Почему русскоязычных стартапов по-прежнему мало на мировой арене? Мнение израильского VC
Русскоязычного населения в Израиле 20-25%, но среди фаундеров стартапов "наших" единицы. Что нужно сделать русскоязычным стартапам, чтобы занять заслуженное место среди любимчиков местных венчурных фондов? Ответить на этот вопрос попробовали Татьяна Левин, партнёр Fincom Global Tech в Израиле, вместе с партнером и техническим директором венчурного фонда Surround Ventures Адамом Беком на онлайн-встрече с русскоязычными предпринимателями.
Догнать Израиль
В Израиле сейчас можно наблюдать рост экономической активности, IPO, и M&A. По информации израильской НКО Startup Nation Central , продвигающей инвестиции в местный инновационный сектор, экономика страны менее других стран пострадала от ковида именно благодаря постоянно растущему интересу инвесторов к стартапам в технологическом секторе. В кризисный 2020 год израильские технологические компании привлекли более $10 млрд инвестиций, по сравнению с $7.7 млрд в 2019ом, а за три квартала 2021 $17,7 млрд – это уже больше, чем за весь 2020. В рейтинге инновационных государств Bloomberg, опубликованном в 2019 году, Израиль — на 5 месте. Израиль находится на третьем месте по числу компаний, котирующихся на NASDAQ — американской бирже, которая специализируется на акциях высокотехнологичных компаний. Израиль гордится своей экосистемой для поддержки стартапов. Только для компаний на стадии запуска здесь существует полтора десятка акселерационных программ.
Однако при том, что в Израиле проживает до четверти русскоязычного населения, «лишь очень маленькое количество» израильских стартапов основано русскоязычными фаундерами. «Как частный инвестор, и инвестор-ангел я вижу очень мало русскоязычных основателей стартапов в Израиле,» - поделился Адам. При этом, по его мнению сейчас становится меньше препятствий для того, чтобы Израильские фонды начали активнее вкладывать в стартапы, основанные русскоязычными людьми.
Что все-таки мешает людям из бывшего СССР быть справедливо представленными и что стоит предпринять нашим стартапам, чтобы получить финансирование от израильских фондов?
1. Усиление бизнес-навыков
Первое, что бросается в глаза при изучении стартап-рынка в Израиле — это то, что не только русскоязычные люди плохо представлены среди основателей стартапов, но и то, что русскоязычных людей очень много среди технических сотрудников и программистов.
То есть даже при склонности к работе в технологическом или других секторах, у русскоязычных сотрудников – то есть у людей живущих на территории бывшего СССР или эмигрантов первой волны – просто не хватает бизнес навыков, недостаточно образования. В самом Израиле очень хорошо развиты навыки создания продуктов как для В2В, так и для В2С секторов, много успешных руководителей по развитию бизнеса (bizdev), и это как раз те навыки, которые стоит усиливать и подтягивать русскоязычным предпринимателям. «Сейчас благодаря удаленной системе обучения и появлению большого количества обучающих программ, стало возможно бюджетно и даже бесплатно обучаться критическим навыкам в бизнесе. Эти навыки сделают наших соотечественников конкурентноспособными рядом со стартапами из других стран,» - сказала Татьяна.
2. Реализация важнее идеи
В продолжение предыдущей темы, Адам отметил, что у русскоязычных стартапов есть недопонимание, на что в первую и основную очередь смотрят израильские фонды. Вопреки популярному заблуждению, самым ценным является не идея стартапа, а то, кто и как сможет эту идею реализовывать.
Рынки растут, и каждый день появляется много хороших идей. И часто стартапы слишком сильно привязываются к своей идее, вкладывают силы в патент. Но суть в том, что инвесторы смотрят не на идею, а на бизнес, насколько он будет жизнеспособным, насколько команда сможет реализовать идею.
Чтобы идея была жизнеспособной и выливалась бы в масштабируемую бизнес-модель, он рекомендует вкладываться не в патенты, а в команду и в экспертизу. Нанимать специалистов из индустрий, в которой собирается или уже оперирует стартап, создавать консультационные советы из этой индустрии. Особенно это важно на ранней стадии. Также, русскоязычные стартапы часто недооценивают важность общения в среде. И Татьяна, и Адам отмечают, что важно проводить networking проводить на том рынке, на каком вы развиваете продукт. Это и усилит вашу экспертизу, и повышает вероятность знакомства с нишевыми инвесторами. О том, как подготовиться заранее к привлечению иностранных инвесторов, мы писали в предыдущем материале.
3. Локализация команды
Если русскоязычный стартап всерьез думает о ведении бизнеса за рубежом и рассматривает привлечение иностранного инвестора, то очень важно иметь локальную команду. Если русскоязычный стартап настроен на израильский рынок, то нужно не просто оформить местное юр.лицо, но и перевезти в Израиль хотя бы одного из основателей, исполнительного директора, директора по развитию, нанять местного партнера, консультационный совет. Так компания будет выглядеть как серьезно настроенная на ведение бизнеса, на построение местной и международной репутации. При этом нормально и стандартно, если подразделение R&D (research and development) останется в России или Беларуси.
4. Коммуникация и soft skills
Оба спикера отметили важность презентации проекта и самопрезентации предпринимателей при встрече с потенциальными инвесторами.
Важно держаться уверенно, не стесняться, понимать индустрию и хорошо говорить по-английски, если инвестор перед вами не русскоязычный.
Она призывает серьезно относится к качеству написания и презентации pitch’a, формулировать идеи профессионально, бизнесово и избегать клише типа «мы как Uber, только в косметике». У фондов нет времени разбираться с намеками, им нужна четкая картина. Также важно учитывать стиль общения в Израиле, где важно хорошо себя преподносить и постоянно общаться с людьми из своей среды, знакомиться, рекомендовать, и чтобы рекомендовали тебя. «Мы вкладываемся не во что-то, а в кого-то. Иногда не менее идеи важно то, кто этот стартап порекомендовал» - прокомментировал Адам.
5. Порядок до встречи с инвестором
Татьяна поделилась наблюдениями, что очень часто стартапы считают, что придет инвестор и будет разбираться, сам наведет порядок в документах, регистрациях и налогах. И с таким отношением на питч приходит компания, которая распределена на несколько юрлиц, либо вообще без юрлица, с логикой "когда привлечем инвестора/будут клиенты, тогда и зарегистрируемся". Торговая марка оказывается на одну компанию, а финансовые потоки на другую. Татьяна настоятельно рекомендовала приходить к инвестору с четкой картиной регистрации и денежных потоков, потому что при высокой конкуренции за деньги фондов, венчурные капиталисты не смогут и не захотят тратить время на разбор документального хаоса.
Подводя итоги дискуссии, спикеры сошлись во мнении, что израильские фонды пока недостаточно вкладываются в российские стартапы, но это вопрос времени. «Эти два мира обязательно встретятся. Остается только подтянуть несколько бизнес-навыков,» — заключил Адам Бек.