Как научить ребенка обращаться с финансами
Кредиты, микрозаймы и кредитные карты сейчас легкодоступны. Если не уметь ими пользоваться, можно легко попасть в должники, чтобы избежать этого нужно уже в детстве учить обращению с финансами. Эксперты МТС Банка, рассказывают, что вы, как ответственные родители, можете сделать.
Споры о том, нужно ли давать ребенку карманные деньги – вечны. Предлагаем поставить точку: да, нужно. Карманные деньги – это прежде всего инструмент развития. Оцените сами, как они влияют на развитие личности и какие навыки прокачивают!
1. Ответственность
У ребенка появляется новая категория вещей, о которой ему теперь придется думать и заботиться. Деньги нужно где-то хранить, считать, тратить или копить. В каком-то смысле, это примерно то же самое, что тамагочи для подростков 90-х.
Что поможет: запись доходов и расходов (на бумаге или в простом приложении для ведения бюджета).
2. Самопознание
Карманные деньги — это свобода выбора. Кто-то потратит их на шоколадки, кто-то — на мобильную игру или подарок маме. Кстати, психологи советуют сразу не настаивать на полезных покупках и, конечно, ни в коем случае не ругать за бессмысленные (с точки зрения взрослых) расходы. Пусть лучше несерьезные суммы уйдут на ерунду-сладкое-блестящее сейчас, чем потом уже взрослый человек будет бесконтрольно воплощать детские желания.
Что поможет: списки желаний.
3. Сила воли, привычки
Ребенок вскоре обнаружит (или, скорее, вы ему подскажете), что маленькие суммы можно копить и потом покупать что-то более дорогое. Но не ждите, что он сразу станет дисциплинированно откладывать деньги. Многие взрослые этого не делают, хотя все и всё понимают. На формирование привычки и тренировку силы воли нужно время, а в юном возрасте это можно превратить в увлекательную игру.
Что поможет: трекер привычек — бумажный, приложение, магнитный лист на холодильнике и др. Вариантов на рынке много, в том числе с персонажами мультфильмов.
4. Планирование
Бюджет, расходы, доходы, стратегическая цель — все это сложные понятия. Освоить их непросто, зато логическое мышление на конкретных примерах развивается прекрасно.
Например, сколько стоит модный рюкзак? Сколько нужно копить, чтобы собралась необходимая сумма? А если слишком долго и все равно не хватит, то как быть? Можно ли провести грамотные переговоры с родителями и получить часть средств, скажем, на день рождения? А если позволить себе мороженое сегодня, то это сильно отодвинет желанную покупку? И стоит ли рюкзак таких усилий?
Что поможет: визуализация целей (на бумаге, на магнитном листе на том же холодильнике и др.), копилки, в том числе интерактивные, и т. д.
Если вы готовы использовать карманные деньги как инструмент развития вашего ребенка, то нужно запомнить некоторые правила:
— это не плата за хорошую учебу или помощь по дому, иначе вы убьете интерес и естественную мотивацию,
— сумма будет небольшой, потому что это учебный процесс, а не мама-папа жадные/бедные/невнимательные,
— карманные деньги выдаются в определенном ритме, например, ежедневно или еженедельно.
Лучше всего, если за счет карманных денег будет закрываться какая-то потребность ребенка, в идеале — и приятная, и полезная. Скажем, малыш любит яркие фломастеры, и они ему периодически нужны к занятиям, поэтому покупаются только за счет его собственных средств. Так формируется понимание обязательных расходов и понимание, что нужно отслеживать: фломастеры еще пишут, хватает ли цветов, не пора ли приобрести новую упаковку?
Также нужно объяснить, что именно из карманных денег ребенок может приобретать подарки для родных и друзей. Это поможет ему научиться соизмерять свои возможности и желания. К слову, многие взрослые при составлении бюджета почему-то не учитывают, что подарки — это тоже статья расходов: на работе сбрасываются на дни рождения коллег, друзьям всегда хочется преподнести что-то особенное, а еще есть юбилеи, свадьбы и прочее, не говоря уже про Новый год и гендерные праздники.
Не стесняйтесь использовать напоминалки и наводящие вопросы, чтобы ребенок не забывал, что ему нужно распределять карманные деньги и учитывать еще и вот эти две статьи расходов.
Суммы и формат
Считается, что первые карманные деньги лучше давать первокласснику. Раньше ребенку будет сложно распоряжаться даже небольшими суммами, а школа — это, буквально, прыжок в самостоятельность. Плюс появляется место для безопасных трат, то есть школьный буфет.
Суммы зависят от родителей, а вот отдать деньги частями или целиком — уже вопрос сознательности ребенка/подростка. Перед тем, как выдать средства, скажем, сразу на месяц, стоит уточнить, не будет ли каких-то праздников в это время или обязательных расходов.
Сейчас мир постепенно отказывается от наличных денег и переходит на виртуальные платежи, поэтому разумно учить детей пользоваться и банкнотами/монетами, и картами.
Детскую карту можно открыть с 6 лет — она привязывается к счету родителя и полностью контролируется взрослым: устанавливайте лимит, запрещайте покупки в нежелательных категориях (например, онлайн-игры), получайте уведомления о тратах, анализируйте расходы за месяц и т.д. Если ее украдут или ребенок ее потеряет, с деньгами ничего не случится, просто заблокируете доступ и перевыпустите пластик. Еще один плюс детской карты — кешбэк или процент на остаток. Они тоже помогают научиться копить и ориентируют на приумножение капитала.
Сейчас блокировать деньги можно только на счету отправителя.
Интересная статья, но обходит одну проблему: у нас большая часть родителей ни в зуб ногой в финансовой грамотности, не в состоянии даже на своём примере показать что-то ребенку, не говоря уж о целенаправленных объяснениях.
Да и вообще - тема слишком обширная и дискуссионная, наверное, лучше бы было взять объект поменьше. А так получается - или раскрыто недостаточно, или тезисы спорные:
это не плата за хорошую учебу или помощь по дому, иначе вы убьете интерес и естественную мотивациюМотивацию получать деньги как ману с небес? Мы воспитываем попрошайку?
сумма будет небольшой, потому что это учебный процесс, а не мама-папа жадные/бедные/невнимательные.И как это вы ребенку объясните? Может всё-таки стоит сумму к чему-то привязать?
карманные деньги выдаются в определенном ритме, например, ежедневно или еженедельноЭто, видимо, попытка приучить человека рассчитывать от зарплаты до зарплаты. Но сейчас наёмный труд уходит, в будущем на смену, кхм, сменам придут проектные работы (условно, группа человек собралась, достигла цели и разошлась). Наверное, нужно всё-таки воспитывать правильное осознанное потребление, а учить привязывать траты к периодам - такой себе скилл.
В первой цитате, мне кажется, просто неверно аргументировано там, где "иначе...". Надо было так: "иначе вы воспитаете бизнесмена на свою шею"
Может всё-таки стоит сумму к чему-то привязать?К цене бигмака) Пусть ребенок постигает азы экономики.
"Как научить ребенка обращаться с финансами" - сажаешь его в стримерское кресло. Быстро разберется...
А за статью спасибо. По делу все написано.
Статья очень полезная, финансовую грамотность детям нужно объяснять с детства
Вообще говоря, предмет "Фининсовая грамотность" должен быть одним из основных предметов в современной школе! Наравне с математикой, русским языком, физикой и физкультурой.
Только очень важно правильно подавать действительно нужные темы и информацию.
А то у нас устроят версию "Бухучета" но только для школьникрв и дети вместо изучения будут стараться прогулять урок или спать на нем.
Я не родитель, но даже мне было полезно, спасибо.
... пришлось зайти в банкомат.
И тут я впервые увидел, как Борис, вроде нормальный с виду человек, вместо того, чтобы БРАТЬ деньги в банкомате, как всегда делают папа и мама, стал их туда засовывать.
А банкомат их глотал, одну бумажку за другой.
И даже стоявшая рядом симпатичная девушка, сотрудница банка, смотрела на Бориса с грустью и с неодобрением (наверное, как и я думала, что на эти деньги можно было бы купить МНОГО мороженого).
Продолжение на https://proza.ru/2014/06/21/1537