{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Сезон отчетов. Итоги деятельности крупнейших онлайн-маркетплейсов России за 2020 г

Маркетплейсы занимают все большее место на рынке e-commerce. Такой формат удобен потребителям, но насколько он выгоден для собственников и инвесторов?

Мы сотрудничаем с множеством предпринимателей, которые запускают и развивают свой бизнес. Составляем бизнес- планы и проводим исследования рынков. Постоянно собираем и анализируем информацию.

Анализ финансовой отчетности крупнейших компаний, которая подлежит обязательной публикации в соответствии с законом, - наша ежегодная весенняя традиция в рамках отслеживания современных рыночных трендов и изучения лучших практик.

В этом году мы провели анализ деятельности крупнейших онлайн-маркетплейсов России и сервисов по доставке еды.

Сегодняшний материал – о маркетплейсах.

Источники информации для анализа https://www.audit-it.ru/, https://www.rusprofile.ru/, https://www.nalog.ru/, сайты компаний, собственные расчеты.

Крупнейшие онлайн-маркетплейсы России по объему выручки в 2020 г.

Совокупная выручка 5 крупнейших маркетплейсов России за 2020 г. составила 355 млрд руб., совокупный убыток- 26 млрд руб.

Из пяти вышеуказанных маркетплейсов прибыльным является только Wildberries, прибыль за 2020г. составила 2 млрд. руб. Остальные сервисы убыточны в течение всех последних лет своей деятельности.

Прибыль крупнейших онлайн-маркетплейсов России в 2020 г.

Подробнее об итогах деятельности каждого маркетплейса.

В рамках анализа финансовой отчетности рассмотрены основные показатели деятельности компаний за последние 5 лет: выручка, чистая прибыль, активы, обязательства, источники финансирования.

1. Wildberries (ООО "Вайлдберриз")
Выручка ООО "Вайлдберриз" за 2020 г. составила 170 млрд руб., а чистая прибыль – 2,1 млрд руб.

По сравнению с 2019. Прирост выручки составил 45%, а снижение прибыли – 52%. Рентабельность по чистой прибыли в 2019г. составляла 3,8%, в 2020 г. значение рентабельности снизилось до 1,2%.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 32 млрд руб., заемные средства так же составили 32 млрд руб. По сравнению с 2019 г. прирост заемных средств и кредиторской задолженности составил 32%.

Запасы на конец 2020 г. составили 46 млрд руб., прирост по сравнению с 2019г. составил 19%. Дебиторская задолженность составила 16 млрд руб., прирост по сравнению с 2019 г.- 122%.

Суммы прироста кредиторской задолженности и заемных средств аналогичны сумма прироста запасов и дебиторской задолженности, из чего следует вывод, что заемные средства направляются на пополнение оборотных средств.

Чистые активы на конец 2020г. составили 9 млрд руб. В основном чистые активы обеспечены запасами и дебиторской задолженностью.

2. Ozon (ООО "Интернет-решения")

Ozon представляет собой холдинг из нескольких юридических лиц, основным юридическим лицом, указанным на сайте Ozon, через который ведется деятельность маркетплейса является ООО «Интернет-решения». В холдинг входит ООО «Озон холдинг», показатели его деятельности незначительны и не учитывались при данном анализе.

Учредителем ООО «Озон холдинг» является кипрская Ozon Holdings PLC, в 2020 г. этой компанией было проведено IPO, но на отчетность российских юридических лиц по итогам 2020 г. это влияния не оказало.

Выручка ООО "Интернет Решения" за 2020 г. составила 112 млрд руб. убыток – 17 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 79%, а убыток уменьшился на 15%. Важно отметить, что показатели рентабельности на протяжении всей истории деятельности компании являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 49 млрд руб., заемные средства составили 6 млрд руб. По сравнению с 2019 г. прирост заемных средств и кредиторской задолженности составил 143%.

При этом запасы и дебиторская задолженность выросли на 37%, а денежные средства на 1180%.

Можно сделать вывод, что компания на конец года аккумулировала денежные средства от реализации своей деятельности на расчетных счетах, а не направляла их на текущие расчеты.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала - средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 51 млрд руб., а сумма накопленного убытка 48 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 3 млрд руб.

3. Lamoda (ООО "Купишуз")

Выручка ООО "Купишуз" за 2020 г. составила 40 млрд руб. убыток – 1,6 млрд руб.

По сравнению с 2019. прирост выручки составил 16%, а убыток увеличился на 79%. Показатели рентабельности в 2017-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 7 млрд руб., заемные средства составили 4 млрд руб. По сравнению с 2019 г. снижение суммы заемных средств и кредиторской задолженности составило 7%. При этом запасы и дебиторская задолженность снизились на 20%.

Все показатели деятельности компании снизились, что привело к уменьшению чистых активов. Чистые активы на конец 2020 г. составили 1,8 млрд руб. и сократились на 1 млрд. по сравнению с 2019 г.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала- средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 5,4 млрд руб., а сумма накопленного убытка 3,5 млрд руб.

4. Yandex Market («Беру») (ООО "ЯНДЕКС.МАРКЕТ")

Выручка ООО "ЯНДЕКС.МАРКЕТ» за 2020 г. составила 32 млрд руб. убыток – 6 млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 64%, а убыток увеличился на 22%. Показатели рентабельности в 2018-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 6 млрд руб., заемные средства компания, судя по отчетности, не привлекает. По сравнению с 2019 г. прирост кредиторской задолженности составил 5%.

В 2018-2019 гг. увеличен уставной капитал и привлечен добавочный капитал на общую сумму 22 млрд руб. Эти средства являются источником финансирования накопленного убытка.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 11 млрд руб.

5. СберМегаМаркет (Goods.ru) (ООО «Маркетплейс»)

Выручка ООО «Маркетплейс» за 2020 г. составила 0,8 млрд руб. убыток – 3млрд руб.

По сравнению с 2019 г. прирост выручки составил 183%, а убыток увеличился на 30%. Показатели рентабельности в 2018-2020 гг. являются отрицательными.

Кредиторская задолженность на конец 2020 г. составила 6 млрд руб., заемные средства компания не привлекает. По сравнению с 2019 г. прирост кредиторской задолженности составил 5%.

Убыток в течении всей деятельности компании финансируется за счет увеличения добавочного капитала - средств собственников. На конец 2020 г. сумма добавочного капитала составляет 9 млрд руб., а сумма накопленного убытка 7 млрд руб.

Чистые активы на конец 2020 г. составили 3 млрд руб.

Выводы

Какие выводы можно сделать по итогам анализа финансовой отчетности крупнейших маркетплейсов России за 2020 г.?

Распространение интернета, рост онлайн-торговли и ограничения 2020г. обеспечили интерес покупателей и продавцов к формату маркетплейсов.

Этот интерес привел к бурному росту выручки и доходов компаний. При этом мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда рост доходов не приводит к ожидаемому росту прибыли, а наоборот, «съедает» потенциальную прибыль, как в случае Вайлдберриз и Яндекс.Маркет, а в других рассматриваемых случаях - компании практически никогда и не были прибыльными.

Другим важным показателем выступает размер чистых активов. Чистые активы — это реальная стоимость имущества, имеющегося у общества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов, то есть разница между активами и обязательствами компании.
У всех анализируемых компаний в 2020 г. чистые активы были положительными. Лидером по сумме чистых активов стал Yandex Market, занимающий 4-е место по сумме выручки среди российских онлайн-маркетплейсов.

Как мы знаем, классической целью коммерческого предприятия является получение прибыли.

Но в современных реалиях жизни мы видим массу примеров того, как компании работают десятки лет и не приносят прибыли никогда.

0
93 комментария
Написать комментарий...
CRIT.ERIUM

А Wildberries с OZON разве не фейковым товаром торгуют? :)

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Зачем вы залезли в эту тему с этим вопросом. Это не наезд. Просто, зачем?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexandra Tolstygina
Автор

это в финансовых отчетах не пишут:)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sergey

фейковым - это как?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Демидов
При этом мы наблюдаем парадоксальную ситуацию, когда рост доходов не приводит к ожидаемому росту прибыли, а наоборот, «съедает» потенциальную прибыль

Это для человека далекого от бизнеса парадоксальная ситуация. 
Рост выручки всегда заставляет вкладываться в свои мощности, при любом росте неизбежны капитальные затраты.
Даже в банальной перепродаже кассовый разрыв может наступить одновременно вместе с ростом продаж, сколько компаний закрылось именно на подъеме. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey K

Большой вопрос еще, кто тут далек от бизнеса)

Кассовый разрыв это кэш-флоу, если что. Если бизнес прибылен, то берется кредит на покрытие кассовых разрывов и все, проценты платятся из прибыли.

А если бизнес убыточен и еще кэш в минусе, то это просто тупейшее сжигание бабла.

Бредок про вечную "плановую убыточность" даже комментировать неудобно - это история для тупого хомячья, которое верит, что тупой акционер готов сжигать кучу бабла десятилетиями просто ради фана...

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Alexandra Tolstygina
Автор

вы описываете ситуацию стартапа. там, да, инвестиции, кассовый разрыв, но все это в достаточно коротком периоде.
а эти компании- не стартапы, а на прибыль так и не вышли.
инвестиции когда то должны окупиться? ну с классической точки зрения. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Mikhail Bayburtyan

То есть нет ни одного бизнеса, у которого параллельно с ростом выручки чистая прибыль тоже растёт? Вот оно, глубокое погружение в бизнес. 
Приводить в качестве аргумента то, что компании попадают в ловушку роста и банкротятся, явно не лучший аргумент, чтобы доказать, что автор статьи далёк от бизнеса. Может быть, это такие компании от него далеки?

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Макс Петров

Убыток Озона не снизился, а вырос на 15%, согласно официальной отчетности компании: 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Tolstygina
Автор

возможно, это по консолидированной отчетности. 
у основного юрлица- в 2019г. был убыток 20 млрд, а в 2020- 17 млрд.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Жду, пока появится кто-то умный и все объяснит.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Петров

А где же Aliexpress Russia? Убыток 13,3 млрд рублей за 2020 год: 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Tolstygina
Автор

Мы в данном случае рассматривали только чисто российские компании.
Но ваш пример только подтверждает наши выводы. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Oz

По оценке компании «InfoLine-Аналитика», за 2020 год маркетплейс Goods.ru удвоил оборот, в итоге он составил 12,1 млрд руб.
https://www.rbc.ru/business/28/01/2021/6012558d9a7947b17c1389b5

Ответить
Развернуть ветку
Гигант мысли

За чей же счёт они работают и когда покажут прибыль?

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Похоже Вайлдбериз свою прибыль получает перепродавая товары полученные от поставщиков и типа потерянные... 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Tolstygina
Автор

Про за чей счет- есть в статье. Собственники вливают денег.
Но зачем они это делают- не очень понятно. Когда компании покажут прибыль и покажут ли вообще- непонятно. 
Какая стратегия у собственников- вопрос, на который мы пока ответ не нашли.  

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Sergey

Что ты вообще несешь?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Зачем

Ответить
Развернуть ветку
Макс Петров

Avito: Чистая прибыль 9,9 млрд руб в 2020 году

EBAY RUSSIA: ЧП - 5,39 млн руб

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Tolstygina
Автор

авито- это не маркетплейс. 

Ответить
Развернуть ветку
Dragunov (Софт Майнинг)

Откуда у них такие убытки могут быть, они в товары ни копейки не вкладывают, берут комсу 30% плюс минус с проданной единицы, неужели склады и логистика столько "сжирает"? Или это "налоговая оптимизация" по-русски?

Ответить
Развернуть ветку
Yakovlev

маркетинг + инфраструктура. тот же озон за последние годы очень сильно начал развивать ПВЗ + логистика у них сейчас даже быстрее чем у ВБ.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Tolstygina
Автор

налоговая оптимизация- очень вряд ли. для оптимизации выводят на небольшую прибыль, убытки привлекают внимание.
Маркетинг, операционные затраты. 

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда