Краткий обзор монетизации Telegram

Фото Techcrunch / Wikimedia
Фото Techcrunch / Wikimedia

Я — лояльный пользователь Telegram с 2013 года. То, что раньше было просто социальным мессенджером, превратилось в полноценное средство массовой информации, платформу интеграции сторонних компаний, рабочий инструмент чатов вместо электронной почты и файлохранилище вроде dropbox. За 8 лет Telegram вырос до более чем 500 миллионов активных пользователей, стал самым загружаемым приложением № 1 в мире (в январе этого года). В один прекрасный день Telegram превзойдет WhatsApp по всему миру, как это уже произошло во многих странах.

Я собрала те возможности монетизации Telegram, которые мне видны и которыми они пока не пользуются (за одним исключением).

Социальная коммерция

Скриншот с сайта telegram.org
Скриншот с сайта telegram.org

Telegram позволил компаниям электронной коммерции и электронных услуг принимать платежи от пользователей Telegram прямо в приложении в 2017 году. На сегодняшний день есть два условия того, как это может работать:

1) компании должны иметь существующий контракт с поставщиком платежей, который в конечном итоге обрабатывает платежи,

2) этот самый поставщик платежей должен иметь интеграцию с платежным API Telegram.

По состоянию на декабрь 2021 года есть только 9 платежных компаний, которым удалось это сделать: международная (Stripe) и 8 стран бывшего СССР: Россия, Украина, Узбекистан и др. На мой взгляд, это лишь отражает географическое распределение платежной активности Telegram и не более того.

В апреле 2022 года этот продукт был дополнен новыми функциями Payments 2.0, такими как счета в виде интерактивной кнопки с суммой платежа и чаевыми.

В настоящее время Telegram не монетизирует этот продукт. Он выступает в роли платформы для компаний и платежных провайдеров, сродни веб-сайтам. Тем не менее до монетизации всего один шаг, если бы Telegram сам стал поставщиком платежей или маркетплейсом.

Рекламная платформа

Скриншот с сайта telegram.org
Скриншот с сайта telegram.org

В течение многих лет отсутствие рекламы было одним из достоинств Telegram для его пользователей. Однако, хотя Telegram и не продавал рекламу сам, каналы Telegram продавали ее только в путь. Владельцы каналов постоянно показывали рекламу своим подписчикам и промоутили друг друга. Также было создано несколько сторонних платформ для обмена рекламой в каналах Telegram. И все эти денежные потоки проходили мимо Telegram.

В 2021 году Telegram, наконец, запустил собственную рекламную платформу под названием "Рекламные сообщения" (Sponsored Messages). Она работает более или менее так же, как и любая другая рекламная платформа. Быстро появились маркетинговые агентства, скупающие трафик оптом и перепродающие его розничным покупателям. На декабрь 2021 рекламная платформа все еще находится в стадии тестирования.

На данный момент объявления основаны на тексте. Но ведь известно, какой следующий шаг, верно? Видеореклама. А что может быть еще? Ad-Block или блокировка рекламы в качестве платной функции.

Это единственный продукт, благодаря которому у Telegram, наконец, появилась монетизация. И даже если появятся другие стримы дохода, реклама скорее всего останется крупнейшим источником дохода для этой компании. Также как это работает для его конкурентов.

Игры

Скриншот с сайта telegram.org
Скриншот с сайта telegram.org

Это могло быть очень важным источником дохода. Если бы Telegram не был всего лишь приложением на существующих платформах Apple и Google. Обе компании известны своей борьбой с крупнейшими приложениями и их желаниями поиграться в собственные сторы. Но однажды что-то поменяется.

С 2016 года Telegram позволяет разработчикам игр бесплатно интегрировать HTML5-игры в боты и групповые чаты. К сожалению, монетизации для Telegram тут пока нет. Лучшее, на что мы можем рассчитывать — это интеграция нативной рекламы в игры через существующую рекламную платформу.

Донаты и подписки

Скриншот из <span>donate.bot</span><br />
Скриншот из donate.bot

Telegram — это платформа для миллионов активных сообществ. Сам Telegram делит сообщества по типам чатов one-to-many (каналы) и many-to-many (групповые чаты). Telegram -- это и социальная платформа и медиа-платформа с богатым контентом, сродни YouTube, TikTok или Facebook. Со своими собственными создателями контента, часть блогерской экономики.

Естественно, если на платформе создают и потребляют контент, то появляются две очевидные возможности монетизации. Донаты и подписки на премиум-контент. Patreon, DonationAlerts, GoFundMe — все это хорошие примеры сторонних продуктов для создателей контента, которые любая платформа может сделать сама.

В апреле 2021 года в Telegram появился бот Donate, который позволил владельцам Telegram каналов принимать донаты от своих подписчиков и делать подписку на свои приватные каналы. Это не единственный бот, который выполняет схожие задачи. Тем не менее, на сегодняшний день это единственный, который сделан настолько нативно и органично, что можно подумать, будто он сделан самим Telegram.

В этом продукте Telegram пока не монетизируется сам, но уже позволяет монетизироваться сообществам. Один шаг, всего один шаг до монетизации самой платформы.

Собственные деньги

Скриншот из donate.bot
Скриншот из donate.bot

Мы все знаем об истории криптовалюты Gram и кошелька TON, которые были разработаны Telegram в 2017 году, а позже запрещены правительством США. Собственная валюта стала бы самой лучшей монетизацией проекта, без сомнений.

Удивительным образом блокчейн TON выжил. Он был передан сообществу энтузиастов и перезапущен в конце 2021 года как независимый от Telegram проект. Независимый, но публично одобренный самим Павлом. На данный момент криптовалюта TON очень хорошо зашла на рынок. Различные кошельки для TON начали появляться в Telegram в качестве ботов, а также уже видна интеграция с платежными ботами, например, с тем же Donate. В случае с TON для Telegram монетизации по-прежнему нет. Разве что братья Дуровы прикупили его сами.

Стикеры

Краткий обзор монетизации Telegram

В стикеры новые пользователи мгновенно и безоговорочно влюбляются. На данный момент все они бесплатны, так что монетизации для платформы нет. Однако, как мы видели на примерах Apple, Facebook и многих других, у Telegram есть прямой путь к тому, чтобы начать продавать премиум-стикеры, зарабатывая прямо или косвенно. И, разумеется, делиться доходом с художниками, которые их создают. Хотя я думаю, что доходы в этой части будут не очень большими.

Рабочие инструменты

Скриншот с сайта telegram.org
Скриншот с сайта telegram.org

Telegram становится все ближе и ближе к индустрии профессиональных инструментов коммуникации. Начиная с того, что он уже повсеместно используется для рабочих чатов вместо электронной почты, а теперь еще и зашел непосредственно на поляну Zoom, TikTok и Clubhouse с live-стримами для неограниченного числа пользователей.

Если уже появились стримы, то дальше можно ожидать соответствующие платные функции: фичи премиум-уровня, донаты и т.д. Опять же на данный момент Telegram здесь не зарабатывает. Но ворота то открылись.

***

What The Money — авторский канал Анны Кузьминой о финансовых технологиях, бизнесе, инновациях и деньгах. Подписывайтесь на канал в Телеграме, или read in English on Medium, and Finextra.

99
3 комментария

прочитав стстью помжно сделать вывод что телега везде лоханулась)

1
Ответить

Можно монетизировать еще через подписку, например. Создаешь закрытый канал и делаешь там контент по подписке, а должников автоматически удаляют из канала. Для этого есть боты типа CyberBouncerBot (https://bouncerbot.me/). Есть еще другие, но у них обычно настройка тоже через бота, а не через веб, это не оч удобно

Ответить

Прочитав статью можно сделать вывод что хорошие программисты и хорошие менеджеры это абсолютно разные люди. И без своего Эрика Шмидта ничего у Дурова не выйдет хотя бы с окупаемостью, не говоря уж о прибыли. Впрочем ничего страшного не случиться в крайнем случает продаст как ВКонтакте и начнет что то новое.

Ответить