{"id":13742,"url":"\/distributions\/13742\/click?bit=1&hash=ad37dcbaca11fe3e193e41b0a2c0db52ecf3ed929b6ae631cb8443dedbdf01e6","title":"\u0412 \u00ab\u0422\u0438\u043d\u044c\u043a\u043e\u0444\u0444 \u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u044f\u0445\u00bb \u0442\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c \u043f\u0440\u0435\u043c\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043e\u043f\u0446\u0438\u043e\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как устроен Open Banking и чем он может быть полезен стартапам

Собрать персональную финансовую аналитику, получить займ за пару минут, купить криптовалюту в пару кликов — все это сегодня стало возможно благодаря технологиям открытого банкинга. Разбираемся, зачем банки делятся данными с третьими лицами и какую пользу из этого извлекают стартапы, а также пользователи.

Роланд Местерс
СЕО и сооснователь Nordigen

Что такое Open Banking

Открытый банкинг — это предоставление доступа к банковским данным третьим лицам, по согласию и авторизации всех сторон, в первую очередь пользователей. Как это работает на практике: например, вы пользуетесь услугами крупного банка не первый год — владеете несколькими картами, регулярно делаете вклады, возможно, даже инвестируете. Ваш банк — довольно надежный, но консервативный игрок на рынке. Вам хотелось бы подключить к своим данным умную аналитику и получить ценные инсайты о личном бюджете и финансовых привычках. Для этого банк через открытый API (открытый банковский интерфейс) должен предоставить доступ сторонней компании, которая специализируется на такой умной аналитике. Вы даете согласие на обмен данными — и получаете детальную сводку по всем своим расходам и доходам, капиталу и ожидаемой выручке.

Другой юзкейс — это агрегация данных из разных банковских аккаунтов в одном приложении или даже мессенджере: система автоматически подтягивает данные и анализирует их в режиме реального времени.

Как работает Open Banking и кем регулируется

Open Banking сервисы могут выполнять любые функции: анализировать кредитную историю, собирать статистику, оценивать благонадежность клиента по набору параметров — но все исключительно с согласия самого пользователя. Более того, любой обмен происходит по инициативе клиента. Например, он покупает новый смартфон и хочет прямо в онлайн-магазине электроники оформить рассрочку — платежный сервис через открытый API подключается к банку и собирает информацию о клиенте: статистику транзакций, подтверждение стабильного дохода, наличие активов — и определяет степень риска. Весь процесс может занимать несколько секунд — и пользователь буквально в два клика оформляет рассрочку. Эта модель называется Buy Now, Pay Later — и рынок таких услуг уже оценивается в $100 млрд. Недавно Amazon начала сотрудничать с компанией Affirm, которая как раз предлагает совершать покупки даже относительно недорогих товаров в рассрочку. Бум BNPL произошел как раз благодаря развитию открытого банкинга — барьеров для обмена данными стало меньше, а сроки оформления операций сократились.

Инициативы в поддержку Open Banking начали появляться относительно недавно. Например, в ЕС приняли вторую директиву о платежных услугах (PSD2), которая поддерживает распространение открытых API. Регуляторы признали, что открытый банкинг создает фундамент для здоровой конкуренции и не позволяет банкам создать монополию на рынке. При этом они ввели новые нормы регулирования — например, более жесткие правила аутентификации клиента.

Конечно, обмен сведениями проводился и раньше, до открытого банкинга. Но для этого использовался метод веб-скрейпинга (screen scraping) — более агрессивного метода сбора информации. Клиент не просто делился частью данных, а фактически пускал в свой аккаунт стороннюю компанию — то есть третьи лица могли войти в систему от имени пользователя, а банк на этот никак не мог повлиять. Сейчас от этой практики отказываются из-за рисков. Но и Open API пока доступны не везде, так что иногда клиентам приходится прибегать к этому менее безопасному методу.

В России концепция открытого банкинга пока не так популярна, хотя крупные игроки уже тестируют Open API. В декабре 2020 Центробанк выпустил первые стандарты открытых API, но формально они ни к чему не обязывают и носят рекомендательный характер. Но первые инициативы уже появляются — например, банки обмениваются данными между собой, чтобы быстрее одобрять кредиты малому и среднему бизнесу.

Как стартапы используют открытые данные

Стартапам открытые банковские API упрощают работу и помогают быстрее подключать новые сервисы — условно, компании не нужно создавать собственный кредитный или платежный модуль, а также пользоваться услугами посредников, например, кредитных бюро. Используя открытые данные, стартап может выйти на рынок при минимальных затратах.

На рынке уже есть немало кейсов, когда бизнес-модель стартапа частично опиралась на открытый банкинг:

— Платформа PayTraq помогает бизнесу частично автоматизировать бухгалтерию за счет подключения к Open API крупных банков. Система позволяет отслеживать расходы, распределять бюджеты, контролировать выплату зарплат.

— Сервис Capital on Tap предлагает малым и средним предприятиям получать займы по упрощенной схеме — с помощью банковских данных компания оценивает благонадежность клиента и быстрее принимает решение о выдаче кредита.

— Провайдер Your Company позволяет компаниям аккумулировать данные с разных счетов в разных странах на одной платформе, чтобы эффективнее управлять финансами.

Open Banking применяют и стартапы в сфере криптобизнеса и гейминга. Например, платформа Blockchain.com позволяет зачислять деньги на свой криптокошелек напрямую с банковского счета, не вводя лишние данные. Другой кейс — коллаборация платежного сервиса Klarna и брокерской платформы для криптотрейдеров Safello: теперь пользователи могут покупать криптовалюты в пару кликов.

Аналитики McKinsey считают, что открытый банкинг принесет пользу именно мелким игрокам, а в целом свободный доступ к финансовым сведениям приведет к увеличению ВВП на 1,5% в Европе, Британии и США. Впрочем, пока небольшие компании и стартапы не используют возможности по максимуму — доступ к API все еще обходится дорого, поскольку часто нужно обращаться к посредникам и провайдерам.

К тому же получить данные не так просто. Например, в Европе чтобы попасть в реестр одобренных сервисов — и получить доступ к персональным данным, компании нужна лицензия от Управления по финансовому регулированию и надзору (FCA) или другого регулятора. В России же основной ограничитель — это закрытость многих банков и пока довольно консервативный подход к Open Banking.

Впрочем, на рынке появляется все больше сервисов, которые выступают посредниками между банками и стартапами. Например, в Nordigen мы предоставляем доступ к базовым услугами через Open API бесплатно, а дополнительные опции уже оплачиваются отдельно. Такие платформы, как Tink и Plaid, предлагают платный доступ — например, получение сведений о счете обойдется в 30 евроцентов за каждую операцию.

Критика Open Banking: "обязаловка" и безопасность

Один из главных аргументов критиков в контексте открытого банкинга — это вопрос безопасности. От взлома и утечки сегодня на 100% не застрахован никто — ни банк, ни финтех-стартап. Открытые API, с одной стороны, увеличивают число точек взаимодействия с сервисом, но с другой, они более безопасны, чем тот же веб-скрейпинг, при котором посредник получал доступ к логину и паролю пользователя. И новые регуляторные нормы как раз сосредоточены на безопасности — для этого, например, банки обязывают вводить дополнительные уровни аутентификации. Кроме того, банковские учреждения мониторят все операции и быстро отслеживают мошеннические действия — сегодня этого требуют нормы комплаенса.

В целом использованием API в финансовом секторе довольно жестко регулируется, поэтому сомнительный стартап в принципе не получит доступа к открытому интерфейсу. Конечно, соблюдение всех регуляторных норм требует дополнительных ресурсов — не у всех компаний они есть. Но на рынке появляется все больше вспомогательных и бесплатных услуг, которые упрощают процесс.

Другая проблема, о которой часто говорят представители банков — это директивный подход к внедрению Open Banking. Регуляторы дают указания, а организациям приходится быстро подстраиваться — часто это требует больших вложений, в том числе в дополнительные системы безопасности.

Есть и другие минусы, которые могут проявиться в будущем. Например, конкурирующие компании научатся демпинговать и предлагать клиентам более выгодные ставки, но при этом из-за наплыва пользователей рискуют не справиться с обязательствами. Кроме того, провайдеры смогут составлять более подробные профили пользователей и более точечно предлагать им рекламу. Это, с одной стороны, упрощает жизнь, а с другой, нарушает приватность.

В любом случае, ни одна технология сама по себе не может быть вредной или полезной — все зависит от сценариев ее применения. У Open Banking есть и явные преимущества. Например, снижение порога доступа к финансовым услугам — раньше банк отказывал компании в кредите, поскольку не мог собрать достаточных данных. А теперь, агрегируя информацию из разных источников, он примет решение за короткий срок. Более того, в перспективе, когда открытые данные станут нормой во многих сферах, а провайдеры будут ими свободно обмениваться, информацию можно будет использовать для прогнозирования трендов и решения глобальных социальных проблем. Например, бороться с гемблингом, как это делает финтех-компания Monzo, или помогать людям более грамотно обращаться с финансами. Такие услуги точечно уже предлагают финансовые трекеры Fineo и Zenmoney, но в перспективе Open Banking позволит масштабировать системы и сделать их более гибкими и доступными.

Будущее открытого банкинга

На первый взгляд, в концепции открытого банкинга нет ничего революционного — мы уже живем в эпоху Open Data, когда благодаря взаимообмену информацией проводятся исследования, создаются удобные сервисы и даже совершаются научные открытия. Но доступ к этим возможностям ограничен — небольшие компании не могут позволить себе инвестировать в инструменты и дата-аналитику, а крупные игроки пока неохотно интегрируют новичков. При этом постепенно рынок трансформируется: мы уже можем покупать товар в несколько кликов, переводить платежи в один свайп и мгновенно получать финансовые услуги — будь то кредитная проверка или получение займа для стартапа.

Open Banking часто сравнивают с блокчейном, потому что он предлагает совершенно новую парадигму транзакций. Сегодня мы пользуется услугами определенных банков, а завтра сможем управлять распределенной умной сетью личных финансов. Например, хранить разные валюты на счетах в разных банках по всему миру, но при этом проводить между ними транзакции в едином пространстве за несколько секунд. Кроме того, и пользователи, и стартапы смогут более эффективно управлять финансами и прогнозировать тренды — например, падение доходов или сезонные изменения выручки.

По оценкам McKinsey, пока потенциал открытого банкинга раскрыт лишь на 10%, и делать выводы еще рано. К тому же большое влияние на индустрию может оказать крипторынок и относительно новый тренд на децентрализацию web3.0.

Стартапам стоит обратить внимание на тренд и заранее подготовить стратегию на случай, если в России стандарты Open Banking станут обязательными. Изучите, какие бизнес-модели станут для вас доступными, если компания получит доступ к Open API крупных провайдеров услуг. Проанализируйте опыт европейских стартапов — на рынке каждый день появляются новые игроки, а некоторые уже добились статуса единорога.

0
3 комментария
Alex Shapovalov

Тем что его в рф нет )

Ответить
Развернуть ветку
Akmal Diymetov

Вы правы, но АФТ вместе с Банком России и участниками рынка как раз занимаемся внедрением открытого банкинга в России. Уже опубликованы стандарты API, в проме находится среда Открытых API:)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bazhenov
Вам хотелось бы подключить к своим данным умную аналитику

нет

и получить ценные инсайты о личном бюджете и финансовых привычках

не хотелось бы

Давайте переформулируем по-честному: вам хотелось бы делиться своими данными с очередной прокладкой между банками и пользователем, которая будет отщипывать маржу за посредничество и зарабатывать на агрегации и продаже рекламных данных? Не очень (а тем более в России с местными топовыми банковскими приложухами)

а в целом статья слабая, розовощёкий пиарщик конторы в комментах умиляет. Зарегай новый акк, чтобы отвечать в комментах (дружеский совет!)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null