Родителям об образовании их детей от Continuum. Часть первая

Родителям об образовании их детей от Continuum. Часть первая

Родители, заботясь о своём ребёнке, как правило, стремятся всё сделать для того, чтобы он был благополучен, обеспечен, счастлив. Часто эти представления связаны с получением высшего образования. В конечном счете родители стремятся сделать всё, чтобы ребёнок успешно сдал ЕГЭ и поступил в ВУЗ. Однако такое узкое представление о роли образования в жизни человека, безусловно, требует коррекции и должно меняться, если реально заботиться о благополучии детей.

Думается, настало время говорить о необходимости подготовки детей к требованиям жизни, а это, как нетрудно догадаться, выходит за рамки ЕГЭ. Может показаться, что подготовка школьника к жизни и к ЕГЭ находятся в противоречии. Мы же утверждаем, что противоречия нет. Способности переучиться (об этом последние одиннадцать лет после 2012 года, когда вводилась Болонская система, непрерывно говорилось на всех уровнях) недостаточно для достижения цели образования. Ведь нужно не только суметь безошибочно выбрать то, чему научиться, но и то, как переучиться. Иными словами, требуется предприимчивость в широком смысле.

Понятно, что образование базируется необходимом объеме фундаментальных знаний, т.е. подготовка к ЕГЭ должна вестись с акцентом на те материалы, которые позволяют получить эти фундаментальные знания. И всё-таки хотелось бы, чтобы содержание материалов для подготовки к ЕГЭ включало в себя элементы, формирующие предприимчивость. Например, задачи по геометрии могут предлагаться формально для овладения основными сведениями из геометрии, а могут предлагаться задачи, способов решений которых несколько, и указать найти их все (проявить предприимчивость – найти неординарное решение, которое, как правило, не представлено в интернете, что спасает от банального списывания из глобальной сети). Можно привести пример, как проявить предприимчивость в обществознании: предлагается найти решение в ситуации, когда приходит человек за деньгами в долг, а ему не дают, но предлагают вариант залога. Кредитор дал деньги, а в залог взял осла. Заемщик не привел осла, сказав, что не может его привести: тот сдох. Тогда от него потребовали вернуть деньги, а он отвечает отказом, заявив, что истратил их. А теперь как, исходя из этой ситуации, кредитор может вернуть свои деньги? Нужно найти способ, который поможет вернуть деньги.

(Надо искать варианты, например: снять шкуру с осла и сдать, но она дешевле стоимости осла. Можно выпустить 100 лотерейных билетов и разыграть осла в лотерею, обманутым окажется один, который выиграет мертвого осла, но ему вернутся 2 доллара, 100 будут отданы кредитору, а 98 составят прибыль. (Конечно, здесь появляется повод и для обсуждения этических проблем.)

Поиск вариантов решения в жизненной ситуации воспитывает предприимчивость и мотивирует к познанию не только наук, но и социальной среды обитания человека.

Основный вывод, который нам хотелось бы, чтобы читатель этой статьи для себя сделал, заключается в том, что конечной целью образования является подготовка молодого поколения к жизни, где учителя и преподаватели передают накопленные знания и опыт, необходимые для формирования способностей находить решения в стандартных и нестандартных обстоятельствах, овладевать новыми знаниями и компетенциями, т.е. учиться и переучиваться. Наша роль в этом процессе заключается в том, что мы участвуем в формировании этих способностей, выстраивая учебный материал с учетом решения вышепоставленной задачи.

«Continuum DPKA» направляет усилия на помощь учащимся в определении их индивидуального образовательного пути

1010
Начать дискуссию