Сколько стоит запустить школу мультипликации, где искать учеников и почему стоит выбрать развитие в EdTech

Как открыть онлайн-школу мультипликаторов без вложений

Осенью 2023 года я открыла школу мультипликации МультФилин. До этого ко мне часто обращались родители детей, участников фестиваля, в проведении и организации которого я принимала участие за несколько лет до этого. Они интересовались, где можно научиться создавать мультфильмы. Сначала я отшучивалась и говорила: «Нам больше нравится смотреть ваши мультфильмы, чем учить». Однако количество запросов на обучение возрастало, и я подумала: «Зачем терять лиды? Ведь все поступающие запросы можно монетизировать». Собственно, так и началась история школы мультипликации.

Начало

Для начала я сформулировала ответы на несколько основных вопросов:

  • Зачем мы создаем школу мультипликации
  • Для кого эта школа
  • Как мы будем обучать
  • Что получат ученики после окончания курсов

На первых порах я решила не ориентироваться на набор большого количества групп. Основная задача – научить детей создавать не просто законченную, но и конкурентоспособную анимацию, которую можно будет показать друзьям и родственникам, отправить на конкурс.

Изначально я не ориентировалась на низкую стоимость курсов. Убеждена, что заниженная цена закрывает возможности для развития, финансового роста, а в перспективе и для масштабирования. Для чего дешевые продукты можно использовать, так это для старта – то есть, для привлечения аудитории. После этого над ценовой политикой нужно работать.

Как найти свою аудиторию

В течение месяца раз в неделю мы проводили бесплатные мастер-классы по анимации. В общей сложности мы провели четыре таких мастер-класса, для участия в них было направлено 200 заявок. Фактически из этих 200 на сами курсы записались 24 человека – то есть, получилось три полных класса. Я считаю, что для первого месяца это не плохой результат.

Анимационный фильм "Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня"
Анимационный фильм "Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня"

Первый мастер-класс многое для нас прояснил. К примеру, мы получили представление о географии, возрасте учеников, пообщались с участниками занятия и выяснили, с какой целью они его посещают. На мастер-классе были руководители региональных студий мультипликации – они хотели узнать что-то новое, использовать полученные знания на своих уроках.

Социальные сети я рассматривала как приоритетное место для поиска потенциальных учеников. Однако о себе нужно рассказывать постоянно, регулярно, при этом использовать все возможные форматы – начиная от текстовых постов и заканчивая Reels. Практика показала, что такое чередование позволяет привлечь разную аудиторию.

Где мы размещали информацию о мастер-классах и где набирали участников:

  • В сообществе фестиваля, в организации и проведении которого я участвовала – однако, как выяснилось, что это не наша целевая аудитория. Хотя многие пришли на мастер-классы именно оттуда.
  • В сообществах типа «Альтернативное образование» и «Русские мамы в Германии» – то есть, там, где есть русскоязычная аудитория, и где соотечественники, проживающие за границей, общаются друг с другом. Мы рассуждали так: возможно, родители подыскивают своим детям кружки, курсы, школы по интересам, рассматривают занятия онлайн – в том числе, для сохранения родного языка. В итоге почти все наши группы в настоящее время укомплектованы детьми эмигрантов.

Русскоязычные люди за рубежом, как выяснилось, готовы вкладывать в образование своих детей, они оперативно принимают решения, оплачивают обучение. Думаю, это связано и с тем, что наши цены для них невысокие, и школ, в которых фокус делается только на мультипликации, в мире практически нет.

Отмечу, что мы ценим каждого, кто проявляет к детской анимации интерес. Считаем, что возможность заниматься любимым делом должна быть у каждого. С этой целью мы решили провести в наступающем году грантовый конкурс, победители которого смогут обучаться в нашей школе бесплатно. Но это пока только в планах.

Сколько это стоило

Нисколько – расскажу, как мне это удалось. Начну с того, что опыта в маркетинге у меня не было. Но я давно работаю в PR и знаю, как можно наиболее выгодным образом представить продукт в формате текста, как донести его ценности до аудитории. Этот опыт мне очень помог сэкономить на маркетинге и на рекламе. Где я училась: проходила курсы по маркетингу от Coursera, читала статьи на эту тему, опубликованные на Cossa, RB.

Поскольку в перспективе планирую выход на международный рынок, сейчас обучаюсь по программе MBA в вузе в Нидерландах – эссе при поступлении писала как раз про школу мультипликации, подавала заявку с ней. Сейчас, в процессе обучения, я понимаю, что сделала правильный выбор – команда студентов и преподавателей из разных стран, разное видение, разный подход. Убеждена, что все это поможет мне в развитии школы, и что особенно важно – даст инструменты для ее продвижения на международном рынке.

Один месяц – именно столько мне потребовалось для того, чтобы определить аудиторию и каналы привлечения учеников, набрать первые группы.

Как я строила работу: сначала определила каналы привлечения учеников. В нашем случае общаться, как минимум сначала, приходится в основном со взрослыми, от которых, в свою очередь, дети могут узнавать о школе. Тексты постов для социальных сетей я писала самостоятельно – с аудиторией старалась быть честной. Я приглашала на мастер-классы онлайн в школу мультипликации, рассказывала о том, что занятия мультипликацией могут открыть отличные карьерные перспективы в будущем.

Я считаю, что на старте внушительные траты на продвижение просто нецелесообразны. Пока точно неясно, «зайдет» проект аудитории или нет, и если события будут развиваться по негативному сценарию, бюджет попросту «сольется». При минимальных тратах или при их отсутствии, как в моем случае, будет хотя бы не так обидно.

Отмечу, что на старте далеко не всегда получается понять, какие именно каналы наиболее эффективны. Тут может помочь опыт конкурентов, а также тестирование. Важно собирать отзывы о продукте, реальные мнения. Часто именно они помогают понять, в какую сторону нужно развиваться, что стоит поменять или «пересобрать».

С какими сложностями пришлось столкнуться

В первую очередь, пришлось потратить не просто много, а действительно много времени. Как таковой команды у меня не было – я все делала самостоятельно. Я посвятила много времени изучению кейсов, опыта коллег, штудировала статьи, посвященные маркетингу, продвижению, смотрела вебинары по этой теме. По сути, маркетингу пришлось учиться самостоятельно и с нуля, и процесс обучения еще продолжается.

Источник: <a href="https://characterdesignreferences.com/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Character Design References</a>
Источник: Character Design References

Сложности, конечно, были и в процессе – к примеру, долгим оказался путь к подключению мастер-классов. Так, на таймпаде был анонсирован мастер-класс, я написала, что ссылку на Zoom мы пришлем непосредственно перед началом – по электронной почте. Однако, как выяснилось, это сообщение увидели не все, поэтому на мастер-класс многие так и не смогли попасть. Эти участники потом заявляли, что школа их обманывает – было неприятно. Но вывод мы сделали: теперь ссылку на мастер-класс даем сразу, зная, что люди далеко не всегда хотят вникать в детали, а путь от получения информации до доступа к продукту должен быть максимально коротким.

Из актуальных проблем могу выделить невозможность (в некоторых случаях) оплатить курсы с заграничного на российский счет в рублях. Впрочем, на развитие нашей школы это не влияет, напротив – стимулирует расширять географию и открывать отделения, в том числе, оффлайн, в других странах.

В процессе работы над запуском школы я определила несколько моментов, которые считаю важными для развития:

  1. Постоянное обучение, в том числе, и на опыте конкурентов, авторов успешных курсов из другой сферы.
  2. Определение уникальности, ценности продукта – для этого нужно постоянно анализировать свой сегмент, изучать тренды, искать новые способы привлечения внимания. Отмечу, что уникальность вовсе не всегда заключается в каких-либо конкурентных преимуществах – это может быть и оригинальная идея и даже стиль общения с клиентами.
  3. Вера в то, что делаешь. Считается, что любой стартап «живет» три года, причем, этот путь проходят далеко не все проекты и даже не их половина. Однако шанс на то, чтобы «выстрелить», многократно повышается, если выверите в то, что делаете, что проект приносит реальную пользу. И, конечно же, очень важно искренне любить то, что делаешь.

Я понимаю, что сейчас имеет смысл сконцентрироваться даже не на получении прибыли, а на получении опыта. Для этого есть все возможности, например, своя аудитория. В планах – подготовка стратегии для продвижения, однако заниматься ей прямо сейчас считаю нецелесообразным, так как все очень динамично меняется. К примеру, сейчас опыт продвижения один, а спустя полгода он может быть принципиально другим, скорректированным под потребности рынка.

Никто не может с высокой точностью сказать, какие именно знания будут востребованы через год, два, какие курсы будут актуальны. Очевидно одно – люди все так же настроены на удаленную работу, обучение, и это можно назвать долгосрочной тенденцией. А под изменения рынка мы подстроимся. В принципе, уже сейчас рассматриваем возможность запуска курса по съемке Reels, рекламы – того, на что есть спрос.

Перспективы EdTech

Почему после долгих лет успешной работы в PR я сделала выбор в пользу EdTech? Во-первых, я очень люблю мультфильмы, мультипликацию и все, что с этим связано. Можно сказать, снимать мультфильмы – это моя детская мечта, и я иду к ее исполнению вот таким не вполне стандартным, но интересным образом. Кроме того, я считаю очевидным, что сегодня очень важно наличие хорошего образование – причем, даже не сам факт получения корочки, а именно получение навыков в сфере, где действительно хочется развиваться, особенно для детей.

Утрачивают актуальность и просто исчезают профессии, в рамках которых большую часть или даже все задачи можно поручить машинам. А вот гибкость человеческого мозга машина пока не может «воспроизвести».

Школа, которую я открыла – это не просто проект в сфере EdTech, помогающий детям освоить анимации, скачивать конкретные приложения, снимать, монтировать. У нас дети не просто учатся – им рассказывают о карьерных возможностях. Родители учеников тоже включаются в процесс при желании.

Источник: https://characterdesignreferences.com/
Источник: https://characterdesignreferences.com/

К примеру, мама одного из наших учеников – анимационный художник, она сотрудничает с канадской студией, и ее опыт стал наглядным примером того, чего может добиться человек, любящий свое дело, целеустремленный, владеющий нужными навыками. Когда у детей перед глазами есть такой пример, цель видится им более достижимой, и, что особенно важно – реальной. Сначала это просто съемка мультфильмов, а затем – устройство на работу в известную на весь мир студию, продакшн.

Наша школа – это не только образовательный продукт, но полноценное сообщество тех, кто интересуется анимацией. В него входят и дети, и подростки, ищущие себя, и родители. В этом формате я вижу конкурентное преимущество моего проекта.

Детское образование демонстрирует отличный потенциал и высокий рост – к примеру, в 2022 году, по данным Smart Ranking, он составил 28,9%, достиг 26,8 млрд руб. На 25,8% увеличился сегмент дополнительного профессионального образования.

Ключевой фактор такого роста – отказ родителей экономить на образовании своих детей даже в периоды кризиса. Динамика роста EdTech может снижаться, однако всегда находятся какие-либо новые драйверы, остается и возможность поиска новых образовательных форматов. Например, недавно в топе были длительные курсы, сегодня спрос сосредоточен на модульных и коротких программах, которые при желании можно собрать в индивидуальную программу. Я сделала ставку именно на модульные курсы, так как, помимо всего прочего, считаю важным дать возможность ученикам сконцентрироваться на конкретном занятии.

Как открыть школу мультипликации: чек-лист

1. Определить свою ЦА

2. Составить план развития на месяц, два, три, полгода, год, и каждый месяц этот план корректировать

3. Найти каналы привлечения своей аудитории

4. Проводить акции, мероприятия для привлечения учеников

5. Определить свои сильные стороны - возможно, ваш прежний опыт поможет вам сэкономить на маркетинге и рекламе

6. Работать над репутационной частью проекта: рассказывать о продукте в СМИ, быть честными и помнить - чем больше отдаете, тем выше результаты.

Буду рада, если поделитесь вашим опытом создания и продвижения образовательных проектов.

553553 показа
179179 открытий
Начать дискуссию