Юра, мы все исправим: инвестиции с космическим размахом

В День космонавтики поговорим о сбывшейся 63 года назад мечте человечества и ее движении в сторону коммерции, прогнозах фантастов и экономических реалиях.

Жизнь обгоняет мечту

Юра, мы все исправим: инвестиции с космическим размахом

Бурное развитие космонавтики опрокинуло часть смелых пророчеств фантастов и ученых первой половины ХХ века. Так, Константин Циолковский в книге 1918 года «Вне Земли» полагал, что люди полетят в космос только в 2017 году.

В 1951 году писатель Артур Кларк в книге «Прелюдия к космосу» предсказал высадку на Луну в 1978 году, на десятилетие промахнувшись с прогнозом. Кстати, именно Кларку принадлежит идея системы спутников связи на геостационарных орбитах — он предложил ее в 1945 году в статье «Внеземные ретрансляторы». Всего через 12 лет, 4 октября 1957 года, СССР запустил первый в мире искусственный спутник Земли.

Конечно, жизнь пока обогнала не все прогнозы. Писатель Айзек Азимов в 1964 году полагал, что через 50 лет на Луне появятся первые колонии, а беспилотные корабли совершат посадку на Марс. Артур Кларк считал, что первые космические отели примут гостей в 2014 году. В рассказе 1970 года «Транзит Земли» Кларк предсказывал высадку на Марс в 1994 году. В 1999 году сэр Артур перенес сроки колонизации на 2010 год, но и этот прогноз не сбылся.

Инвестиции с космическим размахом

А вот в сфере космических инвестиций, пожалуй, наоборот, реальность обгоняет ожидания. Космическая экономика уверенно выходит на орбиту коммерческого интереса — если в 2005 году во всем мире прибыль от коммерческой деятельности в космосе составила $110 млрд, то в 2021 году космическая отрасль оценивалась в $350 млрд, в 2022 году — на уровне $469 млрд, а по итогам 2023 года ее объем вырос до $630 млрд. В базовом прогнозе экспертов McKinsey & Company размер космической индустрии в 2035 году достигнет $1,79 трлн, а в оптимистичном — $2,3 трлн.

Возможно, цифра $1,79 трлн покажется не очень большой — например, по сравнению с капитализацией одной только «великолепной семерки» IT-гигантов американского рынка, которая превышает $10 трлн. Что ж, это действительно так. Но IT-сектор находится сейчас на пике своей привлекательности, а космическая отрасль только начинает свой разгон.

Юра, мы все исправим: инвестиции с космическим размахом

Собственно, началом масштабной коммерциализации космоса надо считать приход в отрасль частных компаний, а этот период начался не так давно — проектировать первые космические системы бизнес начал в начале XXI века, а первый пилотируемый полет к МКС по программе Commercial Crew Program на частном корабле SpaceX Crew Dragon состоялся в 2020 году. Через год компания Space X в рамках программы Inspiration4 отправила к МКС корабль Crew Dragon — это был первый в мире полностью гражданский полет с космонавтами-любителями на борту.

Частный космос

Сегодня тема привлечения частных инвестиций в отрасль выходит на первый план. Россия в этой области следует мировому тренду — сейчас разрабатывается законопроект, который позволит ввести в правовое поле возможность финансирования космической деятельности в соответствии с условиями концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве.

Российские частные компании готовы взяться за проекты. Так, частная компания SR Space вместе с холдингом Т1 в прошлом году подписали соглашение о разработке ракеты-носителя в рамках проекта запуска за линию Кармана. Планируется, что проект выйдет на частоту полетов раз в неделю, в том числе и с коммерческой нагрузкой.

Очень интересен опыт Китая, который успешно решает задачу сокращения технологического отставания от США в области космоса, привлекая частные компании. С 2014 года в Китае создано более 200 космических стартапов, которые работают в сотрудничестве с государством. Доход космической индустрии в Китае сейчас оценивается на уровне $100 млрд, и примерно две трети этого объема зарабатывают частные компании. При этом объем частных инвестиций с 2014 года достиг, по некоторым оценкам, $8 млрд.

Если говорить о вливании государственных денег в космическую отрасль, здесь лидером пока остаются США — американцы тратят порядка $59-62 млрд в год, Китай — около $12-16 млрд, а Россия $3-3,5 млрд.

Большое космическое путешествие

Юра, мы все исправим: инвестиции с космическим размахом

До описанных Артуром Кларком космических отелей еще далеко, но космический туризм существует и даже процветает. В 2001 году российский корабль «Союз» взял на борт первого туриста — Дениса Тито, которому неделя в космосе обошлась в $20 млн. Сейчас космический туризм выходит на уровень примерно 10 человек в год. По прогнозу аналитиков, к 2030 году рынок космического туризма составит порядка $9 млрд, этот сегмент будет расти в среднем на 35% в год.

На этом рынке до 2022 года присутствовал и «Роскосмос», который вместе с американской компанией Space Adventures возил туристов на МКС. Сейчас полеты частных лиц «Роскосмос» пока не планирует.

Другой крупный игрок на этом рынке — компания Axiom Space, продолжает возить частников. Удовольствие прокатиться на кораблях SpaceX обходится клиентам Axiom Space в сумму порядка $50-55 млн. Летом 2024 год в рамках частной миссии Polaris Dawn ракета Falcon 9 SpaceX отправит в модуле Crew Dragon четырех человек. В ходе миссии запланирован первый в истории космонавтики выход космических туристов в открытый космос.

В направлении суборбитальных полетов на границу с космосом все не так радужно, несмотря на высокий спрос и доступные билеты. Владелец Virgin Galactic Ричард Брэнсон в декабре 2023 года заявил о прекращении дополнительного финансирования компании, увольнении 185 сотрудников и приостановке коммерческих полётов на 18 месяцев. Впрочем, в январе 2024 года космолет Virgin Galactic все же совершил свой 11-й полет с четырьмя частными астронавтами. Но так или иначе у компании, возникли определенные финансовые трудности — по итогам 2023 года зафиксирован убыток в размере $502 млн при доходе $7 млн. По сути, компания близка к банкротству — в 2019 году на размещении компания оценивалась в $2,3 млрд, а сейчас ее капитализация находится на уровне $600 млн.

Космос нас ждет

И пусть мы пока не можем купить билеты на Марс, но зато есть возможность вложиться в бизнес компаний, которые осваивают космос, и поучаствовать в росте отрасли.

Среди игроков космической индустрии не так много публичных компаний, но зато каждая из них фундаментально сильная, с крупными государственными заказами и передовыми разработками — например, Boeing, Lockheed Martin, Raytheon Technologies и Northrop Grumman. Вместе с тем проекты, связанные с космосом, есть и у крупнейших IT-компаний — Google, Apple, Amazon, Microsoft.

Важно отметить, что на космосе зарабатывают не только компании, которые запускают корабли. Космос приносит доход, например, компаниям, предлагающим услуги спутниковой связи, —Iridium Communications, EchoStar и Viasat.

Акции этих и других компаний клиенты «Финам» могут купить с помощью счета «Сегрегированный Global», который обеспечивает доступ к более чем 20 000 акций и опционов на американских торговых площадках. Активы хранятся в надежном зарубежном кастодиане без риска блокировки в российской инфраструктуре.

Этот блок временно не поддерживается
2.9K2.9K показов
279279 открытий
Начать дискуссию