Зачем и как развивать проекты для школьников?

Автор телеграм-канала «Тренды образования» продолжает цикл бесед с экспертами отрасли.

«С точки зрения результатов школьного образования налицо резкий упадок качества и полезности информации, которую транслирует учитель. Особенно это касается информатики и математики:

- разный темп усвоения знаний в одном классе

- низкое качество подготовки педагогов

- неактуальный контент

- неэффективный формат»

Именно поэтому Роман Поволоцкий, сооснователь издательства цифровых учебников «Кибер Книга», с командой внедряют эффективные методы обучения, в которых формируются не только прикладные навыки и компетенции, но и развиваются soft skills. Сегодняшним детям предстоит жить в постоянно изменяющемся под влиянием технологий мире, и умение качественно адаптироваться под новый уклад станет ключевым фактором успеха.

На собственном опыте Роман ощутил скорость изменений в окружающем мире относительно образовательного контента. После года формирования программы магистратуры по AR/VR, команда проекта обнаружила, что весь инструментарий разработки обновился и знания потеряли актуальность. Это стало причиной формирования нового подхода в построении траектории развития учащихся.

Роман считает, что трансформировать образование надо через отсутствие сопротивления: там, где система устанавливает барьер — не будет эффективной работы. Но через активных и замотивированных педагогов, студентов, чиновников можно менять процессы естественным путем.

В России отсутствует эталон успешного человека, человека будущего, отсутствует национальная идея. А куда мы движемся без ориентиров? По мнению Романа в стране сейчас нет образовательной среды. Из детей и родителей пытаются делать бизнес, из образования — сервис, а среды для развития творческого потенциала детей при этом не создано (имеется в виду не только физическое пространство для проектной деятельности, но и выделенное время в учебной программе). Роман предлагает не ждать, пока эту среду организует государство. Ведь задача каждого родителя — рассмотреть талант ребенка и найти ему наставников. Не надо думать, что можно посадить ребенка перед компьютером и он за счет этого кем-то станет. Ребенком надо заниматься. Основа развития ребенка — вера в него. Ошибки — это иллюзия. Ошибки — это всего лишь опыт.

Задачи, которые перед детьми ставит команда Романа:

1. Поверить, что вы можете

2. Понять, ЧТО вы можете

3. Разработать план

Андрей Илингин, генеральный директор «ЯКласс», поделился опытом b2g работы в разных частях планеты и регионах России.

Допустим, в Европе и Америке финансированием образования занимаются муниципалитеты, поэтому договариваться о сотрудничестве имеет смысл именно с ними. Когда у тебя маленькая страна, легко выстроить работающую систему.

Для такой страны как Россия именно онлайн-обучение становится решением проблемы нехватки крутых педагогов. Технологии и игровые механики — лишь инструменты вовлечения в обучение. Но сейчас есть сильный технологический разрыв между учителями/родителями и детьми. Мы находимся в переходном периоде, и это важно осознавать.

Пока самый авторитетный заказчик в российской школе — учитель. И в целом все зависит от «людей на местах» (личности педагогов и директоров школ). Топ регионов России по готовности внедрять инновации по опыту «ЯКласс»: Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Иркутская и Калининградская области, ЯНАО.

В целом, по мнению Андрея, образование в России — слабый институт. Есть нацпроекты, но нет четкой стратегии развития. И наша ближайшая задача — поставить глобальные цели. Ведь сейчас государство размещает заказ на человека, для него образование —машина по производству нужных ему людей, социальный лифт, сортирующий общество, — и это является большим барьером к развитию.

Полностью беседу можно послушать тут:

Тайминг:
[00: 00] Проекты. Как пришла идея сделать этот проект. Как оценивали рынок?
[07:04] Рынок образования. Барьеры. Что мешает развитию образования?
[15:46] Как попасть к директору школы, чтобы предложить свой продукт? Лайфхаки и советы. Кого готовит образование?
[20:00] Различие регионального развития образования в РФ. Опыт других стран.
[25:57] Трансформация системы и среды образования. От чего и кого зависит?
[33:34] На что ориентироваться при поиске занятия для ребёнка. Время проб и ошибок или достижений и успехов?
[38:50] Кто должен двигать изменения в образовании?
[39:30] Нужны ли ВУЗы, если школьники работают в digital со школы?
[42:05] Портрет человека будущего. Какой он — школьник, который вырос?
[47:20] Личные кризисы. Как понять, что надо искать другие пути или продолжать настаивать?
[49:58] Эмоциональное выгорание. Синдром самозванца. Как выходить из этих состояний?

22
Начать дискуссию