Цифровизация образования: тренды и перспективы развития отрасли в России и за рубежом

Автор статьи — Алексей Буянов, генеральный директор инвестиционной компании Bengala Investment

За последние 3‑4 года онлайн-образование стремительно набирает обороты не только в западных странах, но и на территории России. Сегодня основным и самым быстро развивающемся сектором онлайн-образования считаются компьютерные технологии (EdTech). В то же время инвесторы зачастую относятся к этой сфере настороженно, и на это есть свои причины. В исследовании мирового рынка онлайн-образования и образовательных технологий, проведенном компанией East‑West Digital News, заявленный объем рынка составляет приблизительно 4,5‑5-5,0 трлн долларов США. Такие цифры говорят о «трендовости» дистанционного образования и в ближайшее время будут только расти. По оценке East‑West Digital News, устойчивая динамика позволит к 2023 году преодолеть отметку в 240 млрд долларов США, что гарантирует ежегодный рост не менее чем на 5%. Что касается рынка онлайн-образования в России, то он не отстает от западных стран и растет ежегодно. На данный момент его общий объем составляет 1,8 трлн рублей. К 2021 году эксперты ожидают рост до 2 трлн рублей.

Основные тренды в EdTech

Основные тренды в мировом онлайн-образовании связаны с развитием компьютерных технологий.

Перспективные тренды:

  • Микрообучение

Все, кто получал высшее образование в последние 20‑30 лет (и по сегодняшний день), помнят, как трудно было изучать многотомные учебники буквально за одну ночь до экзамена. Сегодня на рынке труда работодатели очень ценят сертификаты, подтверждающие профессионализм в той или иной сфере. И поэтому акцент сделан на точечное обучение. Оно вытесняет глобальные, объемные курсы, требующие многомесячного освоения.

  • Искусственные интеллект и машинное обучение

За последние 5 лет искусственный интеллект значительно «прокачал» свои навыки преподавания. На данный момент ИИ не может полностью заменить преподавателя, однако способен выступать в роли ассистента, для которого ошибка - «непозволительная роскошь».

  • Геймификация

Все большей популярностью на рынке онлайн-образования пользуется спросом так называемая модель edutainment (образование + развлечение). Благодаря игровым механикам человек может долгое время удерживать внимание на изучаемом предмете. Так он получает знания без привычных мук. Существует огромное количество образовательных проектов, способных обучить, к примеру, английскому языку в игровой, соревновательной форме.

Проекты с геймификацией:

- LinguaLeo;

- JavaRUSH;

- CodeAcademy и др.

Российские компании онлайн-образования

По данным РБК, в России в настоящий момент можно обозначить 35 наиболее значимых проектов, известных практически каждому интернет-пользователю. Еще 10 лет назад трудно было представить, что получить знания и образование, а также подтверждающий их сертификат можно через интернет. Сегодня это реальность, которой пользуется не менее 7 миллионов россиян ежегодно.

● Национальный открытый университет ИНТУИТ;

● Университет СИНЕРГИЯ;

● Skillbox;

● Нетология;

● GeekBrains.

Востребованные направления обучения - языки программирования и иностранные языки. Известные в России практически каждому пользователю интернета языковые площадки - Skyeng и LinguaLeo. Skyeng делает акцент на общении с преподавателями и возможности выбрать нужное направление обучения (разговорная речь, грамматика, терминология в конкретной сфере, например, медицинский английский и т.д.). LinguaLeo сделали ставку на геймификацию и простую подачу материала, чем и заслужили свою популярность. Востребованные площадки для изучения языков программирования - HTML Academy, JavaRUSH и GeekBrains. С каждым годом растет популярность внедрения в образовательные программы индивидуальной траектории обучения и модульного формата подачи объемного материала.

Высокоадаптивные программы - образовательный тренд ближайшего десятилетия.

Инвестиции в EdTech

Учитывая темпы роста сферы EdTech, кажется, что выйти на рынок и получить внешнее финансирование довольно просто. На самом деле это не так - инвесторы с недоверием относятся к новым игрокам, и у них для это есть основания. Так, подавляющее большинство образовательных стартапов не окупаются - из 20 проектов успешным оказывается только один. Но и те, кто смог привлечь аудиторию, зачастую держатся только пару лет. Для успешного образовательного стартапа важно найти нестандартное решение существующей проблемы, но не перегруженное креативом, чтобы не отпугнуть инвесторов и пользователей. Так, немецкий Tandem сумел привлечь за пару лет больше €2,5 млн., связывая людей, которые хотят изучать языки друг друга. Но многие переоценивают рынок: специальный мессенджер для общения учителей и родителей Classto так и не смог найти свою аудиторию. Соответственно, подавляющая часть инвестиций приходится на уже успешные образовательные проекты, стартапы же редко получают внешнее финансирование. Потенциальному инвестору стоит хорошо изучить рынок и его тенденции. Например, геймификация все еще в тренде, но излишнее ее использование снижает эффективность обучения, а это сказывается на объеме привлекаемой аудитории. Языки программирования и иностранные языки еще долго будут востребованными, но существующие площадки забирают основную часть аудитории и для привлечения пользователей нужен действительно новый подход к обучению.

11
Начать дискуссию