Что такое акселератор и чем он отличается от бизнес-акселератора или обучающей программы

Рассказываем, чем полезны акселераторы бизнесменам, из чего они состоят и сложно ли попасть туда бесплатно.

Скучных фотографий бесплатных акселерационных программ Фонда "Наше будущее" не найти<br />
Скучных фотографий бесплатных акселерационных программ Фонда "Наше будущее" не найти

Акселераторы становятся всё более популярны среди предпринимателей. Они направлены на «прокачивание» бизнеса с помощью менторов, бизнес-практиков, тренеров и более опытных коллег. Руководитель акселерационных программ Лаборатории социальных предпринимателей Фонда «Наше будущее» Катя Прохорова рассказывает о пользе и нюансах этого формата.

Екатерина Прохорова <br />
Екатерина Прохорова

Сейчас акселераторами стало модно называть практически любое обучение предпринимателей. Но такое обобщение совершенно бессмысленно. Акселератор – это комплексная программа, которая предполагает использование нескольких ресурсов с одной целью: создание условий для роста компании с темпами, существенно опережающими ее естественное развитие.

В то же время термин нужно отличать от бизнес-акселераторов. В понимании зарубежных коллег это либо некое образование внутри университетов, либо частные организации, которые так создают свои инвестиционные портфели. Они формируют воронку проектов, в которые готовы вложиться в обмен на долю в уставном капитале.

Кстати, по данным исследователей Университета Ксавьера в Луизиане, у стартапов, прошедших программы акселерации, примерно на 26% больше шансов выжить в течение первых двух лет и на 23% больше шансов остаться на рынке через пять лет по сравнению с другими новыми компаниями. Результаты наших акселераторов для социальных предпринимателей впечатляют ещё больше: рост оборота участников «Формулы роста» в среднем составил 44%, а программы «Аксель.Соцзаказ» – 38,4%.

Из чего состоят акселераторы

При планировании акселерационных программ мы ориентируемся на 4 основных блока:

  • Обучение (модульное непрерывное, интенсивы): в своих программах уделяем особое внимание автоматизации, оптимизации затрат, актуальным алгоритмам продвижения, управлению персоналом, в том числе распределёнными командами.
  • Трекинг: персональное сопровождение участника – проработка слабых мест и определение дорожной карты развития бизнеса.
  • Наставничество: каждому участнику подбирается персональный наставник. Он делится своим опытом и помогает сформировать новое видение развития бизнеса и пул ключевых стратегических решений.
  • Обмен опытом – мозговые штурмы и онлайн-сессии с социальными предпринимателями из «домашнего» и других регионов для обмена успешными практиками и формирование базы альтернативных решений актуальных вопросов.
Участники акселераторов активно обмениваются бизнес-практиками<br />
Участники акселераторов активно обмениваются бизнес-практиками

Как попасть в акселератор

Сегодня многие акселерационные программы можно пройти бесплатно, но чтобы в них попасть, нужно преодолеть отбор. Мы выработали принципы комплектования своих акселерационных программ:

- однородность группы

Предполагает, что в программе принимают участие проекты схожей направленности, стадии развития, однаковыми трудностями и т.п. Именно по этой причине очень распространены акселераторы стартапов – проектов ранних стадий. У них схожий уровень задач и пул таких предприятий существенно больше, энергия и мотивация собственника высока, однако не все стартапы способны стать действующим устойчивым бизнесом.

Организуя акселераторы, мы не ставим целью массовость программ и количество проектов. Делаем ставку на эффект, который будет достигнут устойчивой организацией, прошедшей, на профессиональном жаргоне, "долину смерти". Мы верим, что в этом случае вложенные в развитие компании ресурсы и достигнутый рост будет иметь более долгосрочный эффект. Для нас это важно, поскольку в конечном итоге больше конечных благополучателей будет охвачено.

Отсюда следующий пункт:

- потенциал слушателя

Не все предприятия готовы к росту. Примеры факторов: профиль личности собственника, этап развития предприятия, специфика отрасли и региона.

Мы очень трепетно относимся к составу участников и поэтому доходимость до конца программы не бывает ниже 95%.

Если опуститься на ступень конкретных требований на примере нашего акселератора «Формула роста», то мы сформировали их так:

  • Собственник социального бизнеса (ИП/ООО)
  • Ведет деятельность от 3 лет
  • Бизнес на территории региона реализации программы
  • Оборот предприятия от 5 млн. руб. / год (корректируется от уровня развития социального предпринимательства в территории, среднее – 12 млн. руб./год)
  • Готов к росту

Соответствие параметрам проверяется в ходе мониторинга заявок участников, проведения первичных и глубинных интервью с кандидатами. Обычно на потоке обучаются 20-25 слушателей. Они занимаются не реже 1 раза в неделю и получают сопровождение проекта на 6 месяцев (+мониторинг результатов в дальнейшем, чтобы предприниматели не теряли динамику).

Что такое акселератор и чем он отличается от бизнес-акселератора или обучающей программы

Как измерить эффект от участия в акселераторе

Для социальных предпринимателей есть свои критерии эффективности проектов, поделимся цифрами «Формулы роста». За 5 лет работы в программе приняли участие больше 100 наставников. Окончили программу более 120 человек. Выше мы уже рассказали, что в среднем рост оборота участников составил 44%. Увеличение социального эффекта от деятельности каждого участника (по сути, это рост количества конечных благополучателей) +37,3%. За время прохождения акселератора участники создали 455 новых рабочих мест.

Подчеркну, что важнейший компонент акселератора – измеримые KPI. Исходя из цели вашей программы, вы можете определить любые параметры, которые будете отслеживать у участников – как во время прохождения акселератора, так и после его окончания.

2.2K2.2K показов
597597 открытий
Начать дискуссию