Модель Блума в действии: аналитический подход к получению знаний

Любому аналитику в своей деятельности приходится заниматься анализом информации, формализацией требований, обработкой данных и составлением на их основе диаграмм, графиков, прогнозов или планов. При выполнении подобных задач периодически возникает необходимость подробно изучить материалы, технологии или «прокачать» новый навык.

В такие моменты невольно начинаешь задавать себе вопросы:

  • Как быстрее и эффективнее изучить новую тему, материал или технологию?

  • Как структурировать подход в процессе изучения?

  • Существуют ли вообще подходы, позволяющие изучать новое максимально продуктивно?
Модель Блума в действии: аналитический подход к получению знаний

Если вы тоже задаете себе подобные вопросы, то поздравляю - сегодня вы получите исчерпывающие ответы на них! У команды Кунг-Фу Аналитики интересная и крайне полезная тема - Модель Блума. Расскажем вам, как эффективно изучать новые технологии и компетенции. Поехали!

Классическое или структурное обучение?

Существуют несколько подходов, позволяющих изучать новые материалы и технологии. Причем каждый из нас в какой-то степени с ними уже сталкивался.

Очень часто в своей жизни мы идем по пути классического обучения. Это привычка, которая, в первую очередь, связана с системой образования, которую практикуют в нашей стране. Но еще существует и структурное обучение, к которому мы невольно прибегаем, когда хотим глубоко разобраться в определенной теме и стать экспертами в этой области.

Перед тем, как погрузиться в теорию, хотелось бы «подсветить» один момент. Как обычно бывает, везде есть свои плюсы и минусы. И стоит понимать, в какой ситуации лучше использовать классическое обучение, а когда - структурное. Для простоты понимания мы выделили четыре группы основных отличий между ними:

Модель Блума в действии: аналитический подход к получению знаний

Существующие подходы

Теперь, когда мы определились, чем отличается классическое и структурное обучение, поговорим о существующих подходах. В целом их можно выделить три. В информационных источниках они не имеют каких-то конкретных названий, поэтому в рамках статьи мы будем называть их следующим образом:

  • "Поток информации" - неструктурный подход к получению интересующей информации из общей ресурсной базы;

  • "Практика и реализация" - закрепление полученных теоретических знаний на практике. Некоторые знают этот подход, как метод брутфорс (или метод "тыка") и часто его используют;
  • "Пирамида знаний" (модель Блума) - постепенный и структурированный подход к изучению нового, при котором мы движемся от простого к сложному.

Модель Блума в действии: аналитический подход к получению знаний

Сначала коротко расскажу про первые два.

Поток информации

Если мы используем «Поток информации», то при этом подходе процесс получения новых знаний проще всего представить, как некую линию, которая хаотично движется от одной изучаемой темы к другой. Например, мы читаем статью на Википедии, нам попадается непонятный термин, и, чтобы с ним познакомиться, мы переходим по ссылке к материалам другой статьи.

Модель Блума в действии: аналитический подход к получению знаний

Практика и реализация

Если же говорить о подходе «Практика и реализация», то здесь процесс получения новых знаний можно представить, как прямую линию, на которой каждая изученная тема сразу подкрепляется практикой. И таких этапов (или блоков) может быть несколько. Например, на YouTube мы посмотрели ролик о том, как пользоваться тем или иным инструментом, скажем, в редакторе Figma. После чего сразу его открыли для закрепления полученных знаний. Кстати, многие методические курсы (и платные, и бесплатные) тоже придерживаются именно этого подхода.

Модель Блума в действии: аналитический подход к получению знаний

Пирамида знаний

Теперь более подробно про Модель Блума. Эту концепцию предложил Бенджамин Блум. Она описывает иерархию из шести уровней усвоения знаний и информации при изучении новых материалов, технологий или компетенций. Каждый уровень имеет свое название и «вытекает» из предыдущего:

Модель Блума в действии: аналитический подход к получению знаний

Считается, что тщательная проработка новых знаний на всех шести уровнях «пирамиды знаний» обеспечивает максимально эффективное запоминание учебного материала. И, чтобы, действительно, хорошо выучить материал или новую технологию, необходимо пройти через все из них. Причем невозможно перейти к следующему уровню, пропустив предыдущий - они все опираются друг на друга:

Модель Блума в действии: аналитический подход к получению знаний

Практический пример

Теперь, когда мы познакомились с концепцией пирамиды знаний, самое время для понимания разобрать практический пример.

Предположим, что вы, как аналитик, решили «прокачать» свои навыки, изучив фреймворк React, чтобы использовать его возможности в части ведения документации в инструменте Docusaurus и, заодно, научиться лучше понимать своих коллег-разработчиков и более эффективно с ними взаимодействовать. Как это осуществить при помощи модели Блума?

Модель Блума в действии: аналитический подход к получению знаний

Все просто! Составляем и прорабатываем план изучения новой технологии по каждому уровню и последовательно по нему движемся:

  1. Знание – формируем общее понимание изучаемой технологии. Например, читаем официальную документацию и статьи по React, смотрим видеоролики. При этом фиксируем непонятные моменты и «серые зоны». На все выделяем около 15-30 минут в день. Как только «общая картина» о технологии сформировалась, переходим на следующий уровень пирамиды.

  2. Понимание – далее стараемся осмыслить и вникнуть в реализацию базовых примеров из документации, и пытаемся максимально устранить непонятные моменты и пробелы, которые были отмечены на предыдущем шаге (ищем и ознакамливаемся с дополнительными материалами, связанными с изучаемой технологией). Чувствуете, что все стало понятно - осуществляете очередной переход.
  3. Применение – теперь пробуем применить знания на практике. Например, придумать и реализовать какой-нибудь проект на React.
  4. Анализ – когда проект полностью готов, анализируем работу и задаем себе вопросы: какие возможности открывает данный инструмент; в каких случаях лучше его использовать, а когда это неэффективно; чем он лучше или хуже аналогов.
  5. Синтез – на этом шаге ищем способы применения полученных знаний в контексте своей работы наряду с другими инструментами. Напомню, что в нашем примере это: эффективное использование инструмента Docusaurus и коммуникация с командой разработчиков.
  6. Оценка – и, наконец, когда вы смогли успешно «интегрировать» изученную технологию в другие механизмы, обоснуйте целесообразность ее применения в разрезе других задач и процессов.

Таким образом, когда мы пройдем по плану все шаги, то систематизируем и структурируем изученную информацию, и самое главное - преобразуем ее в устойчивые навыки. При этом модель Блума в контексте данного примера будет эффективной, потому что изучаемая технология – React – является сложной и комплексной.

Выводы

Если подытожить, то получается, что Модель Блума – удивительная концепция, которую можно использовать, как:

  • метод оценки не только собственных знаний, но и своих коллег;
  • технику повышения эффективности обучения;
  • основу для составления учебных программ или индивидуальных планов развития сотрудников.

Конечно, всегда найдутся те, кто будет критиковать «пирамиду знаний». Но несмотря на это модель все-равно остается актуальной и эффективной для многих людей и прекрасно справляется с возложенными на неё задачами. Присоединяйтесь к обсуждению, делитесь примерами использования!

Артур Кириллов
Аналитик Акелон

А чтобы не пропускать новые публикации подписывайтесь на наш teleram-канал KungFu аналитика.

22
Начать дискуссию