{"id":13664,"url":"\/distributions\/13664\/click?bit=1&hash=f8e0aba14203df6cd2281fdd3f7f0563673921d2f335ea835255d6e0e69e1151","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u0430 \u0431\u0435\u0441\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u0430\u044f \u043a\u0430\u0440\u0442\u0430 Tinkoff Black \u0438 \u043a\u0430\u0440\u0442\u0438\u043d\u044b \u0422\u0440\u0435\u0442\u044c\u044f\u043a\u043e\u0432\u043a\u0438","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"86efc643-7e85-501c-b3c6-e2620ee53cdf","isPaidAndBannersEnabled":false}

COVID-19 помешал узаконить краудлендинговые платформы

Маргарита Гвоздева
аналитик информационного портала Zaim.com

1 июля в процессе установки регуляторных рамок в сфере краудлендинга произошла пауза. Из-за карантинных ограничений, введенных ввиду распространения коронавируса, большинство компаний не смогли попасть в государственный реестр инвестиционных платформ, что автоматически лишило их права работать. Что сейчас творится на российском рынке краудлендинга, разбирается Zaim.com

Еще год анархии

По состоянию на 01.07.2020 в реестре инвестиционных платформ состояли только три компании – «НРК-Р.О.С.Т.», «Поток.Диджитал» и «Технологии кредитования». 6 июля к этому списку добавилась еще одна площадка – «Платформа №1», и к моменту подготовки материала (24.07.2020) никаких изменений в реестре зафиксировано не было.

По оценкам экспертов, всего в сфере краудфандинга работает около 30 компаний. Многие из них направили документы на регистрацию в реестре вовремя, однако ответа пока не получили.

Во-первых, карантинные ограничения помешали регулятору в срок рассмотреть все заявки и принять решение о внесении компаний в список.

Во-вторых, были случаи, когда учредители краудлендинговых компаний из-за введения карантина не смогли вовремя вернуться в Россию и подготовить соответствующие документы, причем отправить нотариально заверенную доверенность через посольство также не было возможности.

Еще в марте мы подготовили все необходимые для вступления в реестр документы, но нам нужно было провести собрание учредителей для увеличения капитала, чтобы соответствовать требованиям ЦБ. И мы неоднократно переносили это собрание из-за закрытия границ: три учредителя компании-оператора находились за границей, они физически не могли въехать в Россию для участия в собрании. Доверенность через российское консульство стала бы выходом, но ее можно было получить только в конце июля, очередь заявителей была огромная. Поэтому мы подготовили письмо в ЦБ с просьбой об особом режиме рассмотрения заявления на вступление в реестр для тех, кто фактически оказался в рамках непреодолимых обстоятельств. И подали это письмо в конце июня. Несмотря на поправки к 259-ФЗ от 09 июля, которые позволяют работать платформам без включения в реестр еще год, мы подали заявку и на текущий момент ожидаем включения в реестр.

Александр Волгин

В итоге в начале июля рынок встал «на паузу» и многие участники не понимали, что делать дальше. Однако чуть позже ЦБ решил предоставить инвестиционным платформам отсрочку на вступление в реестр на год (до 1 июля 2021 года). Поэтому еще год рынок краудлендинга будет работать не под зорким глазом регулятора.

Стоит заметить, что многие участники рынка ждали введения регулирования краудлендингового рынка. По их мнению, вступление в силу 259-ФЗ и введение реестра может способствовать оздоровлению рынка и очищению его от недобросовестных игроков.

Далее рассмотрим, чем сейчас живет рынок и какие тенденции на нем можно выделить.

Банки в краудлендинге – хороший знак для отрасли

Изначально в России большинство краудфандинговых платформ было ориентировано на малый и микробизнес, который постоянно нуждается в финансировании, но привлечь его в обычных финкомпаниях (банках и МФО) по разным причинам не может. Однако с развитием краудфандинга на рынок стали обращать внимание банки. Например, уже работают Сберкредо (состоит в реестре), Альфа Поток (состоит в реестре), Модуль Деньги, Платформа #1 (партнёр МСП банка, состоит в реестре). Эксперты ожидают запуск краудфандинговых площадок еще несколькими банками.

Сбербанк появился на рынке в прошлом году, и многие участники расценивают этот факт как позитивный момент, так как это привлекает «к молодой отрасли внимание широкой публики».

Из-за нарастающей конкуренции в P2B-сегменте небанковские игроки «прощупывают» новые направления развития. Например, P2P-факторинг, P2P-автоломбард и так далее. Ожидается выход на рынок PDL-щиков.

«Минэкономразвития РФ в конце 2019 года разработало программу, согласно которой заемщики, выполняющие свои обязательства в срок и без нареканий, получат возможность субсидировать часть займа. Это только начало – однако приятно, что оно положено».

Армен Минасян

Коронавирус «подкинет» площадкам клиентов

Некоторые эксперты убеждены, что в ближайшем будущем краудлендинг в России ждет бум.

Прежде всего со стороны инвесторов, далеко не все из которых поиздержались в карантин, зато многие из сохранивших деньги успели как подразочароваться в банковских процентах по мере снижения ключевой ставки ЦБ, так и обидеться на государственный 13%-ый налог на доходы по вкладам со следующего года. Да и многие пострадавшие финансово от кризиса и даже оставшиеся временно без работы всё же воспрянут скоро духом и быстро поправят финансовые дела, а порог входа в краудлендинг и краудинвестинг низкий – чем не шанс немного разбогатеть?

Пётр Пушкарёв

Стоит заметить, что уже во время карантина спрос на займы на инвестплощадках вырос.

Пик заявок на финансирование пришелся на март и апрель – суммарно за эти два месяца было выдано 62 млн рублей, что на 20% выше среднемесячного показателя платформы

Ваэ Овасапян

Банки могут забрать хороших клиентов

Коронавирус подорвал финансовое здоровье многих компаний: по оценкам ТПП, около 3 млн предпринимателей могут потерять свой бизнес в ближайшее время. Реальные доходы населения также просели. Поэтому краудлендинговым компаниям придется побороться с другими финорганизациями за качественных заемщиков.

В этих условиях перспективы краудлендинга выглядят сомнительными в большей мере для инвесторов, в меньшей мере для бизнеса. Это обусловлено тем, что финансово устойчивые компании смогут получить более дешевые займы в банках, а банки в условиях «безрыбья» в кризис с радостью их прокредитуют. Тот же Сбербанк вряд ли отправит потенциально платежеспособного клиента на свою площадку «СберКредо». Банку выгоднее сделать такую компанию своим клиентом

Иван Капустянский

Участники рынка отмечают, что одной из проблем краудлендинга является отсутствие актуальной информации о кредитной нагрузке заемщика, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем нередки случаи, когда клиент одновременно обращается на несколько площадок. Однако в течение 2020 года к кредитным бюро должны будут подключиться все площадки. Но будет ли выполнено это требование в свете последних событий – неясно.

Стоит ли браться за такой бизнес?

Любая новая краудлендинговая площадка уже сейчас должна соответствовать требованиям 259-ФЗ. В числе прочего есть требования к собственным средствам в размере не менее 5 млн рублей.

Участники рынка отмечают, что для создания успешного бизнеса в сфере краудлендинга необходимо соответствовать следующим требованиям (помимо тех, которые указаны в 259-ФЗ).

Во-первых, необходимо иметь серьезную ИТ-составляющую, обладать экспертизой и опытом в части кредитования, а также создания новых продуктов. Причем важна синергия этих компетенций, какой-то одной из них недостаточно.

Во-вторых, необходимо наработать доверие частных инвесторов, без него невозможно развивать и масштабировать бизнес. Здесь проще предпринимателям, которые уже имеют бизнес в сфере финансов с сильным брендом.

В-третьих, эксперты не советуют заходить на рынок проектам, которые не чувствуют уверенности в фондировании на год или не являются частью крупных холдингов.

Что касается первоначальных инвестиций, то они зависят от продукта, маркетинговой стратегии и срока выхода на самоокупаемость.

Первоначальный капитал на запуск, я думаю, должен составить не менее 1 миллиона долларов. И это для минимального старта

Фарида Валуева

В ближайшем будущем рынок краудлендинга претерпит трансформацию из анархичного состояния в цивилизованный сегмент финансового рынка. Поэтому если команда чувствует в себе уверенность, имеет представление, какой продукт нужен рынку, и знает, как завоевать доверие клиентов, она может попробовать войти в сегмент, который, по некоторым оценкам, растет в последние два года в объеме трехзначных цифр.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 0 комментариев
null