Ничего не нравится: как понять чем заниматься?

Привет! Меня зовут Романов Сергей, я помогаю людям лучше узнать себя и определиться с делом по душе. В конце моя подборка лучших профориентационных тестов.

Расскажу случай из практики.

Ко мне обратились родители подростка, чтобы помочь ему определиться с направлением дальнейшего обучения. Нужно выбрать профильный класс, да и выпускной не за горами.

Школьные предметы интереса не вызывают. Нет даже представления о том, что ближе: гуманитарные или точные науки.

  • Даниил, какие твои любимые предметы в школе?
  • Мн, никакие. Все бесят!
  • Хорошо, а какие менее отвратительные?
  • Ну, наверное, финансовая грамотность.
  • Почему?
  • Учитель прикольный, молодой. Понятно как мне это пригодится в жизни.

Это, кстати, одно из самых частых препятствий интереса к учебе - отсутствие понимания “зачем мне это?” Нам взрослым, часто не в домек, неужели не ясно как математика или литература важны для развития личности. Но для ребенка это не само собой разумеющееся. Чтобы прийти к осознанному интересу, важно обнаружить прикладной характер, полезность и смысл предмета, причем не общий или абстрактный, а конкретной “мой”.

Вернемся к Даниилу. Дальше он мне изложил подробно как он распорядится навыками финансовой грамотности, и далее, свою блестящую будущую карьеру консультанта в международной аудиторской компании. Казалось бы, парень готов! Все про себя знает сам.

Тут возможен простой путь. Ага, финансы, значит - математика. Вот ВУЗы и факультеты, вот предметы для ЕГЭ. Но не так быстро!

Ни для кого не секрет, что личность педагога играет существенную роль в симпатии к предмету. Но она может сложится двумя путями. 1) Учитель интересно подает материал и искусно вовлекает молодых ребят в содержание. 2) Учитель добрый, ничего не задает, позволяет болтать на уроках. Как из этого понять к чему лежит душа ребенка?

Более того, я ненароком выяснил у Даниила, что этот карьерный сценарий ему нарисовал все тот же молодой учитель, описывая важность своего предмета.

Даниил, как и все из нас хочет хорошо зарабатывать. Поэтому стереотип о том, что “коли работаешь с деньгами, то их и имеешь”, отлично устроился в его голове.

Но, как мы знаем, недовольных своим доходом экономистов и бухгалтеров не меньше, чем представителей любой другой профессии. Дело ж в личном упорстве!

К сожалению, стереотипы - основной фактор выбора профессионального пути на раннем этапе. Стереотип - зыбкий фундамент для самоопределения. Чем раньше он разрушится, тем лучше. Время самая важная инвестиция в жизни!

Кроме того, я убежден, что самоопределение должно опираться на нематериальные ценности. Поэтому, заметив сильный акцент на денежную мотивацию, я задаю такой вопрос.

  • А чем бы ты занялся, если бы за все платили одинаково? Представь дело своей мечты. Что бы ты хотел создавать для людей вокруг. Может это космические открытия или авторское мороженое.
  • Надо подумать! Точно! Я бы хотел изобретать роботов, для того, чтобы освободить людей от тяжелого труда.

Финансист тут же куда-то подевался. Проснулся фантазер и мечтатель. А для меня открылось огромное поле для дальнейшей работы с проекциями.

  • Какую роль в изобретении ты бы хотел играть? От какого труда ты бы хотел оградить человека в первую очередь? Чем бы занимались люди в освободившееся время?

Ответы на эти вопросы уже позволяют выявить реально привлекательные и отталкивающие занятия для ребенка. Такой ход помог обойти стереотипные и материальные основания в представлении о будущем, пустить в ход фантазию, зацепить важные вещи для ребенка - его формирующиеся ценности.

Говорить напрямую про себя бывает очень не просто, как с родителями так и с малознакомыми психологами. На помощь приходит работа с реальными или вымышленными кейсами, которые создают контекстные ситуации для безопасного проявления личных и глубинных интересов.

Благодаря глубинным интервью, ассоциативным методикам и творческим упражнениям, мы начали раскрывать те части Даниила, которые долго скрывались в тени. Постепенно вырисовывалась картина его настоящих увлечений.

Стало ясно, что финансовая грамотность - это не конечная цель, а всего лишь инструмент для достижения чего-то гораздо более глубокого. Даниил мечтал о том, чтобы создавать роботов, освобождающих людей от тяжелого труда.

Мы внимательно рассмотрели пути в области робототехники, инженерии и инноваций. Наши обсуждения и исследования подтвердили, что в мире, где технологии играют все более важную роль, его мечта может стать не просто призванием, но и источником неиссякаемой вдохновляющей энергии.

С помощью программы по самоопределению Даниил сформировал четкую картину своего будущего. Он выбрал направление для дальнейшего обучения и разработал план действий для достижения своих целей.

Наш опыт с Даниилом подчеркнул важность индивидуального подхода к каждому подростку, которые невозможны в школьных условиях. Если хотите узнать, к чему на самом деле лежит душа вашего ребенка - напишите комментарий “формула” и я пришлю вам гайд с моей подборкой лучших тестов по профореинтации и других инструментов для самопознания.

44
6 комментариев

формула

1
Ответить

формула

1
Ответить

прислал

Ответить

прислал в личных сообщениях

Ответить

Мне кажется осознание того, чем хочешь заниматься приходит со временем

Ответить

безусловно, и это требует проб, и как правило ошибок )
но хочется же узнать оптимальное для себя направление прежде чем принимать решение относительно образования или смены профессии

Ответить