Совесть в помощь

На днях стало известно о том, что Совкомбанк приобрел проект карты рассрочки «Совесть» у группы QIWI и объединит его со своей системой рассрочек «Халва». После завершения перехода, совокупный портфель «Халвы» превысит 50 млрд рублей, число клиентов превысит 6 млн человек, а 200 тыс партнеров Халвы объединятся с 60 тыс партнеров проекта Совесть.

Эта сделка является заметной и знаковой для рынка банковских карт: сегмент карт рассрочки консолидируется. Эффект от консолидации будет явно синергетический, то есть, больше простой суммы составляющих, и будет нацелен на конкуренцию одновременно, и с сегментом кредитных карт, и с рынком карт лояльности. Карта Халва, превысив 6.3 млн пользователей после сделки, увеличит свою привлекательность для новых магазинов-партнеров, и станет хорошей альтернативой на рынке программ лояльности продовольственного и непродовольственного ритейла, где пока доминируют монопрограммы. Расширение числа-магазинов партнеров в свою очередь заместит рыночные онлайн каналы привлечения, которые в последнее время стали неоправданно дорогими для банков, и даст много новых относительно недорогих и лояльных клиентов. При этом мы видим, что бизнес-модель Халвы очень успешна, и, судя по всему, не так легко копируется, давая явные конкурентные преимущества в борьбе за рынок кредитных карт.С точки зрения потребителя карты рассрочки обладают тем несомненным преимуществом, что бремя выплаты процентов ложится на продавца товара, а срок рассрочки значительно дольше «льготного периода» по кредитным картам, механизм расчета которого не всегда понимает и соблюдает клиент. По данным исследований, в России доля клиентов, не укладывающихся в грейс-период, достигает 80%. Появление карт рассрочки и рост их популярности уже заставляют банки улучшить условия по традиционным кредитным картам – снижать ставки, увеличивать льготный период. При этом модель монетизации Халвы подразумевает более активное, чем у кредитных карт, использование комиссий партнеров, IFR, кросс-продаж и платных сервисов. А модель создания лояльности через выгоды для клиента показала себя очень эффективной и просто нуждается в масштабировании.

Известно, что рынок кредитных карт – сильно концентрирован. Результаты первого квартала 2020 показали, что доля Сбербанка составляет, например, 43.6% рынка. Следующие 4 игрока – еще 36.1%. А последующие 6 – еще 10.5%. Совкомбанк в первом квартале занял 7 место на рынке и второе место среди топ 10 банков по абсолютному приросту портфеля, достигнув 2.8% рынка.

Сделка с Халвой позволит ему увеличить темпы прироста, став при этом единственным игроком на рынке настоящих карт рассрочки. Я считаю, что с такими продуктовыми характеристиками, Халва может расти очень быстрыми темпами и не удивлюсь, если через год мы увидим Совкомбанк в топ-5 с не менее чем 5% рынка кредитных карт.

С точки зрения магазина карта рассрочки увеличивает средний чек до 50% (по данным партнеров «Халвы»). «Ковидные» реалии делают магазины более сговорчивыми в вопросах присоединения к системам рассрочек, да и готовая и зарекомендовавшая себя раскрученная система даст лучший результат, особенно для небольших торговых сетей и точек, чем собственная программа лояльности. Издержки магазина на компенсацию процентов по картам рассрочки будут скомпенсированы растущим оборотом: средним чеком и количеством чеков. Сегодня традиционная реклама обладает сомнительной эффективностью и сложностью оценки КПД. В то время, как в основе карты рассрочки заложен понятный механизм: плата только за реального клиента и только пропорционально объему совершенных покупок. Таким образом, карты рассрочки выглядят более понятно для управляющего.По доле магазинов-партнеров в ритейле проект станет одним из крупнейших, соревнуясь только с проектами экосистемы Сбербанка. По количеству клиентов порог шесть миллионов тоже значим. Цифра 6.3 миллиона выглядит достаточно уверенно даже в ряду продуктовых ретейлеров. Например, у Х5 – суммарно около 40 млн не уникальных пользователей карт лояльности, в основном от «Пятерочки». У «Ленты» — около 16 миллионов.

При этом у карты рассрочки есть неоспоримые собственные преимущества перед такими программами: это широкий выбор партнеров и доступность кредитных средств. Примечательно, что картой можно оплатить как товары, не являющиеся предметом потребкредитования (топливо на АЗС, продукты в магазинах и т.п.), так и товары, являющиеся предметом специализированных кредитов – в частности, автокредитования (проект «Авторассрочка» с Hyundai и др. дилерами). Такого рода проекты расширяют целевую аудиторию карты на людей с более высоким доходом, в этом случае растут и возможности кросс-продаж. Поэтому я ожидаю, что после объединения Халва продолжит агрессивное наращивание своей лояльной клиентской базы, которая уже через год превысит 10 млн клиентов.

В целом, мы наблюдаем заметную трансформацию рынков, в том числе рынка финансовых услуг. Сделка по приобретению Совести даст новый стимул к конкуренции как внутри сегмента кредитных карт, так и очень неоднородного рынка карт лояльности. Все это – на пользу клиентам. Будем с интересом следить за дальнейшими шагами Совкомбанка, потому что других идей по неорганическому росту в этом сегменте больше нет.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Надя Намова

+

Ответить
Развернуть ветку
Влад Ирис

+

Ответить
Развернуть ветку
selecadm

Больший развод, чем обычные кредитные карты, только карты рассрочки. Уж лучше POS-кредит на месте оформить, чем эту хрень.

Ответить
Развернуть ветку
Patriot_Girl

В чем развод то) и Хоум и совесть очень понятны и дружелюбны к пользователю. Халвой не пользовалась. Но думаю что очевидно кредит без процентов это хорошо. По крайней мере для платежеспособного человека.

Ответить
Развернуть ветку
selecadm

Раньше пользовался картой рассрочки "Свобода" от Хоум Кредит. Кратко:
1. Яндекс-такси партнёр только при оплате привязанной картой. Через Apple Pay расходует внепартнёрский лимит и может отказать в списании. Обещали разобраться, до сих пор нет ответа.
2. Умудрились отправить в кредитную историю информацию о том, что по карте с лимитом 50 тысяч я должен 107 тысяч. У других клиентов были аналогичные случаи.
3. Однажды внёс всю сумму сформированного платежа. Платёжный баланс карты обновился только для покупок у партнёров, а на покупки везде остался 0 рублей. Я два раза звонил, обещали в ближайшее время исправить. Потом приехал в отделение, а там сказали ждать месяц. Обновили баланс только после отзыва на banki.ru.
4. Платёжный баланс на покупки везде может меняться по несколько раз в день, хотя никаких операций не совершается. Однажды даже ушло в минус. Не в том смысле, что я должен банку, а в ещё больший минус, несанкционированный овердрафт. Невозможно заранее знать, сколько денег можно потратить, потому что в течение дня баланс поменяется.
5. Однажды ночью не проходила оплата. Звоню на горячую линию, говорят пробовать несколько раз и каждый раз на суммы поменьше. Из-за большого количества попыток карту заблокировали, после 8 утра разблокировали. А оплата не проходила, потому что были технические работы на стороне банка, но меня не предупреждали и никто об этом не знал. Узнал позже в отделении.
6. Мне надоело всё это и я написал в чат, чтобы навсегда заблокировали эту карту. Чтобы не так, что я как нажал "заблокировать", так и нажал "разблокировать", а безвозвратно, чтобы нельзя было снова пользоваться деньгами, которые кладу на карту. Ответили, что только класть деньги каждый раз просить уменьшить лимит. Представитель банка на форуме banki.ru то же самое сказал. Я положил 7500 и попросил уменьшить на эту сумму. Выясняется что только кратно 5000. Ладно, уменьшили на 5000. Но потом я зашёл в отделение и там мне уже сказали, что можно написать заявление на АННУЛИРОВАНИЕ карты, и тогда не нужно каждый раз после пополнения просить уменьшить лимит, и разблокировать её уже нельзя. То есть до этого обманули, что нет других вариантов.
Вот такой у меня опыт пользования картой рассрочки.

Ответить
Развернуть ветку
Patriot_Girl

Честно не было ничего подобного. Свобода в меня довольно ранняя. Оформлена ещё до того как они ввели это название —свобода. И работает на любых магазинах 3 месяца спокойно. Я давно не думаю партнёр ли это. С кредитной историей вроде все нормально. Странностей не замечено

Ответить
Развернуть ветку
Slava Semenikhin
Автор

Свобода - это скорее "классическая" кредитная карта. По поводу описанных багов - спасибо кстати за подробное изложение-  я надеюсь коллеги из Хоум Кредита смогут ответить. То, что вами написано, очевидно ошибки бизнес-процессов и неудачного управления улучшениями. Надеюсь что ваша обратная связь поможет банку улучшить процессы... Отличия Халвы и Совести от Свободы - очень существенные в самой бизнес модели.  

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Совкомбанк...
Совесть...
Халва...

Б•••ь, да кто же там у вас за названия-то ответственный?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда