Презентация
серверов от Acer
До начала осталось:
Смотреть
Финансы
Finindie

На пенсию в 43 года. Промежуточная цель достигнута — что дальше?

Как только я определился со стратегией, я поставил конечную цель по своим «экстремальным» накоплениям, впоследствии немного её скорректировав (в большую сторону, примерно на 5%). Сейчас мне и моей жене 32, у нас двое детей, у нас есть цель — быть финансово независимыми к 43 годам, для этого наш капитал должен быть примерно $468 тысяч (с учетом будущей инфляции, рассчитанной по прошлым данным), и эта цель выполнена на 35%.

Мы не страдаем и не бедствуем, доход на семью — не феноменальный (самый что ни на есть «средний класс»), но при этом нам удаётся отправлять довольно высокую долю доходов в сбережения. И мне кажется, что мне есть что вам рассказать.

Обращу ваше внимание, что график начинается не от нуля! Привычка копить и сберегать не в 2018 году появилась, а ещё в 2012. Просто в 2018 изменилась форма — накопления отправлены «работать» на фондовый рынок, а в голове начало вырисовываться понимание конечного результата. Всё, что вы прочитаете ниже — это результат 9 лет, шесть с половиной из которых были довольно бездарными в части доходности и выбора вариантов накопления.

Тогда же я понял, что буду «есть слона частями», и я поставил промежуточные цели: $100'000 в иностранных (американских) акциях и 1,6 млн ₽ в российских акциях. Впоследствии эти цифры немного скорректировались: я определился с аллокацией активов по странам (80% США, 5% Китай, 15% Россия) и из иностранных акций решил вычленить китайские, оставив эту цифру $100'000 только для американских акций.

Для того чтобы соблюсти идеал, и стремиться к 15% в российских акциях (а я замечу, что их целевая доля была понижена с 30% до 15% — я борюсь со своим home bias), хорошо было бы снизить цель 1,6 млн ₽ в российских акциях до 1,5 или даже 1,4 млн ₽, но как-то снижать целевые уровни — не очень круто, и я оставил как есть.

И вот первая цель достигнута, в акциях компаний из США у меня по итогам 02.03.2021 чуть более $100’000.

Портфель можно посмотреть здесь.

Почему портфель именно такой?

Портфель далёк от идеала, но тем не менее, я доволен результатом. Вот небольшой фрагмент из таблицы:

Для меня результат измеряется не в доходности — я прекрасно понимаю, что возможная высокая доходность будет сопровождаться высоким риском, и лично мне для исполнения задуманного в срок по этой части моего портфеля достаточно просто иметь рыночную доходность, которую демонстрирует индекс S&P500. Как это сделать? Купить акции из индекса пропорционально их весу в индексе. Что я и начал делать поначалу.

Однако, в какой-то момент я понял, что технически это реализовать сложно, и в мае 2020 года пришёл к корректировке в сторону упрощения: я посмотрел на результат индекса S&P100, состоящего из акций 100 компаний против результата индекса S&P500, состоящего из акций 500 компаний и понял, что достаточно «сэмплировать» первый:

S&P500 (желтым) против S&P100 (фиолетовым) на 15-летнем периоде, результат одинаковый - такой результат можно увидеть на любом хоть сколько-то длинном периоде

Практика «сэмплирования» довольно распространена в портфельном инвестировании: не всегда есть смысл покупать 2000 или 3000 разных бумаг для того чтобы показать примерно такой же результат с количеством бумаг, в несколько раз меньшим. Кстати, этот заумный термин я узнал постфактум: я думал, что я придумываю что-то новое, но на самом деле я изобретаю велосипед. Давайте, я покажу наибольшие расхождения с «эталонным» индексом S&P100.

Я несущественно подкорректировал выбор бумаг, временно исключив из своих списков для покупки 5 компаний из 100: Boeing, General Electric, AIG, Schlumberger, Kraft Heinz. Суммарный вес этих компаний в S&P100 составляет 1,5%, я уверен, что это не окажется критическим изменением.

Топ-10 компаний с превышением веса:

1. Berkshire Hathaway, +1%

2. Biogen, +0.62%

3. Alphabet (Google), +0.53%

4. Exelon, +0.33%

5. Amgen, +0.29%

6. Blackrock, +0.24%

7. Intel, +0.21%

8. Charter Communications, +0.19%

9. Walgreens Boots, +0.17%

10. Facebook, +0.16%

Berkshire Hathaway — это компания-лоскутное одеяло, внутри неё несколько сотен других компаний разной величины, которые занимаются промышленным производством (что прекрасно подходит для замены Boeing и General Electric), страхованием (что подходит для замены AIG), а одной из крупных их инвестиционных позиций является компания Kraft Heinz. Так что превышение веса на 1-1,5% — это осознанный выбор.

Компанию Biogen я экспериментально купил чуть больше, чем требуется, хотя смысла в этом немного.

В случае с Alphabet (Google), такое превышение — это следствие слишком большой стоимости одной акции — она стоит дороже $2000. Впоследствии это будет сглажено. В случае с Blackrock и Charter Communications — причина та же, и впоследствии это будет сглажено.

В случае с Exelon, я вынужден был искать замену компании Duke Energy, которая по непонятным мне причинам до сих пор не добавлена в листинг СПб Биржи, и Exelon — просто похожая компания.

В случае с остальными компаниями — это технические несущественные неточности, глубокой идеи в них нет.

Топ-10 компаний по «недовесу»:

1. Tesla, -2.52%

2. Boeing, -0.55%

3. General Electric, -0.53%

4. Booking Com, -0.44%

5. Paypal, -0.41%

6. Microsoft, -0.34%

7. Duke Energy, -0.29%

8. Disney, -0.28%

9. Goldman Sachs, -0.19%

10. AIG, -0.18%

Tesla добавлена в индексы S&P500 и S&P100 21.12.2020 — менее 3 месяцев назад. Все держатели пассивных фондов, повторяющих состав индекса S&P500 получили Tesla в свои портфели по $695 за одну акцию. Буквально недавно цена опускалась на 10% ниже этой планки, и это было бы неплохим временем для того чтобы купить её себе. Подчеркну, что я не считаю, что покупать Tesla в 2021 году (после того как она выросла на 800% в прошлом году) — это крутая идея.

Эта компания теперь имеет очень высокий вес в индексе, и её результат заметно влияет на разницу между результатом моего портфеля и результатом индекса, я это стал замечать, и мне это не нравится. Возможно, я смогу купить её заметно ниже, чем держатели пассивных индексных фондов, и это будет маленькая победа здравого смысла. А может, всё так и останется в подвешенном состоянии.

Про Boeing, Duke, AIG и General Electric я писал выше, повторяться смысла нет.

Booking Com имеет очень высокую стоимость одной акции ($2280). Вкупе с малым весом, я смогу позволить себе её купить только в случае, если сумма американских акций будет ~$400’000.

Paypal на протяжении всей истории выглядел жутко дорогим, и практически не было возможности купить их акции по психологически комфортной цене. Отсюда и «недовес». Тем не менее, у меня есть акции, купленные по $101 (сейчас акции Paypal стоят $270).

В случае с остальными компаниями — это технические несущественные неточности, глубокой идеи в них нет.

Придирчивый читатель, видя состав портфеля по ссылке в верхней части поста, обратит внимание на кусок с компаниями, которые не входят в отслеживаемый (эталонный) S&P100. И вот эти 8 компаний вне индекса S&P100 (но 7 из 8 есть в индексе S&P500):

1. Equinix, 0.64%

2. Boston Scientific, 0.42%

3. Activision Blizzard, 0.19%

4. Westrock, 0.47%

5. Waste Management, 0.11%

6. Livent, 0.19%

7. Gap, 0.1%

8. Vertex Pharmaceuticals, 0.21%

Суммарный вес компаний равен 2,35%. Особенной идеи в них никакой нет. Эти компании остались с тех времен, когда стратегия не была оптимизирована. Скорее всего, уже с конца этого года их постигнет одна участь: постепенно я буду их продавать, дожидаясь достижения 3-летнего «возраста», чтобы не платить налог на прибыль при продаже (пользуясь нашей «читерской» налоговой льготой).

Многие из них лежат в портфеле уже 2-2,5 года, и значительно выросли (например, Activision Blizzard +102%). Если я не буду дожидаться 3-летнего «возраста», я заплачу НДФЛ с положительного результата в рублях (который даже выше реального результата засчет девальвации рубля в 2020 году на 20%). На результат портфеля это существенно повлиять не может, а лишние издержки мне ни к чему.

Диверсификация

Может показаться, что все эти расхождения могут существенно навредить доходности или исказить результат. Я не стал тратить несколько часов на то чтобы сравнить свои результаты с бенчмарком. Я делал это буквально недавно, в конце 2020 года, и смысла тратить эти часы так часто — никакого нет. Я, как и обещал, сравниваю результат дважды в год: по итогам каждого года с момента начала инвестиций в фондовый рынок (начало октября каждого года) и в конце календарного года.

Здесь же приведу текущее распределение по секторам. Это «эталонное» распределение по секторам в индексе S&P100:

А на диаграмме ниже — распределение по секторам в моем портфеле:

Заметная разница только в секторе потребительских товаров, и оно связано с тем, что Tesla относится к этому сектору по глобальному классификатору.

Что касается аллокации по странам, то она практически доведена до целевой (80/15/5), чем я доволен:

Цель выполнена. Что дальше?

Я уверен, что до конца апреля будет выполнена и вторая цель — 1,6 млн ₽ в российских акциях (факт на момент написания 1,56 млн, 97,5%).

Я планирую в 2021 году продолжать блюсти аллокацию по странам 80/15/5.

Но на самом деле, это дискуссионный вопрос! Сейчас на нашей бирже доступны компании из Швейцарии (Novartis), Германии (Adidas, BMW и др.), Японии (Sony, Toyota) и некоторых других стран. На все эти компании будет распространена налоговая «читерская» льгота, и это прекрасно. Может есть смысл в том чтобы немного разбавлять акции США акциями из других стран, представляющих развитые рынки. Если такое решение будет принято, я обязательно сообщу об этом всем.

Несложно посчитать, что если я хочу идти к портфелю в $200’000, я должен поставить цель по американским акциям, просто умножив эту сумму на 0,8.

Так что следующая цель — $160’000.

Она может несущественно корректироваться со временем.

Я продолжаю делать что делал:

  • Зарабатывать больше, чем тратить.
  • Разницу — инвестировать.
  • Инвестировать во что угодно, главное не в откровенно плохое.
  • Не продавать ни при каких обстоятельствах.

Через 10 лет посмотрим, что из этого выйдет.

Информация из моего скромного блога. Ничего не продаю. Платных услуг не предоставляю. Да и бесплатных тоже.

{ "author_name": "Finindie", "author_type": "self", "tags": ["\u044d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u0442\u044b","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438"], "comments": 593, "likes": 232, "favorites": 742, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 216110, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 03 Mar 2021 16:36:40 +0300", "is_special": false }
0
593 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
73

Удачи работающим деньгам на фондовой бирже, как краник QE перекроют 
Коррекция на 10 лет и опять будет весело и с интересом работать! 

Повсюду трубят про какой фондовой рынок безостановочно-растущий, и это будет вечно! Реально люди какие-то необучаемые, как будто 2008 не было и инвесторы с 2007 не отыгрывали 10 лет свои накопления 

Ответить
64

Мне всегда было интересно в чем хранят сбережения такие скептики армагедонщики? В надежных российских банках в руб под 4% или чуть менее обесценивающихся баксах под 0,5%? А может живут от зарплаты до зарплаты спуская излишки на потребление? Откройте глаза нам несведущующим

Ответить

Психологический завод

Макс
31

нал, 96 кг сейф, вмурован в стену, сигнализация  не из проходных, а с ОВО, дверь норм, а не "скидочку еще попросим", у которой штыри заезжают в стены при закрытии, можно взрывать, можно подбирать ключи сидеть под 4-мя камерами (в тамбуре, общем холле). Этаж средний - что снизу, что сверху - наём альпинистов. 

Ответить
13 комментариев
7

в основном недвижка, кэш по разным банкам странам. валютам. зачастую с минусовой доходностью. или околонулевой. скептики выпускают 15-20% капитала "погулять", на высокорискованные рынки, такие как фонда крипта. Тем самым нивелируя низкую доходность остального капитала. Ну и бизнес, конечно же своими руками построенный. А и не забывайте, скептики это те кто берет кредиты, и хорошенько в них сидит. Поскольку ждет обрушения экономики, и возможности либо отдать обесценившимися фантиками. Либо не отдавать вовсе. Скептик от не скептика, отличается лишь взглядом на вложение денег. У скептика в наиболее устойчивые структуры. Которые минимально пострадают (с его точки зрения). И он довольно успешно крутит кредитами. Ведь его точки зрения все валюты обесцениваются, покупая сейчас материальное воплощение, чего либо. Он в дальнейшем увеличит его стоимость, относительно веса кредита. По сути те же медведи и быки

Ответить
1 комментарий
1

В надежных российских банках в руб под 4%

Раньше были другие %, особенно если смотреть не топ-20 банки. Просто сейчас ключевая ставка другая, отсюда и % в банках. Зато хомякам радость в виде ипотечного рабства под низкие % относительно того, что было раньше.
Мне всегда было интересно в чем хранят сбережения такие скептики армагедонщики?

Доля правды в его словах есть, сейчас массово загоняют стадо на фондовый рынок. На нем и раньше можно было зарабатывать. И люди реально тупые, которые думают что все будет вечно расти. Раньше где-то менее 10% зарабатывало на фондовом рынке, сейчас этот % будет ещё меньше.

Ответить
1 комментарий
0

да ни в чем они не хранят, трейдеры обычные, кто минусит каждый день на бирже и предсказывают каждый месяц армагеддон)

Ответить
20

Это ещё повезет, если будет вариант 2008 года )
Великая депрессия как 30х прошлого века во весь рост рисуется.
S&P 500 по дивам сравнялся с 20 летними трежерис TLT.
S&P надо упасть раза так в 2х чтобы хоть как то соответствовать реальности...

Ответить
9

Представляете сколько людей и фондов начнут выкупать всё что плохо лежит с рынка, когда он на 30% хотя бы упадёт. Понятно что убыточные компании без прибыли вряд ли кому-то нужны будут в этот момент. НО генераторы кэша why not?

Не говоря уже про 50% 

Ответить
6 комментариев
18

Об этом имеет смысл беспокоиться если выбрана стратегия на рост капитализации. А если компании платят дивиденды, более того, стабильно их повышают несмотря на кризисы, то какая разница, во сколько эта компания оценена на рынке? Да, неприятно терять капитализацию, но разве тут есть провидцы, которые скажут по какой цене когда покупать? Это вообще краеугольный камень инвестирования, но если ждать лучшей цены - то можно просидеть несколько лет глядя на растущий рынок. Это для спекулянтов будет (возможно) катастрофой падение рынка на 30%, а для инвесторов - хорошая возможность закупиться.
Я бы поспорил здесь с другими моментами: слепо повторять индекс полностью сейчас смысла не имеет. Есть зарекомендовавшие себя ETF с дивидендами в $, у которых комиссия 0,03%.
Второе, возможно, вкусовщина, но я отделяю акции роста от дивидендных акций в разные портфели, а здесь намешано всё в кучу.

Ответить
5

Ну таки если вы не знали, то рынок акций вполне отражается на реальном секторе, и в случае глобального падения люди могут просто начать меньше тратить(привет великая депрессия), упадут доходы компаний, и собственно с каких денег платить дивиденты?

Ответить
1 комментарий
2

Вы чем в 8-9 году занимались? Покупали просадку по бумагам, недвижимости? ))))

Ответить
0

> Есть зарекомендовавшие себя ETF с дивидендами в $, у которых комиссия 0,03%.

Какие ? Interactive brokers ? Тинькофф на платном тарифе ?

Ответить
1 комментарий
0

А например про какие етэф вы говорите, не повторяющие индекс? Типа на медикал девайсы? Какая разница между дивидендными акциями и акциями роста? Хотя это наверное в Гугле можно узнать.

Ответить
10

Я это часто повторяю, но не поленюсь еще раз
Краник QE не перекроют никогда. На наш век точно хватит. Скриньте 😄

Ответить
18

Это как цитата 

вся эта параша вообще не должна была пережить годик эдак 2015ый, ну 2017ый максимум. То, что её затянули за эти сроки, говорит мне о том, что они там у себя создали какую-то манявселенную, в которой законы экономики вообще не работают. Полагаю, для своей манявселенной они уже изобрели и маняфизику, согласно которой, они могут тянуть бесконечно долго. Й его знает, может и могут. Может быть доу можно гнать и на 50к и на 100к, а госдолг, с помощью маняфизики, гнать на 50 триллионов, потом на 100, на 200, 500 манятриллионов, потом на 100500 манятриллионов, потом ещё эту всю йю возвести в факториал и напечатать долларов больше, чем кварков во манявселенной. 

Ответить
6 комментариев
10

Собаки лают, караван идёт

Ответить
4

«Всем всё платится»

Ответить
2 комментария
8

Это обычные зазывалы. Ничего нового. Как только все обвалиться, так его и след простынет. Наивные дурачки несут последние сбережения, наслушавшись вот таких вот катал, как в этом посте. Ну что же, мы не в силах это остановить. Уверен, что некоторые из них ждут, когда МММ вырастет.

Ответить
2

А зачем, глобально , перекрывать QE ?
Галлопирующей инфляции нет.
А риски  депрессии при ее прекращении огромны.

Как раз пример  великой депрессии, а потом ВМВ показал, что так делать нельзя....

Ответить
0

Галлопирующей инфляции нет.

Ее нет в тех секторах, где это (купил и держать) технически невозможно - еда, техника, одежда. Там, где это возможно - золото, недвижимость, акции - она есть и она видна. Скачек в CPI как раз оформит окончание этого безумия, т.к. цены на реальные вещи находятся на совершенно других уровнях.

Ответить
1 комментарий
0

Василий Олейник, перелогиньтесь

Ответить
0

Ключевые слова - "когда краник QE перекроют". Откуда у вас информация, что его собираются в ближайшие годы перекрывать? Или это такое wishful thinking? И вы думаете, в центробанках такие дураки сидят, что не знают, чем обернется для экономики резкое ограничение ликвидности в ней, особенно при состоянии рецессии, в котором прибывают развитые страны от ковида? Самое реальное пока, что видится - по мере восстановления экономик развитых стран после ковида начнут осторожно уменьшать ликвидность в системе и повышать ставки. Крахи рынков и собственноручные кризисы нафиг никому не сдались, ну может кроме апокалиптично настроенных граждан а ля Occupy wall street, которым было бы приятно, что их прогнозы сбылись. 

Ответить
0

Откуда уверенность, что экономики будут восстанавливаться? К примеру, экономика Германии уже 20± месяцев падает. И началось это еще до пандемии.

Ответить
2 комментария
0

Ну так поведайте нам, глупым, что есть деньги? А это вроде как мерило всех материальных благ. И почему эти деньги не пошли на дорогие тачки-яхты-виллы, а пошли в фонду - предлагаю порассуждать вам)))

Ответить
0

2008 как бы был во времена когда ставки не были так низки 
и тогда не печатали триллионы бабла как сейчас .

Фонда лишь показала насколько инфляция реальна, просто эта инфляция не перешла в реальный сектор еще ввиду стагнации экономики в нем 

Ответить
58

Из комментов к этой и другим статьям мы узнали, что:
Акции — пузырь
Недвижка — не инвестиция
Бизнес — попробуй еще построй
Хранить в наличке — скушает инфляция
Проесть — потом пенсии не будет
Крипта — пузырь

Так что делать-то, господа комментаторы?

Ответить
19

Очевидно, что всё одновременно

Ответить

Психологический завод

Andre
7

Ну как обычно, по разным корзинам.
1) свой или чужой бизнес - от 30%
2) акции
3) быстродостигаемый нал, а не со сломаной ногой к ближайшему банкомату
4) быстродостигаемый валютный нал
5) депозит до 1.4М в ближайшем банке, чтобы на такси (с ногой) доехать и по АСВ забрать своё (забирала так через ВТБ)
6) и не надо отбрасывать недвижку. В городах, где есть жизнь и не летают ракеты всё прекрасно сдаётся, снимается и приращивает стоимость с котлована. У меня в занкомых 2 семьи, которые сдают квартиры за 3 тысячи км от себя (было принято из-за детей переехать на юг), получают на карту и не парятся. Но заявление о запрете сдедок с имуществом без их присутствия у них написано) 
7) Чудеса в решете. Подруга ремонт в трёшке сделала не поверите на чем - на долгосроке прирастившем обезличенном металлическом тупо в Сбере. 

Ответить
0

а почему акции не идут по категории "чужой бизнес" ?

Ответить
5 комментариев
3

Вкладывать в детей осталось, а что ещё?)

Ответить

Высокий Кирилл

Andre
2

Делай, что должен и будь, что будет.

Ответить
2

Очевидно же ;)
Инвестировать в образование, детей, впечатление, Здоровье, карьеру, связи, помощь родителям.

Ответить
0

Акции по природе не пузырь, всё остальное в принципе верно.

Ответить
1

Напомните о том, как быстро восстановился индекс Nasdaq после кризиса доткомов? )

Ответить
5 комментариев
0

Я-то понимаю, что за исключением Доу Джонса после Великой Депрессии все откатывались назад довольно быстро, но комментаторы нас продолжают убеждать в том, что грядет коррекция и покупать ничего не надо, а усреднение для лохов

Ответить
5 комментариев
0

Бизнес конечно. Иначе зачем мы тут...

Ответить
0

Продолжать строить воздушные замки, принимая на себя все вышеперечисленные риски, того не подозревая...

Ответить
34

А почему ручное повторение индекса вместо какого-нибудь индексного фонда?

Ответить
75

Тогда не о чем телеграмм канал писать. Скучно. А так - инвестор.

Ответить
3

см. ответ выше в ветке. Очень жаль, что выбран вариант похейтить, а не подумать :(

Ответить
3 комментария
32

Каждый ETF/БПИФ имеет комиссию за управление (total expense ratio, TER). Даже если вы не знаете о ней, она всё равно есть. Эти деньги не списываются с вашего счёта, поэтому они незаметны для вас. Эти деньги каждый день понемногу удерживаются из стоимости чистых активов внутри фонда. Например, у FXUS TER=0,9% в год. У меня довольно большой размер портфеля, и он неуклонно растёт. В данный момент времени ETF с 0,9% TER мне обошёлся бы в ~96'000₽ в год, и эта цифра вместе с размером капитала будет неуклонно расти из года в год. Собирая портфель из отдельных акций (но с весом, равным весу в индексе, который я отслеживаю), я получаю рыночную доходность, но избегаю высокой комиссии.

Предвосхищая вопрос "Почему ты не покупаешь через иностранного брокера ETF с низкой комиссией?"
Всё дело в льготе долгосрочного владения (ЛДВ).
Согласно ст. 219.1 НКРФ мы можем легально не платить НДФЛ на прибыль от инвестиций (прибыль от роста акций), если выполним два условия:
а) будем держать и не продавать бумаги хотя бы три года;
б) будем покупать бумаги, обращающиеся на организованных площадках.
[обращаю внимание, что ЛДВ не работает с ИИС, но есть варианты]
"Организованными площадками" для ФНС являются Мосбиржа и СПб Биржа. ETF с низкой комиссией, не обращаются на организованных площадках. Я лишаюсь права на льготу. Я обязан уплачивать 13% НДФЛ с дохода. Это уже много. А непредсказуемые ослабления рубля к доллару могут усугубить процесс.

Ответить
4

Ну собственно примерно так и думал, просто вроде как существенный момент, а в тексте не упомянут. Спасибо.

Ответить
0

Правильно ли я вас понял что акции покупаете на Мосбирже и/или СПб Бирже, или есть какие то иностранные ресурсы где это можно совершить без брокера?

Ответить
2 комментария
0

Ключевой вопрос в том, что инвестиции в финансовые инструменты если вам нет 50 лет и ваш доход на семью меньше полумиллиона - это очень нерационально...

Ответить
0

Спасибо за уточнения. А что насчёт комиссий за ребалансировки портфеля? Если нужно постоянно его корректировать, то, кажется, придется довольно много платить

Ответить
1 комментарий
11

Потому что бумажка в фонде это хз что. А бумажка в какой-то компании - какая-никакая доля в бизнесе. Это раз. Во-вторых, меня может не устраивать введение\удаление тех или иных акций. Например, s&p500 недавно теслу включил. Я бы в жизни в нее не вложился и не собираюсь. А будучи владельцем бумажки фонда - за меня бы вложились. Аналогичным образом дела обстоять с третью акций в фондах. Смотришь на анализ и не понимаешь, почему эти акции до сих пор не убрали. В-третьих, дивиденды. Доход гарантирован. В фонде гарантий 0.

Ответить
–4

Я бы в жизни в нее не вложился и не собираюсь.

при этом в целом вы понимаете да что результат вашего плана за 10 лет мог быть достигнут за год-два - это не только теслы касается впрочем в 2020. 

Даже очень осторожные hedge funds показали по 35-40% за 2020. По сравнению с 10-15 "обычными" годами.

Ответить
13 комментариев
0

Ну если Vanguard перестанет выполнять обязательства по своим фондам и etf, это значит что с американской экономикой все очень печально и уже нет особой разницы между фондами и акциями компаний в плане надёжности.

Ответить
1

комиссии, не?

Ответить
3

У индексных фондов довольно низкие комиссии. Например у VOO 0,03%

Ответить
3 комментария
3

Комиссии как раз будут ниже с ETF и индексами. Многие брокеры дают покупать ETF с нулевыми комиссиями.
Покупать дробное количество акций совсем не айс по комсе.

Ответить
0

Возможно Автор хочет получать Дивиденды. 
И тратить их, потому и инвестирует сам.
+ экономия на управлении (на большом отрезке времени это значимая сумма)

Ответить
3

ETF тоже платит дивы )
Не знаю как в РФ, в EU accumulation ETF возможно будет выгоднее по налогам, чем distribution.

Ответить
9 комментариев
33

Автор, вся та ебала, что ты тут красиво расписал... Она расхреначится о первый же кризис и отбросит тебя лет на 7-8 назад, а может даже доведет до выхода из окна. 

Ответить
7

Он бложиком указанном в конце придуманной истории прирастит капитал )

Ответить

Психологический завод

Сергей
3

Как Боженька молвил! Вот в самозанятости 3-тий кризис проживаю (без огородов и мам с закрутками), и к началу следующего только отъедаться начинаю. Как догоняющая. 

Ответить

Высокий Кирилл

Психологический
3

Если бы сидели полностью в валюте, то возможно в первый же день кризиса стали отъедаться черной икрой запивая Кристалом

Ответить
3 комментария
0

Купите участок, а губозакаточную машину вам подарят ))

Ответить
28

А можно как-то пояснить, как 468 тыс долларов решают вопрос пенсии? У вас двое детей, предположим, через 10 лет они будут финансово независимы, у вас впереди, будем оптимистами, после этой даты еще 40 лет жизни. Как решили, что этой суммы будет достаточно? Можно какие-то выкладки о том, как собираетесь тратить ее/жить на дивиденды?

Ответить
3

Какую интересно доходность планируется получать с этих накоплений.

Ответить
18

Тоже любопытно. Так как грубо это 40 млн рублей. 5% это 2 млн в год без учёта инфляции. Окей, пусть доллар ей не подвержен (что не соответствует действительности). Это всё равно менее 200 тысяч рублей в месяц на семью. То есть нормально по российским меркам, но манёвра маловато. Так как вторая половина жизни - медстраховки и просто сбережения на этот случай надо. Зубы там начнутся лет в 60 (если повезёт) это сразу сотни тысяч вынь да полож и т п.

Не осуждаю автора, но если работается с удовольствием и копится, то в 43 тормозить ну рановато. Лет до 60 спокойно можно трудиться, пусть и в другом ритме, более комфортном. А если нравится, то хоть всю жизнь, почему нет?

Ответить
105 комментариев
1

Апологеты FIRE (ранняя пенсия/фин независимость) на Реддит выводили цифру в 3 с небольшим процента вывода капитала (без дивидендов ЕМНИП), при которой капитала будет достаточно на длительный "пенсионный" срок жизни.

Ответить
4 комментария
1

реальную (за вычетом инфляции) закладывал в планирование около 5%, на стадию "потребления" заложена еще ниже - 4%. Де факто два полных года прошло и один неполный - в каждый год реальная гораздо выше запланированного, так что я слишком перестраховываюсь.

Ответить
1

нормальная сума, при экономном режиме хватит на двоих жить, как личная пенсия

Ответить
17

ну вот вопрос, стоит себя во всем ограничивать до 43, чтобы после 43.... во всем себя ограничивать! так и вся жизнь в экономном режиме пройдет. не осуждаю, но не мечтаю о такой )

Ответить
22 комментария
7

Правило 4%. К сожалению, не выкладывал на vc эту прекрасную статью, опасаясь огромного хейта. Это тоже не очень хотел выкладывать. Надеюсь, не будет выглядет некрасиво, если выложу ссылку на безобидный телеграф: https://telegra.ph/Pravilo-4-12-01
Кратко - для портфелей с высокой аллокацией на equity очень часто будет работать правило 4%: Снимаем в первый год 4% от капитала, индексируем каждое следующее снятие на размер инфляции. Реальная доходность очень часто будет вывозить вас, денег хватит при такой норме снятий на всю оставшуюся жизнь. Рассчитал по этому правилу.

Ответить
0

Есть продолжение?

Ответить
2 комментария
19

Береги семью, топикстартер. Первое, что спрошу - сейчас гденить можно застраховаться от развода? В смысле с женой. Ну это когда все пилится неровно пополам,  да ещё распродается оперативно по номиналу. Бегаешь по адвокатам, нервишки сажаешь. Потом 33% с любых доходов( у тс 2 ребенка) уходит в тень.  Бывшая всегда может поднатравить ФССП. Хрен перекэшишься с акций/недвиги. Нужны проксики, чтоб хотя бы на депозите кэш подержать. Бессрочная исковая давность на алики,  процент на долг нечеловеческий. И так до совершеннолетия.
Хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах :)

Ответить

Психологический завод

Вадим
3

Свекровь не сможет проксиком побыть? Без сарказма. 

Ответить
2

Так, Юлия, не мешайте семейные отношения укреплять:)

Ответить
2

Это уже будет часть 2 FIRE. Найти буратину, отобрать у него половину + алименты :)

Ответить
0

Реальным пацанам, перед периодом бурного накопления капитала хорошо бы рассылать пробирки во все доступные семяхранилища и делать себе вазэктомию с периодическим контролем. Ибо интеллект интеллектом, но выброс гормонов может превратить воротилу в лепечущего влюбленного идиота на несколько месяцев(а большего и не надо). Либо будет панч, как у Бориса Беккера.

Ответить
1

А что если у жены имущества ровно в 2 раза больше? Почему никому такие варианты не приходят в голову?

Ответить
0

Возможно, но статистически маловероятно.

Ответить
2 комментария

Высокий Кирилл

Вадим
–2

Да куда она денется с 2-мя детьми

Ответить
1

Уже введены новые алименты на жилплощадь, если своей нет или мало, 
плюс обычные алименты на детей.

А еще могут посмотреть на Европу и добавить алименты на содержание жены (и ее пенсию) и на обучение детей в университете без ограничения по длительности.

Ответить
14

Для меня ваш портфель высокорисковый, кроме пары акций. Вижу все инвестиции в Хайтек, интернет и медицину, т.е. в то, что на слуху. Тесла и Боинг те еще тихие гавани, а если учесть, что космическая их часть(да, спейсХ еще не в теме, но Маск уже поговаривает об IPO) коррелирует между ними и бизнес прямоконкурентен, то такой выбор мне чужд.  Не, я бы просто не рискнул с таким портфелем на 10 лет тарится да и диверсификация у вас нет как таковой. Облигации, ETF, товарные фьючи в металлы. Как я понял с 2018 года в акции начали вкладываться? Примерно с 2015 года рынок прорвало. Я помню двухтысячные и обвал доткомов, коих у вас в портфеле предостаточно. В общем успеха вам и много удачи. 

Ответить
1

статью каким местом читали? Автор отслеживает индекс, а не покупает акции компаний в стол...

Ответить
4

Это никак не отменяет описанных рисков. Портфель и правда рискованный. Может не прямо самый худший вариант, но никак не консервативная стратегия до пенсии.

Ответить
3 комментария
0

Так и не понял зачем он вручную отслеживает этот индекс, если можно купить etf на этот индекс, комиссия у американских etf совсем смешная и не стоит того гемора , чтобы постоянно ребалансировать свой портфель

Ответить
16 комментариев
1

Если уж для вас индекс SP500 являеться высокорисковым...то я даже не знаю что тут посоветовать...
Если только вложиться в индекс мосбиржы😅

Ответить
1

*facepalm вы походу не в курсе, что с сиплого выкидывают выжатые, как лимон компании?
Так вот удивитесь и узрите почему он так растет и, что компания из индекса не показатель надежности. За последние пол года около 4х компаний вошли в него, а значит? Правильно, 4 вышло.

Ответить
14

Пенсия. 😅 Да я и в 90 планирую гореть идеями и запускать стартапы. А если вдруг разбогатею и начну бронзоветь - спущу всё на баб и алкоголь.

Ответить

Психологический завод

Harry
2

А блэкджэк? 

Ответить
0

и шлюхи? увидел только баб!

Ответить
3 комментария
11

Как занудно)) а как же жить жадно так словно к рассвету расстрел?... Ну и потом в 40 жена все отберёт, если что)) а финансовая дисциплина крутая

Ответить
5

Да, очень интересно узнать как эти все портфели будут делится в случае развода. Ведь автор просчитал таких лебедей?!

Ответить
1

Как и любое имущество - поровну. Если иное не оговорено брачным договором.

Ответить
7 комментариев
0

50/50. Какие могут быть варианты? Самый простой ответ из всех веток

Ответить
1 комментарий
10

лучше б крузак купил. И жене q5 

Ответить
1

Мышление человека, который потратит последнюю копейку а потом будет жрать дошик.
Прямо по книге "Бедный папа - богатый папа". 

Ответить
9

В 43 года денег и новых можно будет заработать. 
А вот 32 года уже не вернуть будет. 

Ответить
5

Но у вас в 32 никогда не будет велосипеда (с)

Ответить

Психологический завод

Sergei
3

Хороший анекдот. Жизненный, к сожалению у многих, родители которых копили как не в себя и носили на книжку. 

Ответить
1 комментарий
2

Согласен, жить надо сейчас. Если при этом остаются накопления хорошо, нет так нет. Никто ж не знает сколько ему отмеряно, вот умрешь ты завтра и сдались тебе мертвому эти деньги.

Ответить
7

живите сейчас, я не против. Без 7 млрд человек, живущих сейчас, мой план будет плохо работать, его основа - ваше потребление

Ответить
3 комментария
8

Все так мило и продумано. Но, боюсь, вы не учли такой прелестный фактор, как кризис среднего возраста. КСВ он ведь страшнее пары-тройки "черных понедельников". Извините за сарказм

Ответить
2

Вообще-то КСВ - это самое лучшее, что с вами может случиться в этой жизни. Если, дожив до 35+ так и не повзрослел, то этот товарищ возьмёт за шкирку и вытряхнет тебя из коротких детских штанишек.
Попутно может и шею сломать, это уж как повезёт. В любом случае ничего не теряешь.

Ответить
5

Бывает с точностью до наоборот. Вот ты был «взрослым»: карьера, деньги, семья. А потом говоришь, е...сь оно все конем, куришь травку, катаешься на скейте и играешь в видеоигры. Счастливый.

Ответить
2 комментария
0

Не могу не согласиться. Я не до конца про КСВ - в этот период все планы подобные планам автора выглядят довольно, эээ... скучными (не сказать убогими). Ну и далее кто на что горазд и как вывезет.

Ответить
0

зачем звала?

Ответить
1

*громадный ржущий смайл*

Ответить
7

Боюсь, спаться с будущим в акциях будет ненамного спокойнее в реальности, чем с будущим на работе.

Ответить
–11

Люди не понимают, что инвестирование - это тот же самый трейдинг, только на большом диапазоне. Накупят акций, как Газпром по 350, а затем их всех в маринад по 150 рублей за акцию на 10 лет, там они все и сольются, и даже те кто говорит, что ни при каких обстоятельствах не выйдет.

Мой совет, если не разбираетесь, лучше стройте бизнес в реале.

Ответить
12

Вместо стратегии с низким риском потерять деньги ты предлагаешь стратегию как их почти гарантированно потерять. Как-то не очень у тебя с оценкой рисков.

Ответить
8

Уже давно доказано, что на растущем рынке, даже обезьяна, выбрав несколько акций в портфель, заработает.

https://vc.ru/flood/34471-v-2008-godu-obezyana-naugad-vybrala-akcii-i-za-devyat-let-zarabotala-bolshe-professionalnyh-investorov

 Поэтому не столько важно, что вы покупаете, как когда, если вы инвестируете. Судя по тому какой сейчас рост количество инвесторов физлиц, то правильным образом будет, их всех побрить.

Ответить
3 комментария
0

Дивиденды вы конечно же не учитываете?

Ответить
6

С симпатией отношусь к автору за его последовательность и усердие. И критикую, стараясь, по существу. На этот раз. Ставить цели в инвестировании, уповая на историческую положительную доходность индексов, если не глупо, то не профессионально. Аппроксимировать кривую доходности в будущее красиво, но, согласитесь, это удел дилетантов. Но, Вы же не такой! Или я ошибаюсь?

Ответить
1

Вообще-то при грамотном инвестировании и регулярном поливе денежного дерева как раз экспонента и получается на сроках от 5 лет, как у автора нарисовано.

Ответить
1

Особенно если зашел в индекс никкеи в 1991 и вышел на пенсию в 2003. Как раз те же 12 лет выходит. Почему в этот раз должно быть по-другому?

Ответить
11 комментариев
0

Не ошибаетесь

Ответить
0

нужно ХОТЬ НА ЧТО-ТО опереться, чтобы начать действовать. Таков характер. Нормально еду, что пристал :) а не опирался бы на историческую доходность, может и не завёлся бы вообще. Спасибо, помню по комментариям на ютуб, искренне благодарен за конструктивный хейт. Все б так хейтили

Ответить
5

Саш, ну что, не пожалел, что написал статью на vc?) Не думал, что тут будет так токсично

Ответить
3

Если б не ставил хэштег "инвестиции" и не пихал в ветку Финансы, а в Личный опыт например писал - может и не было бы столько хейтеров.

Ответить
0

Спс, приму к сведению

Ответить
2

Вообще мало токсичного. Куча конструктива

Ответить
0

так всегда, я привык. Но писать ещё что-то вновь - желания поубавилось

Ответить
5

у вас личное жилье или вы снимаете?

Ответить
2

А политические риски в этой стратегии как-то учитываются? 

Ответить

Психологический завод

Anatol
9

Видимо, нет. На моём веку уже были люди, которые доллары имели, но ничего в трехсуточных очередях на обмен с ними сделать не могли. С рублями правда тоже не помогло. 
Меня больше пугает такая вера автора в цифры и числа при 2 детях и во всего 32.
Мне кажется, 32  - это такой сладкий возраст - тебе кажется, что ты можешь всё, что многое зависит именно от тебя, твоя жизнь - так уж точно. А потом с твоими мечтами внезапно здороваются третьи лица, государство - и иногда врачи.  

Ответить
0

15% в российский рынок это больше чем нужно, но кто не рискует тот не пьёт крымское вино

Ответить
2

То есть акциями западных компаний всегда и в любых условиях можно будет торговать свободно любому желающему?

Ответить
23 комментария
–6

Сейчас мне и моей жене 32, у нас двое детей, у нас есть цель — быть финансово независимыми к 43 годам, для этого наш капитал должен быть примерно $468 тысяч

Какие-то цели у вас, скажем так, приземлённые

Ответить
6

но достижимые

Ответить
2

какие есть, простите

Ответить