реклама
разместить

Как научить ребенка обращаться с финансами

Кредиты, микрозаймы и кредитные карты сейчас легкодоступны. Если не уметь ими пользоваться, можно легко попасть в должники, чтобы избежать этого нужно уже в детстве учить обращению с финансами. Эксперты МТС Банка, рассказывают, что вы, как ответственные родители, можете сделать.

Как научить ребенка обращаться с финансами

Споры о том, нужно ли давать ребенку карманные деньги – вечны. Предлагаем поставить точку: да, нужно. Карманные деньги – это прежде всего инструмент развития. Оцените сами, как они влияют на развитие личности и какие навыки прокачивают!

1. Ответственность

У ребенка появляется новая категория вещей, о которой ему теперь придется думать и заботиться. Деньги нужно где-то хранить, считать, тратить или копить. В каком-то смысле, это примерно то же самое, что тамагочи для подростков 90-х.

Что поможет: запись доходов и расходов (на бумаге или в простом приложении для ведения бюджета).

2. Самопознание

Карманные деньги — это свобода выбора. Кто-то потратит их на шоколадки, кто-то — на мобильную игру или подарок маме. Кстати, психологи советуют сразу не настаивать на полезных покупках и, конечно, ни в коем случае не ругать за бессмысленные (с точки зрения взрослых) расходы. Пусть лучше несерьезные суммы уйдут на ерунду-сладкое-блестящее сейчас, чем потом уже взрослый человек будет бесконтрольно воплощать детские желания.

Что поможет: списки желаний.

3. Сила воли, привычки

Ребенок вскоре обнаружит (или, скорее, вы ему подскажете), что маленькие суммы можно копить и потом покупать что-то более дорогое. Но не ждите, что он сразу станет дисциплинированно откладывать деньги. Многие взрослые этого не делают, хотя все и всё понимают. На формирование привычки и тренировку силы воли нужно время, а в юном возрасте это можно превратить в увлекательную игру.

Что поможет: трекер привычек — бумажный, приложение, магнитный лист на холодильнике и др. Вариантов на рынке много, в том числе с персонажами мультфильмов.

4. Планирование

Бюджет, расходы, доходы, стратегическая цель — все это сложные понятия. Освоить их непросто, зато логическое мышление на конкретных примерах развивается прекрасно.

Например, сколько стоит модный рюкзак? Сколько нужно копить, чтобы собралась необходимая сумма? А если слишком долго и все равно не хватит, то как быть? Можно ли провести грамотные переговоры с родителями и получить часть средств, скажем, на день рождения? А если позволить себе мороженое сегодня, то это сильно отодвинет желанную покупку? И стоит ли рюкзак таких усилий?

Что поможет: визуализация целей (на бумаге, на магнитном листе на том же холодильнике и др.), копилки, в том числе интерактивные, и т. д.

Если вы готовы использовать карманные деньги как инструмент развития вашего ребенка, то нужно запомнить некоторые правила:

— это не плата за хорошую учебу или помощь по дому, иначе вы убьете интерес и естественную мотивацию,

— сумма будет небольшой, потому что это учебный процесс, а не мама-папа жадные/бедные/невнимательные,

— карманные деньги выдаются в определенном ритме, например, ежедневно или еженедельно.

Лучше всего, если за счет карманных денег будет закрываться какая-то потребность ребенка, в идеале — и приятная, и полезная. Скажем, малыш любит яркие фломастеры, и они ему периодически нужны к занятиям, поэтому покупаются только за счет его собственных средств. Так формируется понимание обязательных расходов и понимание, что нужно отслеживать: фломастеры еще пишут, хватает ли цветов, не пора ли приобрести новую упаковку?

Также нужно объяснить, что именно из карманных денег ребенок может приобретать подарки для родных и друзей. Это поможет ему научиться соизмерять свои возможности и желания. К слову, многие взрослые при составлении бюджета почему-то не учитывают, что подарки — это тоже статья расходов: на работе сбрасываются на дни рождения коллег, друзьям всегда хочется преподнести что-то особенное, а еще есть юбилеи, свадьбы и прочее, не говоря уже про Новый год и гендерные праздники.

Не стесняйтесь использовать напоминалки и наводящие вопросы, чтобы ребенок не забывал, что ему нужно распределять карманные деньги и учитывать еще и вот эти две статьи расходов.

Суммы и формат

Считается, что первые карманные деньги лучше давать первокласснику. Раньше ребенку будет сложно распоряжаться даже небольшими суммами, а школа — это, буквально, прыжок в самостоятельность. Плюс появляется место для безопасных трат, то есть школьный буфет.

Суммы зависят от родителей, а вот отдать деньги частями или целиком — уже вопрос сознательности ребенка/подростка. Перед тем, как выдать средства, скажем, сразу на месяц, стоит уточнить, не будет ли каких-то праздников в это время или обязательных расходов.

Сейчас мир постепенно отказывается от наличных денег и переходит на виртуальные платежи, поэтому разумно учить детей пользоваться и банкнотами/монетами, и картами.

Детскую карту можно открыть с 6 лет — она привязывается к счету родителя и полностью контролируется взрослым: устанавливайте лимит, запрещайте покупки в нежелательных категориях (например, онлайн-игры), получайте уведомления о тратах, анализируйте расходы за месяц и т.д. Если ее украдут или ребенок ее потеряет, с деньгами ничего не случится, просто заблокируете доступ и перевыпустите пластик. Еще один плюс детской карты — кешбэк или процент на остаток. Они тоже помогают научиться копить и ориентируют на приумножение капитала.

44
реклама
разместить
13 комментариев

Интересная статья, но обходит одну проблему: у нас большая часть родителей ни в зуб ногой в финансовой грамотности, не в состоянии даже на своём примере показать что-то ребенку, не говоря уж о целенаправленных объяснениях.

Да и вообще - тема слишком обширная и дискуссионная, наверное, лучше бы было взять объект поменьше. А так получается - или раскрыто недостаточно, или тезисы спорные:

это не плата за хорошую учебу или помощь по дому, иначе вы убьете интерес и естественную мотивациюМотивацию получать деньги как ману с небес? Мы воспитываем попрошайку?

сумма будет небольшой, потому что это учебный процесс, а не мама-папа жадные/бедные/невнимательные.И как это вы ребенку объясните? Может всё-таки стоит сумму к чему-то привязать?

карманные деньги выдаются в определенном ритме, например, ежедневно или еженедельноЭто, видимо, попытка приучить человека рассчитывать от зарплаты до зарплаты. Но сейчас наёмный труд уходит, в будущем на смену, кхм, сменам придут проектные работы (условно, группа человек собралась, достигла цели и разошлась). Наверное, нужно всё-таки воспитывать правильное осознанное потребление, а учить привязывать траты к периодам - такой себе скилл.

3

В первой цитате, мне кажется, просто неверно аргументировано там, где "иначе...". Надо было так: "иначе вы воспитаете бизнесмена на свою шею"

Может всё-таки стоит сумму к чему-то привязать?К цене бигмака) Пусть ребенок постигает азы экономики.

"Как научить ребенка обращаться с финансами" - сажаешь его в стримерское кресло. Быстро разберется...

А за статью спасибо. По делу все написано.

3

Статья очень полезная, финансовую грамотность детям нужно объяснять с детства 

1

Вообще говоря, предмет "Фининсовая грамотность" должен быть одним из основных предметов в современной школе! Наравне с математикой, русским языком, физикой и физкультурой.

Только очень важно правильно подавать действительно нужные темы и информацию.

А то у нас устроят версию "Бухучета" но только для школьникрв и дети вместо изучения будут стараться прогулять урок или спать на нем.

Я не родитель, но даже мне было полезно, спасибо. 

1

... пришлось зайти в банкомат.
И тут я впервые увидел, как Борис, вроде нормальный с виду человек, вместо того, чтобы БРАТЬ деньги в банкомате, как всегда делают папа и мама, стал их туда засовывать.
А банкомат их глотал, одну бумажку за другой.
И даже стоявшая рядом симпатичная девушка, сотрудница банка, смотрела на Бориса с грустью и с неодобрением (наверное, как и я думала, что на эти деньги можно было бы купить МНОГО мороженого).

Продолжение на https://proza.ru/2014/06/21/1537

Раскрывать всегда
80 нейросетей, которые помогут тебе разобраться в теме и проанализируют десятки источников. Залил в одну табличку + краткое описание — эпичная подборка
80 нейросетей, которые помогут тебе разобраться в теме и проанализируют десятки источников. Залил в одну табличку + краткое описание — эпичная подборка
3434
11
реклама
разместить
Банки предложили разрешить им замораживать деньги на счету получателя при подозрении на мошеннический перевод

Сейчас блокировать деньги можно только на счету отправителя.

1212
33
22
11
То есть теперь можно будет перевести кому-то деньги за товар/услугу, написать а банк, что "не согласен", и тебе их обратно вернут?) Такое впечатление, что законы пишутся специально под мошенников. Чтоб у них ещё больше было вариантов.
Почему в одном ЖК бизнес процветает, а в другом – простаивает? Разбираем на примере Кемерово

Введение

22
Ozon начал продавать подержанные автомобили

Пока — в Краснодаре, Москве и Подмосковье.

33
День 1114: бренд туалетной бумаги и бумажных полотенец и салфеток Zewa переименовали в Zemma

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Источник: ТАСС
1313
22
22
11
С туалетной бумагой — достойный ответ! Теперь заживём.
Средняя стоимость рекламных постов в Telegram-каналах за 2024 год выросла на 38%

Сильнее всего в новостных — на 45%, до 273 тысяч рублей.

Фото Unsplash
44
🔥Кейс: 3126 регистраций по 2,42$ на онлайн-курс по нейросетям на русскоговорящую аудиторию по миру в Facebook
В продолжение кейса по нейронным сетям опубликованного ранее https://teletype.in/@targetksenya/-1OXi4g8pdq 
S7 запланировала сменить базовый аэропорт с Домодедово на Внуково или Шереметьево — «Ъ»

Это может лишить авиагавань значительной части выручки.

Источник фото: : Кирилл Кухмарь / ТАСС
33
[]