Совесть в помощь
На днях стало известно о том, что Совкомбанк приобрел проект карты рассрочки «Совесть» у группы QIWI и объединит его со своей системой рассрочек «Халва». После завершения перехода, совокупный портфель «Халвы» превысит 50 млрд рублей, число клиентов превысит 6 млн человек, а 200 тыс партнеров Халвы объединятся с 60 тыс партнеров проекта Совесть.
Эта сделка является заметной и знаковой для рынка банковских карт: сегмент карт рассрочки консолидируется. Эффект от консолидации будет явно синергетический, то есть, больше простой суммы составляющих, и будет нацелен на конкуренцию одновременно, и с сегментом кредитных карт, и с рынком карт лояльности. Карта Халва, превысив 6.3 млн пользователей после сделки, увеличит свою привлекательность для новых магазинов-партнеров, и станет хорошей альтернативой на рынке программ лояльности продовольственного и непродовольственного ритейла, где пока доминируют монопрограммы. Расширение числа-магазинов партнеров в свою очередь заместит рыночные онлайн каналы привлечения, которые в последнее время стали неоправданно дорогими для банков, и даст много новых относительно недорогих и лояльных клиентов. При этом мы видим, что бизнес-модель Халвы очень успешна, и, судя по всему, не так легко копируется, давая явные конкурентные преимущества в борьбе за рынок кредитных карт.С точки зрения потребителя карты рассрочки обладают тем несомненным преимуществом, что бремя выплаты процентов ложится на продавца товара, а срок рассрочки значительно дольше «льготного периода» по кредитным картам, механизм расчета которого не всегда понимает и соблюдает клиент. По данным исследований, в России доля клиентов, не укладывающихся в грейс-период, достигает 80%. Появление карт рассрочки и рост их популярности уже заставляют банки улучшить условия по традиционным кредитным картам – снижать ставки, увеличивать льготный период. При этом модель монетизации Халвы подразумевает более активное, чем у кредитных карт, использование комиссий партнеров, IFR, кросс-продаж и платных сервисов. А модель создания лояльности через выгоды для клиента показала себя очень эффективной и просто нуждается в масштабировании.
Известно, что рынок кредитных карт – сильно концентрирован. Результаты первого квартала 2020 показали, что доля Сбербанка составляет, например, 43.6% рынка. Следующие 4 игрока – еще 36.1%. А последующие 6 – еще 10.5%. Совкомбанк в первом квартале занял 7 место на рынке и второе место среди топ 10 банков по абсолютному приросту портфеля, достигнув 2.8% рынка.
https://acdn.tinkoff.ru/static/documents/news-12-05-2020-tinkoff-credit-cards-research-1q2020-rus.pd
Сделка с Халвой позволит ему увеличить темпы прироста, став при этом единственным игроком на рынке настоящих карт рассрочки. Я считаю, что с такими продуктовыми характеристиками, Халва может расти очень быстрыми темпами и не удивлюсь, если через год мы увидим Совкомбанк в топ-5 с не менее чем 5% рынка кредитных карт.
С точки зрения магазина карта рассрочки увеличивает средний чек до 50% (по данным партнеров «Халвы»). «Ковидные» реалии делают магазины более сговорчивыми в вопросах присоединения к системам рассрочек, да и готовая и зарекомендовавшая себя раскрученная система даст лучший результат, особенно для небольших торговых сетей и точек, чем собственная программа лояльности. Издержки магазина на компенсацию процентов по картам рассрочки будут скомпенсированы растущим оборотом: средним чеком и количеством чеков. Сегодня традиционная реклама обладает сомнительной эффективностью и сложностью оценки КПД. В то время, как в основе карты рассрочки заложен понятный механизм: плата только за реального клиента и только пропорционально объему совершенных покупок. Таким образом, карты рассрочки выглядят более понятно для управляющего.По доле магазинов-партнеров в ритейле проект станет одним из крупнейших, соревнуясь только с проектами экосистемы Сбербанка. По количеству клиентов порог шесть миллионов тоже значим. Цифра 6.3 миллиона выглядит достаточно уверенно даже в ряду продуктовых ретейлеров. Например, у Х5 – суммарно около 40 млн не уникальных пользователей карт лояльности, в основном от «Пятерочки». У «Ленты» — около 16 миллионов.
При этом у карты рассрочки есть неоспоримые собственные преимущества перед такими программами: это широкий выбор партнеров и доступность кредитных средств. Примечательно, что картой можно оплатить как товары, не являющиеся предметом потребкредитования (топливо на АЗС, продукты в магазинах и т.п.), так и товары, являющиеся предметом специализированных кредитов – в частности, автокредитования (проект «Авторассрочка» с Hyundai и др. дилерами). Такого рода проекты расширяют целевую аудиторию карты на людей с более высоким доходом, в этом случае растут и возможности кросс-продаж. Поэтому я ожидаю, что после объединения Халва продолжит агрессивное наращивание своей лояльной клиентской базы, которая уже через год превысит 10 млн клиентов.
В целом, мы наблюдаем заметную трансформацию рынков, в том числе рынка финансовых услуг. Сделка по приобретению Совести даст новый стимул к конкуренции как внутри сегмента кредитных карт, так и очень неоднородного рынка карт лояльности. Все это – на пользу клиентам. Будем с интересом следить за дальнейшими шагами Совкомбанка, потому что других идей по неорганическому росту в этом сегменте больше нет.
+
+
Больший развод, чем обычные кредитные карты, только карты рассрочки. Уж лучше POS-кредит на месте оформить, чем эту хрень.
В чем развод то) и Хоум и совесть очень понятны и дружелюбны к пользователю. Халвой не пользовалась. Но думаю что очевидно кредит без процентов это хорошо. По крайней мере для платежеспособного человека.
Раньше пользовался картой рассрочки "Свобода" от Хоум Кредит. Кратко:
1. Яндекс-такси партнёр только при оплате привязанной картой. Через Apple Pay расходует внепартнёрский лимит и может отказать в списании. Обещали разобраться, до сих пор нет ответа.
2. Умудрились отправить в кредитную историю информацию о том, что по карте с лимитом 50 тысяч я должен 107 тысяч. У других клиентов были аналогичные случаи.
3. Однажды внёс всю сумму сформированного платежа. Платёжный баланс карты обновился только для покупок у партнёров, а на покупки везде остался 0 рублей. Я два раза звонил, обещали в ближайшее время исправить. Потом приехал в отделение, а там сказали ждать месяц. Обновили баланс только после отзыва на banki.ru.
4. Платёжный баланс на покупки везде может меняться по несколько раз в день, хотя никаких операций не совершается. Однажды даже ушло в минус. Не в том смысле, что я должен банку, а в ещё больший минус, несанкционированный овердрафт. Невозможно заранее знать, сколько денег можно потратить, потому что в течение дня баланс поменяется.
5. Однажды ночью не проходила оплата. Звоню на горячую линию, говорят пробовать несколько раз и каждый раз на суммы поменьше. Из-за большого количества попыток карту заблокировали, после 8 утра разблокировали. А оплата не проходила, потому что были технические работы на стороне банка, но меня не предупреждали и никто об этом не знал. Узнал позже в отделении.
6. Мне надоело всё это и я написал в чат, чтобы навсегда заблокировали эту карту. Чтобы не так, что я как нажал "заблокировать", так и нажал "разблокировать", а безвозвратно, чтобы нельзя было снова пользоваться деньгами, которые кладу на карту. Ответили, что только класть деньги каждый раз просить уменьшить лимит. Представитель банка на форуме banki.ru то же самое сказал. Я положил 7500 и попросил уменьшить на эту сумму. Выясняется что только кратно 5000. Ладно, уменьшили на 5000. Но потом я зашёл в отделение и там мне уже сказали, что можно написать заявление на АННУЛИРОВАНИЕ карты, и тогда не нужно каждый раз после пополнения просить уменьшить лимит, и разблокировать её уже нельзя. То есть до этого обманули, что нет других вариантов.
Вот такой у меня опыт пользования картой рассрочки.
Честно не было ничего подобного. Свобода в меня довольно ранняя. Оформлена ещё до того как они ввели это название —свобода. И работает на любых магазинах 3 месяца спокойно. Я давно не думаю партнёр ли это. С кредитной историей вроде все нормально. Странностей не замечено
Свобода - это скорее "классическая" кредитная карта. По поводу описанных багов - спасибо кстати за подробное изложение- я надеюсь коллеги из Хоум Кредита смогут ответить. То, что вами написано, очевидно ошибки бизнес-процессов и неудачного управления улучшениями. Надеюсь что ваша обратная связь поможет банку улучшить процессы... Отличия Халвы и Совести от Свободы - очень существенные в самой бизнес модели.
Совкомбанк...
Совесть...
Халва...
Б•••ь, да кто же там у вас за названия-то ответственный?