{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как научить ребенка обращаться с финансами

Кредиты, микрозаймы и кредитные карты сейчас легкодоступны. Если не уметь ими пользоваться, можно легко попасть в должники, чтобы избежать этого нужно уже в детстве учить обращению с финансами. Эксперты МТС Банка, рассказывают, что вы, как ответственные родители, можете сделать.

Споры о том, нужно ли давать ребенку карманные деньги – вечны. Предлагаем поставить точку: да, нужно. Карманные деньги – это прежде всего инструмент развития. Оцените сами, как они влияют на развитие личности и какие навыки прокачивают!

1. Ответственность

У ребенка появляется новая категория вещей, о которой ему теперь придется думать и заботиться. Деньги нужно где-то хранить, считать, тратить или копить. В каком-то смысле, это примерно то же самое, что тамагочи для подростков 90-х.

Что поможет: запись доходов и расходов (на бумаге или в простом приложении для ведения бюджета).

2. Самопознание

Карманные деньги — это свобода выбора. Кто-то потратит их на шоколадки, кто-то — на мобильную игру или подарок маме. Кстати, психологи советуют сразу не настаивать на полезных покупках и, конечно, ни в коем случае не ругать за бессмысленные (с точки зрения взрослых) расходы. Пусть лучше несерьезные суммы уйдут на ерунду-сладкое-блестящее сейчас, чем потом уже взрослый человек будет бесконтрольно воплощать детские желания.

Что поможет: списки желаний.

3. Сила воли, привычки

Ребенок вскоре обнаружит (или, скорее, вы ему подскажете), что маленькие суммы можно копить и потом покупать что-то более дорогое. Но не ждите, что он сразу станет дисциплинированно откладывать деньги. Многие взрослые этого не делают, хотя все и всё понимают. На формирование привычки и тренировку силы воли нужно время, а в юном возрасте это можно превратить в увлекательную игру.

Что поможет: трекер привычек — бумажный, приложение, магнитный лист на холодильнике и др. Вариантов на рынке много, в том числе с персонажами мультфильмов.

4. Планирование

Бюджет, расходы, доходы, стратегическая цель — все это сложные понятия. Освоить их непросто, зато логическое мышление на конкретных примерах развивается прекрасно.

Например, сколько стоит модный рюкзак? Сколько нужно копить, чтобы собралась необходимая сумма? А если слишком долго и все равно не хватит, то как быть? Можно ли провести грамотные переговоры с родителями и получить часть средств, скажем, на день рождения? А если позволить себе мороженое сегодня, то это сильно отодвинет желанную покупку? И стоит ли рюкзак таких усилий?

Что поможет: визуализация целей (на бумаге, на магнитном листе на том же холодильнике и др.), копилки, в том числе интерактивные, и т. д.

Если вы готовы использовать карманные деньги как инструмент развития вашего ребенка, то нужно запомнить некоторые правила:

— это не плата за хорошую учебу или помощь по дому, иначе вы убьете интерес и естественную мотивацию,

— сумма будет небольшой, потому что это учебный процесс, а не мама-папа жадные/бедные/невнимательные,

— карманные деньги выдаются в определенном ритме, например, ежедневно или еженедельно.

Лучше всего, если за счет карманных денег будет закрываться какая-то потребность ребенка, в идеале — и приятная, и полезная. Скажем, малыш любит яркие фломастеры, и они ему периодически нужны к занятиям, поэтому покупаются только за счет его собственных средств. Так формируется понимание обязательных расходов и понимание, что нужно отслеживать: фломастеры еще пишут, хватает ли цветов, не пора ли приобрести новую упаковку?

Также нужно объяснить, что именно из карманных денег ребенок может приобретать подарки для родных и друзей. Это поможет ему научиться соизмерять свои возможности и желания. К слову, многие взрослые при составлении бюджета почему-то не учитывают, что подарки — это тоже статья расходов: на работе сбрасываются на дни рождения коллег, друзьям всегда хочется преподнести что-то особенное, а еще есть юбилеи, свадьбы и прочее, не говоря уже про Новый год и гендерные праздники.

Не стесняйтесь использовать напоминалки и наводящие вопросы, чтобы ребенок не забывал, что ему нужно распределять карманные деньги и учитывать еще и вот эти две статьи расходов.

Суммы и формат

Считается, что первые карманные деньги лучше давать первокласснику. Раньше ребенку будет сложно распоряжаться даже небольшими суммами, а школа — это, буквально, прыжок в самостоятельность. Плюс появляется место для безопасных трат, то есть школьный буфет.

Суммы зависят от родителей, а вот отдать деньги частями или целиком — уже вопрос сознательности ребенка/подростка. Перед тем, как выдать средства, скажем, сразу на месяц, стоит уточнить, не будет ли каких-то праздников в это время или обязательных расходов.

Сейчас мир постепенно отказывается от наличных денег и переходит на виртуальные платежи, поэтому разумно учить детей пользоваться и банкнотами/монетами, и картами.

Детскую карту можно открыть с 6 лет — она привязывается к счету родителя и полностью контролируется взрослым: устанавливайте лимит, запрещайте покупки в нежелательных категориях (например, онлайн-игры), получайте уведомления о тратах, анализируйте расходы за месяц и т.д. Если ее украдут или ребенок ее потеряет, с деньгами ничего не случится, просто заблокируете доступ и перевыпустите пластик. Еще один плюс детской карты — кешбэк или процент на остаток. Они тоже помогают научиться копить и ориентируют на приумножение капитала.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Александр Привалов

Интересная статья, но обходит одну проблему: у нас большая часть родителей ни в зуб ногой в финансовой грамотности, не в состоянии даже на своём примере показать что-то ребенку, не говоря уж о целенаправленных объяснениях.

Да и вообще - тема слишком обширная и дискуссионная, наверное, лучше бы было взять объект поменьше. А так получается - или раскрыто недостаточно, или тезисы спорные:

это не плата за хорошую учебу или помощь по дому, иначе вы убьете интерес и естественную мотивацию

Мотивацию получать деньги как ману с небес? Мы воспитываем попрошайку?

сумма будет небольшой, потому что это учебный процесс, а не мама-папа жадные/бедные/невнимательные.

И как это вы ребенку объясните? Может всё-таки стоит сумму к чему-то привязать?

карманные деньги выдаются в определенном ритме, например, ежедневно или еженедельно

Это, видимо, попытка приучить человека рассчитывать от зарплаты до зарплаты. Но сейчас наёмный труд уходит, в будущем на смену, кхм, сменам придут проектные работы (условно, группа человек собралась, достигла цели и разошлась). Наверное, нужно всё-таки воспитывать правильное осознанное потребление, а учить привязывать траты к периодам - такой себе скилл.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

В первой цитате, мне кажется, просто неверно аргументировано там, где "иначе...". Надо было так: "иначе вы воспитаете бизнесмена на свою шею"

Может всё-таки стоит сумму к чему-то привязать?

К цене бигмака) Пусть ребенок постигает азы экономики.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Ну к тем же достижениям в учёбе или уборке. Деньги же типа мерило товарных отношений, или чего там Маркс заливал...

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Ну к уборке кмк так себе идея... 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Ну, не к *достижениям* в уборке, а просто к уборке :/

Нужно же как-то вбивать мысль, что если нет денег, то надо не сидеть на жопе ровно, а пойти и что-то сделать - и бац, деньги появились.

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Как раз к "достижениям" и можно, а "просто к уборке" - нет.

Нужно же как-то вбивать мысль...

С моей стороны важнее донести мысль, что мы семья - то есть команда. 
У каждого есть свои обязанности и "бонусы".
ООООЧЕНЬ упрощенно (статистически наиболее частая ситуация кмк)
- папа много работает и всех обеспечивает
- мама вносит свой вклад в виде домашних обязанностей - стирки, готовки и просто того, чтобы папе хотелось вернуться домой и восстановить силы для нового дня
- дети учатся (это и есть их работа) и сами убирают свои комнаты

Я доношу до своих, что и учеба и общий порядок вокруг себя - это не нужно мне, а нужно им, чтобы в жизни все у них было :)

PS. А вот если сын сам просто взял и кинул свои вещи в машинку - за это он получает 'плюсик' %)

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

"Как научить ребенка обращаться с финансами" - сажаешь его в стримерское кресло. Быстро разберется...

А за статью спасибо. По делу все написано.

Ответить
Развернуть ветку
Баландина Ольга

Статья очень полезная, финансовую грамотность детям нужно объяснять с детства 

Ответить
Развернуть ветку
ezdiumno ru

Вообще говоря, предмет "Фининсовая грамотность" должен быть одним из основных предметов в современной школе! Наравне с математикой, русским языком, физикой и физкультурой.

Только очень важно правильно подавать действительно нужные темы и информацию.

А то у нас устроят версию "Бухучета" но только для школьникрв и дети вместо изучения будут стараться прогулять урок или спать на нем.

Ответить
Развернуть ветку
Уважительная причина

Я не родитель, но даже мне было полезно, спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

... пришлось зайти в банкомат.
И тут я впервые увидел, как Борис, вроде нормальный с виду человек, вместо того, чтобы БРАТЬ деньги в банкомате, как всегда делают папа и мама, стал их туда засовывать.
А банкомат их глотал, одну бумажку за другой.
И даже стоявшая рядом симпатичная девушка, сотрудница банка, смотрела на Бориса с грустью и с неодобрением (наверное, как и я думала, что на эти деньги можно было бы купить МНОГО мороженого).

Продолжение на https://proza.ru/2014/06/21/1537

Ответить
Развернуть ветку
ezdiumno ru

Меня в свое время удивила и поразила книга мультимиллионера Роберта Кийосаки "Богатый папа, бедный папа".
Вот что нужно читать самим и давать детям.

В книге раскрыто основное правило зарабатывания денег и обогащения. Эту книгу не стоит читать тем, кто изучал классический бухучет и ведение личных финансов в общепривычной подаче.
Им трудно понять, почему "квартира или дом - это пассив, а не актив", как и личный автомобиль, золотые украшения, земля в собственности и т.д.

Роберт дает простое и понятное определение понятиям "актив" и "пассив" всему процессу зарабатывания и преумножения денег.
Когда покупал - думал какой-то несерьёзный прикол. Оказалась бесценной.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Арсенев

Самое важное и первое, это нужно объяснить, какова цена денег, что они достаются трудом, а не просто так.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда