{"id":4529,"title":"\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430 \u0437\u0430\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u043b\u0430 \u00ab\u0430\u043d\u0442\u0438\u0430\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u00bb","url":"\/redirect?component=advertising&id=4529&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/266261-starthub-moscow&hash=abf1b85a7457cef1e33a57d8be96591519abffda011da33805e54ec9419f65ab","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
Alyona Protasova

Оценить рынок стартапа за полчаса — метод TAM-SAM-SOM

Меня зовут Алёна Протасова, уже несколько лет я помогаю стартапам ранних стадий с исследованиями рынка и подготовкой инвестиционных документов. В этой статье расскажу о методе быстрой оценки рынка — TAM-SAM-SOM.

Часто, даже слишком часто, сталкивалась с ситуациями, когда предприниматели увлекались разработкой продукта и его фич, забывая об этапе оценки. А через несколько месяцев упорной работы они понимали, что рынок слишком узкий и не сможет обеспечить достойный заработок команде.

Всего 30 минут работы над оценкой потенциала рынка до начала разработки могли бы спасти проекты от такой участи.

Сам по себе TAM-SAM-SOM достаточно поверхностный метод. Я покажу, как для лучшей эффективности пользоваться им 2 раза — «снизу вверх» и «сверху вниз». Так можно увеличить точность результата.

Что такое оценка рынка?

Оценка рынка — это когда мы пытаемся понять, сколько всего денег крутится в интересующей нас сфере (именно денег, а не клиентов).

Но у рынка нет никаких видимых или невидимых границ, так что его оценка очень абстрактна. Предположим, мы хотим красить заборы. Как понять, какие услуги входят в границы рынка «сервисы по покраске забора», а какие нет? Если специалист не красит, а делает граффити, это входит в рынок или нет? А если компания не красит, а консультирует по выбору цветовой гаммы, эта услуга соответствует рынку?

Ответ — в глазах оценивающего. Рынок — это понятие субъективное, а каждый стартап, проводящий оценку, имеет право рассматривать его под удобным себе углом, определяя и фиксируя границы в зависимости от своих целей.

Эта субъективность не должна смущать предпринимателя. Даже такое абстрактное представление об объёме денег в сфере позволяет принимать бизнес-решения — вкладывать ресурсы или нет? Идти к инвестору или рано? Расширять ли команду?

Когда проводить оценку?

На ранних стадиях оценку обычно проводят с двумя целями:

• Убедиться, что в проект стоит вкладывать силы, время и деньги.

• Убедить инвестора/ангела/банк дать вам денег, так как деньги дают только растущим, прозрачным и потенциально крупным проектам.

Если у вас нет сомнений по поводу коммерческого потенциала проекта, и вам пока не нужны внешние деньги, то оценку можно и отложить.


Ошибка в оценке — это норма!

Даже не совсем верно использовать слово «ошибка». Лучше вообще говорить «оценка с учётом сегодняшних знаний о рынке» или «оценка на такую-то дату».

Если вы рассказываете инвестору про объём рынка, не нужно чувствовать себя как школьник на экзамене. Инвестор не начнет разоблачать: «Ага, ты решил задачу неправильно!»

Он может переспросить про методы оценки, но остальные данные — количество пользователей, границы вашей ниши, особенности потребления — это всё ваши знания. А вот если вы не сможете ответить на вопрос о методах и исходных данных для оценки, то это поставит вашу компетентность под сомнение.

Если вы руководствуетесь адекватными данными и умеете считать на уровне умножения и деления, то любой результат оценки — верный. Именно такой результат доступен вам с текущим знанием рынка, а на старте оно имеет право быть совсем неглубоким.

По мере того, как вы будете глубже погружаться в отрасль, оценка будет изменяться (как правило, в меньшую сторону).

Итак, метод TAM-SAM-SOM

Сначала разберёмся, как метод работает, а затем посмотрим на конкретный пример.

TAM-SAM-SOM обычно иллюстрируют в виде 3 кругов — общий, доступный и достижимый рынки, каждый круг вложен один в другой. Я считаю, что эта визуализация метода не отражает процесс работы с данными. Поэтому позволила себе составить авторскую интерпретацию, в виде шаблона для заполнения.

Шаблон в Miro:

Работа с методом состоит из 4 этапов, три из которых — подготовительные.

1) Оранжевая часть

Мы формулируем нишу. Выделяем ту часть большого рынка, исследованием которой будем заниматься. Для этого мы последовательно отвечаем на 4 вопроса:

  • в какой отрасли мы работаем (максимально широкое понимание нашей сферы деятельности: производим софт, собираем дроны или делаем приложение для архитекторов).

  • кто наш конечный потребитель (не забываем, что «пользователь» (тот кто использует) и «потребитель» (тот, кто платит) не всегда один и тот же человек)

  • где мы будем вести деятельность? (чем локальнее бизнес, тем точнее оценка; если проект глобальный, погрешности в оценке увеличиваются)
  • конечный продукт (а что именно получит наш клиент? представьте, что ваш бизнес — это коробка с подарком для вашего пользователя. Вот он открывает крышку, что там внутри?)

Все эти вопросы помогают трезво посмотреть на объект исследования: рынок нашего проекта. Чтобы во время оценки не отвлекаться на чужие (интересные, но не имеющие отношения к делу) ниши.

2) Желтая часть

Непосредственно оценка, где мы используем два подхода — «сверху вниз» и «снизу вверх», затем сравниваем результаты и исправляем нестыковки.

3) Синяя часть

Мы расшифровываем (для себя и для читателя), что именно на разных уровнях нам удалось оценить.

4) Часть с вложенными кругами

Фиксируем результат, уже полностью осознавая происхождение данных и их смысл.

Что за «сверху вниз» и «снизу вверх»

Когда работаем «сверху вниз», мы берём открытые/известные нам данные о рынке в целом, а затем отрезаем те части спроса, которые не относятся к нашему бизнесу.

А когда работаем «снизу вверх», то руководствуемся только нашими знаниями о своём проекте: стоимости продукта, конверсии и т. д. Самый примитивный способ — умножить примерную цену продукта на общее число потенциальных покупателей. Если у вас несколько предполагаемых источников дохода, то их нужно суммировать.

Итого, каждый из трёх объёмов TAM-SOM-SOM нужно посчитать дважды — всего получится 6 кубиков с данными. Угадайте, какая оценка получится больше? «Сколько вы лично сможете продать штук этого продукта» или «Сколько штук этого продукта могут продать похожие на вас бизнесы по оценке экспертов?». Как правило, «снизу-вверх» гораздо скромнее.

После того как мы получили 6 оценок (2 TAM, 2 SAM, 2 SOM), нужно попарно сравнить результаты, найти значимые расхождения и попытаться их объяснить. Конечно, расхождения будут, потому что в разных методах мы используем разные данные или опираемся на чье-то экспертное мнение.

Данные не равно реальность. Это лишь примерное представление о реальности.

Примеры

Сервис для услуг нянь и бебиситтеров онлайн

Опыт команды: свое маркетинговое агентство, занимаются привлечением лидов и клиентов

Продукт: Команда планирует создать сервис по предоставлению услуг нянь и бебиситтеров в онлайне («карантинная» бизнес-идея). Смысл в том, что дети уже и так проводят много времени в планшетах, и такой сервис мог бы сделать времяпровождение ребенка в онлайне более продуктивным. Ценность для клиента — снять с родителей чувство вины за то, что дети так много сидят в девайсах.

Контент: игры, чтение книжек, игра в персонажей, викторины, загадки и групповые активности (конкурсы на несколько детей).

1) Сформулируем рынок.

Продукт — создаём сервис с видеозвонками, он нужен детям и их родителям (дети пользуются, родители — платят), задействует нянь и ситтеров.

Конкурентные решения — развивающие приложения и развлекательный интернет-контент.

Целевая аудитория — родители детей 4–10 лет.

География — Россия и русскоговорящая аудитория в мире. Берем деньги за подписку или разовые занятия.

Вывод: мы изучаем рынок услуг бебиситтеров и нянь в России. Наша ниша (часть рынка, которая наиболее близка по форме к нашему продукту) — это онлайн сервисы.

2) Оценка

Сверху вниз

TAM. За минуту можно нагуглить, что рынок услуг нянь в России составляет 17 миллиардов рублей в год. Это цифра рынка в целом, включающего нянь, и ситтеров, онлайн и офлайн, разово и постоянно.

Делаем предположение, что не все готовы погрузиться в онлайн, а только самая проактивная часть нашей аудитории. Скажем, 20%.

Итого TAM= 17x0.2=3,4 млрд рублей.

Но предположение про 20% — это сильное допущение. Если оно вас не устраивает, можете начать с поиска информации об объеме рынка детских приложений в России — 45 млрд рублей (информация J’son & Partners Consulting), и оставьте только образовательный сегмент (по данным «Цифропрома», доля обучающих приложений в общем объеме мирового рынка составляет 5–7%, в России даже меньше — 3–4%»). Итого этим способом: TAM=45x0,04=1,8 млрд рублей

Обратите внимание, что несмотря на разницу почти в 2 раза, обе оценки TAM адекватны.

SAM. Теперь нужно отсечь ту часть рынка, которая может попасть в наш карман: мы не будем отбирать деньги у нянь, но будем брать комиссию. Мы знаем, что сервисы, где можно найти услуги нянь — от специализированных (KidsOut) до широких (YouDo) — берут комиссию от 15 до 30% от услуги. Возьмем 25%, так как надеемся на платежеспособную аудиторию родителей, готовых платить за своё время. Итого SAM=0,25x3,4 млрд=850 млн рублей — столько могут зарабатывать сервисы по предоставлению услуг нянь на комиссии.

SOM. Дальше надо понять, какую часть этого рынка сможем взять мы. Понятно, что со временем эта доля может расти, но сначала она будет небольшой. Загуглим «няня онлайн» — видим список конкурентов. Находим около 20 действующих решений, значит, мы станем 21-м.

Делим SAM на 21 компанию на рынке (да, здесь мы делаем очередное грубое допущение про равные доли): получаем SOM=40 млн рублей. Столько можно заработать, не сильно потеснив аналогичные сервисы. Сумма небольшая! Но мы считаем, что из-за карантина и изменения пользовательских привычек (онлайн развлечения для детей перестали быть уделом «ленивых родителей», теперь это норма, и вопрос стоит только в качестве контента), есть потенциал роста и ниши, и доли, и спроса.

Снизу-вверх

Теперь будем идти не от рыночных данных, а от наших знаний о стоимости и поведении покупателей.

TAM. В россии 17 миллионов детей целевого возраста (Росстат). Из них уберём семьи за чертой бедности и деревенских жителей — осталось 9,6 млн потенциальных пользователей. Это все, кто потенциально могут пользоваться нашим решением.

Средний чек = 500 рублей/занятие (быстрый поиск по услугам нянь на YouDo). Комиссия 25% = 125 рублей/занятие — это наш процент + возвращаемость клиента 2,5 раза (спросили знакомых нянь, которые работают в KidsOut, округлили), то TAM = 125 руб x 9,6 млн чел x 2,5 раза = 3 млрд рублей

SAM. Теперь отрезаем от всего рынка часть, релевантную для нашей бизнес-модели и идеи, а именно — вспоминаем, что мы хотим делать именно мобильное приложение. Находим статистику использования мобильных приложений в России (Mediascope), там есть данные по детям от 3 лет. 64% детей от 3 лет являются пользователями мобильных приложений.

Далее вспоминаем, что наше решение сделано для осознанных родителей, заинтересованных в том, чтобы их ребенок занимался дополнительно развивающими занятиями. Находим статистику — 68% родителей сообщают, что их дети посещают занятия помимо школы или сада. Итого SAM = 3 млрд x 0,64 x 0,68 = 1,3 млрд

SOM. Средний ценник за бебиситтинг онлайн — 500 рублей. Наша комиссия — 125 рублей. Мы сможем использовать свою существующую базу пользователей (50 000 человек) и параллельно привлекать 10 тысяч пользователей в месяц (мы знаем из своего опыта в маркетинговом агентстве, что это возможно). Вспомним нашу информацию от знакомых нянь про возвращаемость 2,5 раза. SOM = (50 000 чел база + (10000 чел х 12 мес)) x 125 р х 2,5 раза = 53 млн руб/год.

3) Что мы сейчас посчитали?

Мы посчитали TAM SOM SOM двумя способами — «сверху вниз» и «снизу вверх». Плюс брали несколько разных исходных данных:

  • TAM — это общий рынок решений для услуг нянь и ситтеров в России;
  • SAM — это доля рынка с учетом нашего бизнеса (развивающее мобильное приложение);
  • SOM — наша доступная доля с учетом коммерческой модели и конкуренции.

4) Результаты

TAM — 3,4 млрд. Выбрали наибольшее значение из имеющихся, потому что верим в рост рынка.

SAM — 850 млн. Выбрали результат с наименьшим количеством допущений.

SOM — 40 млн. Выбрали наименьший результат, чтобы оставаться в трезвом уме и понимать, что потенциал проекта не гигантский, это не похоже на венчурную историю для YCombinator (хотя это и не значит, что делать не надо; )

Рынок антикоррозионных средств для металлов

Вы хотите продавать антикоррозионный спрей для металлов заводам и автосервисам.

1) Сформулируем рынок

Отрасль — производство антикоррозионного средства для металла.

Клиент — бизнесы и производства, работающие с металлом.

География — строго Россия (сложное лицензирование).

Продукт — спрей в аэрозолях.

2) Оценка

Сверху вниз

TAM. Гуглим мировой объём потребления специализированных антикоррозионных покрытий в разных отраслях (anti corrosion metal coating market) и сразу находим красивую цифру — $22,8 млрд:

Затем сократим рынок, посчитав долю продаж, приходящуюся на Россию. Находим данные о географии потребления антикоррозийных покрытий в мире. Узнаём, что самый ёмкий потребитель — это Китай (30%), затем — Европа (19%), куда входят, согласно методологии исследования, Россия и страны СНГ. Предположим, что из указанных 19% на Россию приходятся около 3%.

TAM = 22,8 млрд $ x 70 руб/доллар x 3% доля России = 47 млрд рублей — российский рынок потребления антикоррозийных покрытий во всех отраслях.

SAM. Чтобы определить SAM, нам нужно убрать из оценки непрофильные рынки. Находим картинку из исследования рынка антикоррозионных покрытий китайского отраслевого исследовательского агентства:

Узнаём, что только 13% (transportation+machinery) рынка вашей продукции продается в интересующей нас отрасли (машиностроение).

Добавим, что машиностроение — это слишком широкое описание отрасли (включает в себя: электротехнику и приборостроение, станкостроение и инструментальную промышленность, сельскохозяйственное и строительно-дорожное машиностроение). Нас интересуют только сфера, связанная с транспортом и автомобилестроением (наша экспертиза там). Находим информацию о структуре рынка машиностроения в России. 31% рынка — это интересующий нас автосегмент:

SAM = 47 млрд руб x 13% x 31%= 1,89 млрд рублей

SOM. Затем сокращаем рынок SAM с учётом нашей возможности конкурировать и продавать. Мы не сможем обслужить всех клиентов в нише, предположим, что 15% — это наше целевое значение доли на рынке. (Доля достаточно большая, так как ниша не очень конкурентная, и нам известно не больше 10 производителей аналогичной продукции).

SOM = 1,89 млрд x 15% = 284 млн рублей

Снизу вверх

TAM. Потребление антикоррозийных средств в России в 2019 году составило 190 000 тонн (Исследование крупного производителя «РусКраски»). Себестоимость производства 1 тонны — 250 000 руб. Отпускная цена — 400 000 р/тонна (наши опытные данные).

Итого TAM = 190 000 руб x 400 000 тонн = 76 млрд рублей (объем потребления антикоррозийных средств в России во всех сферах).

SAM. Вы планируете продавать спрей в России и странах СНГ в автосервисы и на автозаводы, так как хорошо знаете этот рынок и имеете на него выходы. Сокращаем общий рынок до сферы применения. Вы посмотрели в 2Gis, что всего в России зарегистрировано 60 000 автосервисов, но предполагаете, что их больше (75 000), так как у многих нет сайтов. Плюс 150 автозаводов (статья Википедии — автомобилестроение в России).

Вы предполагаете, что средний чек для автосервиса будет 200 000 руб (партия товара 0,5 тонны на год), а для завода — 4 млн руб (10 тонн). Получаем доступный рынок = 15,6 млрд руб. В данном случае мы использовали метод «снизу вверх», отталкиваясь от собственного ценника.

SOM. Уточним реально достижимую часть доступного рынка SOM. Предположим, что наши менеджеры по продажам не могут вести больше 1000 клиентов в год (договоры, поставки, постобслуживание). Итого — 200 млн рублей в год.

3) Что мы посчитали

  • TAM — российский рынок потребления антикоррозийных средств для металлов во всех сферах;
  • SAM — российский рынок потребления антикоррозийных средств для автомобилестроения и автосервисов;
  • SOM — наша доля в продажах антикоррозийных средств для нужд российского автомобилестроения.

4) Подводим итоги

TAM = 76 млрд руб (взяли данные, полученные только с использованием знаний о российском рынке, потому что глобальные данные всегда ведут к погрешности измерений).

SAM = 8 млрд руб (взяли среднее двух значений, так как получили существенное расхождение в результатах сверху-вниз и снизу-вверх. Предполагаем, что ошибка связана с завышением ожидаемого среднего чека).

SOM = 200 млн руб (самое реалистичное значение, связанное с измеримым ограничение нашего ресурса — время отдела продаж).

В завершении статьи скажу, что полученные результаты не дают однозначного ответа, стоит ли начинать бизнес или нет, достоин ли он вложений ваших сил? Оценку рынка можно сравнить с тем, как бросают монетку перед принятием решения. Дело не в том, какой стороной упадет монетка, а в том, расстроитесь вы или нет, получив определенный результат.

Если вы расстроились и не согласны с решением «монетки», то переспросите себя, действительно ли вы готовы заниматься тем, что может не принести компании значимого коммерческого успеха. Если же монетка (читай «оценка») порадовала вас результатами, то прислушайтесь к себе и стартуйте!

P.S. Первичная оценка рынка проектов из примеров действительно заняла у меня не более 30 минут.

P.P.S. данные, указанные в этой статье, являются открытыми и не разглашают коммерческую тайну какой-либо компании. Все совпадения случайны)

P.P.P.S. Планирую делиться другими инструментами и шаблонами для исследования рынков — и в блоге на vc.ru, и в моем Teleram-канале.

{ "author_name": "Alyona Protasova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 31, "likes": 66, "favorites": 560, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 159115, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 17 Sep 2020 12:32:04 +0300", "is_special": false }
0
31 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
14

Привет! стартапа не было, это правда) но есть маленькое исследовательское агенство, которое посчитало рынок 100 стартапам. немного, но уже есть, чем поделиться) и кстати, я ничего не говорила про "как запускать бизнес". Только про циферки!

Ответить
1

я просто оставлю цитату из этой же статьи прямо здесь

Ответить
0

Это интересно, напишите мне плиз про стоимость, сроки, и процесс 
https://www.facebook.com/dima.venglinskyi

Ответить
0

Мне инетерсно, можете со мной связаться: fb.com/evgeum

Ответить

Комментарий удален

5

Респект, прям по полочкам и без воды

Ответить
4

Статья была бы более полезна, если бы мне не пришлось отдельно гуглить расшифровку TAM-SOM-SOM.

Ответить
3

Светлана, это очень хороший комментарий. Действительно, термины расшифрованы вскользь (вверху есть определение, но буквально - перевод в одно слово) и мне стоило избежать подхода «и ежу понятно». Спасибо, поправлю!

Ответить
1

Почему без потенциального объёма рынка (PAM) ???

Ответить
3

Потому что Pam - это уж очень абстрактная цифра, которая не имеет никакого отношения к вашему конкретному проекту. Если вы - фонд, то вам Pam ещё может быть актуален для оценки, но если стартап, то лучше не обманывать себя гигантскими рынками.

Ответить
0

Так PAM позволит увидеть объем рынка. По другому эту величину ни как не показать.

Ответить
1

Если вам эти данные нужны и вам так комфортнее, то конечно, стоит добавить Pam в оценку. Просто выразила небольшой скепсис на тему, насколько эта цифра имеет отношение к реальности. Уверена, что вам как основателю виднее, какие данные помогут вам принять решение о запуске (ведь это же в конечном итоге цель оценки рынка).

Ответить
0

Так высчитывать долю рынка, нужно с этого показателя.

Ответить
–6

Я сэкономил время , прочёл первые 5 абзацев  (сложилось ощущение,  что это очередной продукт/start-up/ в стиле "бизнес-молодости").
в очередной раз убеждаюсь, что гуманитарное "образование" =! Образование =))))

Ответить
4

А чем конкретно вы недовольны?
Тем, что в конце поста есть реклама? На мой взгляд, она ненавязчива, а сам по себе пост вполне полезен и информативен.

В своё время когда считал впервые рынок, то много гуглил по аббревиатурам TOM/TAM/SOM etc и собирал материал по разным сусекам, а тут доходчиво, наглядно и в одном месте, отлично же.

Ответить
0

Я что-то ничего не понял, идем сверху вниз: берем данные из интернета о размере рынка, идем снизу вверх берем данные из максимальной пропускной способности моего отдела продаж?

Ответить
5

Дело не в источнике данных (не только в нём). Дело в механике: «сверху вниз» - берём что-то большое и отрезаем части; «снизу вверх» - берём что-то известное маленькое и достраиваем до большого. Можно провести аналогию с дедукцией и индукцией. От общего к частному или наоборот. Понятнее?)

Ответить
0

Перефразирую: как оценить объем рынка для условного товара T городе N? При условии, что я, допустим, знаю, что объем рынка по России 1M$, а в отделе продаж у меня 1,5 землекопа? Как оценить объем рынка в моем городе?

Ответить
1

Это 2 несвязанных факта. "Сверху" мы знаем, что рынок в России 1M$ (из открытых данных), а "снизу" - мы предполагаем, что 1,5 землекопа-продажника смогут продавать по 100 штук каждый в год, если не будут делать ничего другого. Если наша штука стоит 100 $, то SOM = 100 штук x 100 $ x 1,5 землекопа = 15 000 $. Эта цифра не связана с нашим знанием о TAM = 1M$. Но мы можем её достроить вверх, например, если предположим, что землекопов будет 10 или каждый из них сможет продавать больше, если найдут новый маркетинговый канал или бизнес-модель, например 250 штук каждый. Итого SAM = 250 штук x 100$ x 10 землекопов = 250 000 $ SAM. А потом остаётся сделать последний шаг (в методе "снизу-вверх"): подумать, какой мог бы быть TAM, если каким-то образом удалось бы по вашей цене продавать товар ВСЕМ доступным пользователям вашего профиля (мы уже не смотрим на способность продавать). Пусть в вашем городе живет 50 000 человек, которые интересуются вашей штукой. Тогда TAM= 50 000 человек x 100 $ = 5 000 000 $ (все кто хотя бы в потенциале могут купить в вашем городе). Как понять, сколько пользователей нужного профиля в городе N - отдельный вопрос;)

Ответить
1

Здравствуйте! Коротко и толково про методику. Спасибо! Но столкнулся с отсутствием информации по рынку (и РФ и мировой) по достаточно узкому спектру промышленного оборудования. Требуется помощь. Возьметесь? Александр
 pl.alex1963@gmail.com

Ответить
0

Привет, Алена, в первом примере, когда считали снизу-вверх, выходит что SOM посчитан независимо от SAM, правильно ли это? Не понимаю, какой смысл сравнивать 2 воронки, если вторая в данном случае состоит из 1-2 коррелирующих уровней и 3-го посчитанного независимо от второго.Я так-то думал, что мы каждый уровень идём дальше по воронке, оставляя релевантную часть, и затем сравниваем каждый уровень.

Ответить
0

Валера, привет. Спасибо за вопрос. Он очень хороший, и я пока не придумала, как красиво на него ответить. Нет ничего криминального, чтобы взять независимые данные. Они соответствуют своему уровню воронки, а метод подсчета остаётся в логике «снизу-вверх» и «сверху вниз». Мне кажется, это уместно. Почему, как ты думаешь, это не даст нам сравнивать результаты? Есть идеи, как сделать лучше в текущем примере?

Ответить
0

Молодец Алёна, с публикацией ✌️
Обложка просто супер кликбейтная ☺️
а материал качественный и очень хорошо оформлен. 

Подскажи пожалуйста, в каких открытых источниках стоит в первую очередь искать данные для оценки сверху? 

Ответить
2

Артур, привет! Спасибо) Приятно слышать отзыв о качестве подготовки статьи)

Ты задал очень классный вопрос про открытые источники. Мне кажется, я даже возьму его на вооружение как тему для подготовки новой статьи!

Но попробую ответить коротко здесь:
я НЕ люблю данные коммерческих исследовательских агенств (например, Global Market Insights, Technavio или Markets and Markets), так как они обычно разглащают свои данные очень нехотя и не дают никаких "низких" данных - только поверхностные цифры. Хотя и с этого можно начинать. Больше всего я люблю отраслевые медиа. Если я делаю рисёч в эвенттехе, я иду в самый топовый отраслевой популярный формат - Eventmanagerblog, если работаю с финтехом, то иду в CBInsights или Business Insider.

Не обойтись и без консалтеров и крупняка - конечно, я читаю отчеты pwc, deloitte, e&y, смотрю Statista и Росстат для российского рынка (им ещё надо уметь пользоваться!). Моя отдельная любовь - издания про трены вроде Trendwatching.com, которые позволяют сориентироваться в рынке в начале работы. А ещё люблю новости crunchbase и агрегаторов венчурных сделок, чтобы понять, что горячего есть на рынке. 

Короче, думаю, у меня хватит материала на эту тему для отдельной статьи)

Ответить
0

Очень любопытно

Ответить
0

Версия про оценку "сверху-вниз" и "снизу-вверх" уже была в другой статье одного фонда. Версия - надуманная. Попытка представить условные способы оценки рынка как систему. По факту в обоих случаях имеет место крайне абстрактные предположения о размерах рынка основанных на разных показателях, из разных областей/данных. 

Ответить
0

Звучит так - где-то видел, что-то слышал, но считаю, что "версия - надуманная".
Версия вполне рабочая для ранних стадий стартапов.

Если знаете способ лучше - предложите! Будет очень интересно сравнить

Ответить
0

Алена, спасибо за материал (зашел по ссылке из тг/Единорога).

Хотел заметить только, что у вас шаблон Miro открыт на редактирование, поэтому у читателей нет возможности скачать чистую копию :-) 

Ответить
0

Валентин, добрый день! Спасибо за отзыв. Да, шаблон открыт на редактирование, и вы можете им пользоваться непосредственно внутри документа. Справа от моего примера есть место для работы, где любой желающий может создать копию шаблона и потренироваться в оценке рынка (выберете любое свободное место, где написано "впишите своё имя"). Я время от времени навожу в документе порядок, поправляя форматирование и обеспечивая удобство работы новым читателям)

Ответить
0

Ну, я просто заходил туда (и в сохраненную резервную копию тоже), не увидел возможности скопировать себе шаблон, зато все поля уже были везде заполнены :)

Ответить
0

Здравствуйте! Можно мне помочь, определитьTAM-SAM-SOM для проекта: Создание  веб-приложении для искать ответы на вопросы о программирование (форум программистов)

Ответить
Читать все 31 комментарий
Почему клиенты b2b боятся идти в онлайн и как помочь им преодолеть этот страх

Сегодня клиенты избалованы огромным количеством онлайн сервисов в b2c. Казалось бы, разве могут быть сложности в обращении с новым ИТ-продуктами. Но, несмотря на обилие онлайн приложений и платформ, партнеры в b2b не спешат переходить в цифру, предпочитая покупать и заказывать привычным способом.

IVI Originals объявляет о сотрудничестве с Андреем Золотаревым

Онлайн-кинотеатр IVI заключил сделку first look deal с российским сценаристом Андреем Золотаревым, а также меморандум о производстве с генеральным продюсером INEY Productions Аленой Акимовой. Эксклюзивный договор дает IVI приоритетное право на выбор работ сценариста для реализации на платформе.

«Мегафон» запустил голосового помощника «Еву» Статьи редакции

Она умеет отмечать на звонки, записывать разговоры и присылать расшифровку.

«Газпромбанк» стал партнером новой российской экосистемы

Компания «Сеть партнерств» предложит клиентам подписку «Огонь», в которой собраны специальные предложения от компаний АСНА, IVI, «Ситилинк», а также компаний группы «Севергрупп» и группы «Газпром».

Mobile SDK 2ГИС для сторонних разработчиков

Мы выпустили Mobile SDK для iOS и Android, который поможет сторонним разработчикам использовать наши инструменты в своих мобильных приложениях. СберБанк Онлайн — первый сервис, где его применили.

Ozon начал тестировать экспресс-доставку силами продавцов Статьи редакции

К новой схеме может подключиться продавец любых товаров, но в первую очередь таким образом будут продавать свежие цветы и подарки.

«2ГИС» выпустил SDK для интеграции своих карт в мобильные приложения Статьи редакции

Первым данные «2ГИС» добавил «Сбер» в свои приложения на iOS.

Гипермаркет «Ого!»: «С помощью экспресс-доставки мы увеличили продажи на 40%»

Мы запускаем новую рубрику, где наши партнеры делятся своим опытом работы с Яндекс.Маркетом. Елена Шкирдова, руководитель отдела маркетинга сети магазинов электроники и бытовой техники «Ого!», рассказывает, как экспресс-доставка помогла интернет-магазину увеличить продажи на 40%.

«Здесь нет бандитизма, государство не отнимет у тебя бизнес» — сооснователь Евросети Тимур Артемьев

Начать бизнес проще, если товар стоит дорого. Если хочешь продавать Rolls-Royce, начни хотя бы мыть эти дорогие автомобили, уверен один из создателей сети легендарных салонов сотовой связи «Евросеть» Тимур Артемьев. Сейчас он живет в Лондоне, инвестирует в проекты косметической, фармацевтической и диагностической индустрий, поддерживает…

Экономика ТикТок: считаем расходы и доходы популярного тиктокера

Почему тиктокеры так много зарабатывают? Как стать популярным? Сколько нужно вложить в свой проект, и сколько он может принести? Наши американские коллеги расспросили обо этом популярного тиктокера Snarky Marky, который недавно преодолел отметку в 4 млн. подписчиков.

Из Казахстана в Калифорнию, через Турцию. Как мы релоцируемся всей командой?

Где лучше начинать делать глобальный проект? Может быть сразу рвануть в Кремниевую долину, ведь там вся тусовка? Или остаться дома, пока бизнес не раскрутился? Или поехать в одну из Прибалтийских стран — там, говорят, неплохие условия для стартапов и это Европа? Я со своим проектом Farel пошел другим путем — мы решили, что идеальным выбором для…

null