт учителю возможности развернуться с исследованием метафизических глубин, пройдя поэтапно от древних греков, через христианство, Средние века, Просвещение и далее до современных мыслителей. Из этой цепи приходится выбирать только некоторые фрагменты. Поэтому я остановилась на французском ученом и общественном деятеле Жане-Поле Сартре.

В восьмом классе мы с учениками подробно (в течение полугода, по уроку в неделю) разбирали его статью «Экзистенциализм — это гуманизм».

Экзистенциализм — направление в философии ХХ века, сосредоточенное на человеческой личности и её становлении через постоянный процесс выбора. Кроме того, философия экзистенциализма поднимает важные вопросы, возникшие перед человечеством в ХХ и XХI веке: связанные с политической борьбой, мировыми войнами, формированием социалистических и социальных государств — то есть через призму этой философии можно изучать современную историю и обществознание.

Почему, собственно, Сартр? Он отличается от других экзистенциалистов своим максимализмом, горячностью, смелостью, чувством юмора, неудобными вопросами, отсутствием мрачной религиозности и пессимизма. То есть похож на подростка, и в его философии восьмиклассники могли разобраться самостоятельно под ненавязчивым присмотром учителя.

Как же строилась работа?

Сначала я разбивала статью на логически завершённые блоки (по одному на урок), сократив примеры в конце о французском классическом театре, т. к. они непонятны современному ребенку, не изучающему историю и культуру Франции со всеми подробностями. Блоки я заранее распечатывала для каждого ученика и просила сохранить, чтобы постепенно из этих фрагментов мы могли составить общую картину и взглянуть на статью как на единое целое.

Первый урок был самым сложным и неизменно проходил под возмущённые стоны и вопли: «Нафига, а главное — зачем?!», когда на школьные парты ложились фрагменты лонгрида, созданного каким-то французом с трудно проговариваемым именем чуть ли не сто лет назад. И это нормально: подростки в восьмом классе, как ни странно, не любят новшества, крушение привычного алгоритма, стараются избегать ситуаций, когда ты на виду. Но браться за такие задачи нужно, иначе мозг от однообразия школьной программы коснеет.

На уроке мы пошагово читали фрагмент статьи и учились переводить «с русского на русский»: подробно проговаривали, что хотел сказать автор, исследовали, как он строит логические цепочки, какие даёт примеры, где шутит, где злится, а где горячится.

Разобрав таким образом блок, мы на том же или следующем уроке (в зависимости от скорости работы класса) переходили к созданию вопросов — ученик должен был задать их к каждому абзацу и написать развёрнутый ответ. А я по ходу дела объясняла, как это сделать, уточняя, какие виды вопросов бывают и как выражать свои мысли через диалог.

Умение правильно спросить, поднять через вопрос проблему, проанализировать таким образом ход чужой мысли — важнейший навык для развития логического мышления.

Это задание я проверяла в течение недели. И ученики, успешно справившиеся с ним, переходили на следующий уровень работы со статьёй, который выглядел так. Я раздавала тетради с вопросами, говоря при этом:

— Вася, ты сегодня работаешь со мной в классе. Надо получше разобраться в том, что такое хорошие открытые вопросы. Андрей, отлично справился, работаешь в паре с товарищем в любом месте школы. Кого выбираешь?

— Можно Семёна?

— Конечно. Куда пойдёте?

— В библиотеку, к Дине Борисовне.

— Хорошо. У вас один урок.

И мы снова начинали работать с текстами, продолжая развивать линию словесности. Научившись в шестом и седьмом классе создавать и уважать собственные произведения, переходили к развитию нового навыка: уважению чужих текстов, умению анализировать, понимать и задавать хорошие вопросы, подтверждающие способность уделять внимание философии.

Но главное, что восьмиклассник мог извлечь из философии Сартра в частности и экзистенциализма в целом, — что человек остаётся личностью, только когда мыслит себя как проект, создаваемый им самим на протяжении жизни. И что никогда не поздно измениться или вернуться к истокам и начать всё заново.

Больше обо мне и моих методах работы можно почитать в телеграм канале, который я веду для взрослых и детей

99
8 комментариев

Было бы хорошо добавить в школьную программу философию, даже убрать что-то из программы, что не так важно, а все равно дает нагрузку детям

1
Ответить

Полностью согласна с Вами, Денис, и не только на словах: в моей программе по литературе был ещё Камю, Марк Аврелий, Сенека и Книга Иова из Ветхого Завета - больше не поместилось. Но это просто захватывает - видеть, как юные умы постигают философию!

2
Ответить

Психология Сартра схожа с теорией Фрейда или наоборот, там тоже есть наблюдающая часть личности-родитель внутренний

1
Ответить

Я не вижу этого сходства. Для меня психология Фрейда - более старое явление, чем философия Сартра. Главная мысль Сартра о личности такова: человек остаётся личностью только в процессе формирования самого себя. Фрейд же создал трёхуровневую структуру личности, это совсем другое, так как изображает личность как застывшую структуру.
Спасибо за комментарий, Андрей!

1
Ответить

Экзистенциализм ,на мой взгляд ,удачный выбор для изучения в подростковом возрасте , затрагиваются темы которые помогут становлению личности и дадут подростку понимание на счет выбора в его будущей жизни ,однако стоит понимать ,что философия- это сложный и многогранный предмет ,поэтому должен быть грамотный наставник ,который направит и даст возможность хорошо изучить и углубиться в темы

1
Ответить

Всё верно, действительно нужен грамотный наставник. Насчёт экзистенциализма: прекрасно помню, как он цеплял меня в юности, поэтому не удивилась, что восьмиклассники поддержали. И поняли очень многое.

Ответить

отличный выбор предмета для изучения ,при этом в том возрасте когда происходит поиск себя и возникают вопросы на счет будущего

1
Ответить