{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему я перестал покупать акции США и считаю российский рынок более перспективным

Самое главное понимание, которое должно быть у российских инвесторов — это то, что сейчас российский рынок имеет больший потенциал, бóльшую доходность и большую безопасность, чем рынок США. Обо всём по порядку.

Предугадываю траектории полёта помидоров в меня от любителей США: )

Доходность

Давайте взглянем на 2 графика с начала 2015 года: индекс РТС («RTSI», индекс российского рынка, куда входят 43 компании, рассчитывается в долларах) и индекс S&P500 («SPX500», индекс 505 крупнейших американских компаний, рассчитывается в долларах). Оба этих индекса показывают динамику портфеля, состоящего из большого количества акций, учитывая различные сферы деятельности, величину компаний и доходность. То есть по этим индексам можно судить о рынке в целом.

Динамика индекса РТС
Динамика индекса S&P500 

Вот как выросли индексы с самого начала 2015 года по сегодняшний день (январь 2022г):

  • РТС: с 782 до 1 595 пунктов = +102%
  • S&P500: с 2 042 до 4 681 пунктов = +128%

Для справедливости можем учесть, что до коррекции российского рынка в сентябре 2021 года, рост РТС составлял +130-140%, а S&P500 +115-118%. Воспользовавшись рассчетом среднего значения, получим, что рынки выросли примерно на одинаковый размер +120%.

Повторю еще раз, оба индекса в долларах. В рублях российский рынок вырос на 170%, но мы его не рассматриваем, чтобы показать чистое сравнение.

Это сравнение роста именно бумажного роста, без учета дивидендов. Средняя дивидендная доходность по российским акциям (которые их платят) — около 8% в год, у американских акций — 2%. С 2016 года доллар вырос на 27%, то есть, в среднем, на 4% в год. Даже с учетом этого дивидендная доходность наших бумаг остается выше.

Потенциал

Из каждого утюга мы слышим о том, что рынок США перегрет и растёт уже исключительно на энтузиазме, как перед взрывом пузыря в 2000 году («кризис доткомов»), после которого рынок США за 3 года упал В 5 (ПЯТЬ) раз. Об этом говорят не только в России (да мы даже можем исключить российскую аналитику насчет США), а и именитые эксперты США, например, Чарльз Мангер, Леон Куперман или Джереми Грэнтэм.

А российский рынок лучше? Я считаю, что да, потому что он наоборот недооценен. Санкции США и Европы тормозят развитие наших компаний, ограничивая приток инвестиций из стран Запада, тем самым продлевая «сезон скидок» для российских инвесторов, которые могут покупать бумаги российских компаний дёшево. Ведь, когда вводят новые санкции, рынок России с каждым разом немного подкашивается, но чуть позже всё равно находит силы и движется вперёд. Возможно, санкции — вопрос времени: пускай, даже если их снимут через 10-15 лет. Наоборот, для тех, кто пока еще наполняет свой портфель, сохранение санкций является огромным плюсом, так как можно наполнять его по бросовым ценам. Учитывая потенциал, российский рынок взлетит при отмене санкций.

В отличие от российского, американский рынок не сдерживается ничем: принимает инвестиции со всего мира и растет на 120% за 7 лет, а Российский рынок, повторюсь, имеет колоссальное давление и ограничения со стороны других стран на экономику и инвестиций и растет на те же 120% за 7 лет в долларах. Есть разница? По мне так колоссальная.

Безопасность

Самые главные опасения насчёт инвесторов в российский рынок — дефолт, в американский рынок — то, что если отношения России с США достигнут предельного накала, то США может законодательно отобрать акции российских инвесторов, вкладывающих в американские компании, в свою пользу, либо просто возвратив инвестиции по невыгодным курсам.

По мне так оба этих варианта очень маловероятны, но вероятность второго события в сотни или тысячи раз выше, чем вероятность дефолта России, ведь с одной стороны вопрос лишь в принятии соответствующего закона, а с другой — многолетнее падение экономики в разы, огромный внешний и внутренний госдолг, тысячекратная инфляция, истощение золотовалютных запасов, многолетние тяжбы по кредитам с международным валютным фондом и так далее, а пока что никаких, даже самых маленьких предпосылок этого не наблюдается.

Также давайте учтем тот очень немаловажный факт, что за 2020 и 2021 года США напечатали ПОЛОВИНУ от всех наличных, напечатанных за всю 200-летнюю историю. Эти деньги были разданы «ветолетным» способом — то есть всем подряд, без разбора, тысячами, иногда и десятками тысяч долларов. Огромная часть этих денег пошла на фондовый рынок, повысив спрос и увеличив цены американских бумаг. То есть, рост за последние 2 года больше искусственный, чем естественный, что создает опасения по поводу скорого схлопывания мыльного пузыря.

И ещё один довод

Есть важный показатель Р/Е - цена, деленная на чистую прибыль. Коэффициент показывает, за сколько лет окупятся ваши вложения.

Средний срок окупаемости российских акций — 5,5 лет, тогда как у акций США 23 года! То есть, чтобы отбить вложенную 1000 рублей в рынок США, вам потребуется четверть века, когда как в России несколько лет…

Российский рынок, включая крупнейшие газовые и нефтяные корпорации, продается по ценам небольшой кафешки: это самая грандиозная распродажа на мировом рынке — нигде нельзя купить огромные компании по таким ценам.

Вместо вывода

Конечно, я не призываю вовсе отказываться от доллара или акций США, ведь может случиться всякое — необходимо диверсифицировать вложения и быть готовым ко всему, но я про то, что фанатеть не стоит. Нужно подстраиваться под текущие реалии, а не под непонятные изречения по типу "Доллар стабильнее рубля, поэтому никакого российского рынка, а только американский« или »Воры во власти России разворовывают все компании, будет непременно крах!" и бла-бла-бла. В моем портфеле акции США занимают не более 20% от всего портфеля, всё остальное — рубли. ПОКА я не вижу смысла изменять эту пропорцию. При кардинальных изменениях в политике и экономики буду пересматривать её, но не сейчас. Конечно, все бумаги (что российские, что американские) нужно выбирать с умом: одинаково ложные оба решения — «скуплю все российские акции, потому что они лучше» и «скуплю все американские акции, птому что они лучше», поэтому, думайте и анализируйте, что вы покупаете.

Уточнение, почему для расчета доходности (в начале статьи) я беру именно начало 2015 года как старт расчета, а не 2013, не 2008, не 2000, не 1945, не 988 год и так далее, чтобы заранее избавиться от обвинений в манипулировании цифрами:

Моя статья про рынок сейчас. У меня нет цели провести анализ за последние 10, 15, 50 лет. У меня есть цель увидеть то, что происходит сейчас и как себя вести на рынке сейчас. 2015 год выбран не случайно, и не потому что в 2014 году был обвал и мне не выгодно его брать для анализа. 2015 год был выбран потому, что до 2014 года Россия сидела на нефтяной игле и радовалась, не пытаясь как-то сербезно развивать собственное производство, а в 2015 в результате «пинка мотивации» мы начали активно заниматься производством и развиваться в разных сферах деятельности. Доля нефтегаза уменьшилась. Именно 2015 год я считаю началом нового витка в развитии экономики России. Вот почему 2015 год выбран как старт.

Кто что думает по этому поводу? Напишите в комментариях, интересно ваше мнение.

И, как обычно, если вам было интересно, можете подписаться на мой канал в Телеграме, там еще больше полезной информации.

Ваш Финансовый консультант

0
128 комментариев
Написать комментарий...
Господин Пятая колонна
российский рынок имеет больший потенциал, бóльшую доходность и большую безопасность

Где такую дурь забористую берёшь?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

Да это кремлебот.

Потенциальные инвесторы запомните одно – российская экономика всегда были и будет в жопе до событий, которые всем очевидны.

Санкции США затрагивают всех россиян, а ответные санкции России не затрагивают никого из американцев. Задумайтесь, прежде чем вкладывать деньги в российские компании.

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

не поверишь, на рынке) анализируя "наш" и "их"

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Вадим Клюев

странно, вы считаете рынок рф более перспективным, а те, кому принадлежит этот рынок, предпочитают все вывозить и вкладывать в сша)

Ответить
Развернуть ветку
Crypto

Те, "кому принадлежит этот рынок", умеют в диверсификацию. :)

Кстати, можно смело утверждать, что российский рынок более перспективный хотя бы потому, что моложе.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав

Но тренд с большей вероятностью продолжится, а не прекратится. Но конечно предположительно в рамках этого тренда будет коррекция, но не обвал, а так, процентов 10. А про пузырь это просто смешно. У компаний ЕСТЬ прибыль (и деятельность), которая даже растет, а не как в 2000 только сайт))

К тому же у нас боковик последние несколько лет. К тому же зачем мне доходность в рублях, если дед что-то высрет, и рубль обвалится в 2 раза.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

У многих компаний, которые рухнули в 2000-х и восстанавливались потом 5-7 лет, была и деятельность, и прибыль, а не только сайт. Они и сейчас благополучно торгуются, имея и деятельность, и прибыль.
Вопрос в том, как "эффективный" и "не ошибающийся" рынок оценивает инвестиционный тезис этих компаний.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Mikhail Bayburtyan

Уточнюсь. 2 компании, которые Вам 100% известны, с 2000 года не восстановились до сих пор.
А восстановление Nasdaq до уровня 2000 года заняло 14 лет.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Nikolai Fedorov
> "2015 год был выбран потому, что до 2014 года Россия сидела на нефтяной игле и радовалась, не пытаясь как-то сербезно развивать собственное производство, а в 2015 в результате «пинка мотивации» мы начали активно заниматься производством и развиваться в разных сферах деятельности."

Ok, открываем статистику https://ru-stat.com/date-Y2013-2021/RU/export/world Видим, что экспорт по категории машин, оборудования, аппаратуры, химии, транспорта, инструментов так и не обогнал пик между 13-14 годами. Экспорт же нефти, хоть и упал в долларовом выражении, но по объёмам всё время продолжает расти. А вот экспорт пищевых продуктов и текстиля (преимущественно на восток) вырос значительно, это да. Можно сказать, что Россию лучше считать аграрно-нефтяной страной, а не промышленно-технологической.

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

- Российское сельхозмашиностроение в прошлом году заняло 20% мирового рынка сельскохозяйственной техники - это рекорд.
- Вышла на второе место по судостроению.
- В 2020 году вошла в пятерку лидеров обрабатывающей промышленности.
- В 2021 году по темпам роста промышленного производства обошла США и Китай
- в 2015 году вышла в лидеры развития технологий атомной энергетики будущего.
- Россия на первом месте по производству и экспорту боевых вертолетов.
- вышла на первое место в мире по экспорту средств противовоздушной обороны
- в 2016 году заняло 2 место по доступности услуг сотовой связи и является одним из лидеров по внедрению 5G

...

Можно сказать, что Россию лучше считать аграрно-нефтяной страной, а не промышленно-технологической.

Разве все перечисленное выше не является признаками промышленно-технологической страны? Или только экспорт оборудования, аппаратуры, химии и транспорта являются этими признаками?

Экспорт же нефти, хоть и упал в долларовом выражении, но по объёмам всё время продолжает расти

А при чем тут объемы в номинальном выражении? В 2013 году доля нефтегаза в ВВП составляла 34%, сейчас (в 2020г) 15%. Так, по-моему, более корректно судить о споозании с нефтяной иглы.

Ответить
Развернуть ветку
Ignat

Сравнивая P/E США и РФ ты сравниваешь P/E нефтянки и ИТ. Посмотри корректно, сколько стоит отдельные сектора РФ и США друг к другу. И там увидишь, что разница не так велика и полностью оправдана повышенным рисками нашей чудесной страны. Почему именно с 2015? А как там с 2007? И даже получив эту повышенную доходность за последние 7 лет, ты её получил с риском все просрать за мгновение, из-за какого-нибудь нового Крыма, такой риск слава богу не реализовался пока, но может в любой момент.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Что-то на эльфийском...

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

А конструктивная критика будет? Или только тупо то, что вы написали? Впрочем, ничего необычного)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
CHI DA?

Ты не понимаешь, это новый уровень!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Окей)

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy

В 2008 РТС упал ещё больше чем S&P500, поэтому рассматривать российский индекс как укрытие от пузыря американских акций довольно наивно, в день Х вас накроет за компанию вместе со всеми, можете не переживать. И в это время P/E можно будет только подтереться. Пассивно свесить ножки лет на 30 так просто не получится, нужно держать руку на пульсе, усреднять и искать лучшие точки для входа.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Суворов

Я покупаю только российские акции вот уже как 2 года (по чуть-чуть). И дело тут даже не в патриотизме (хотя немалая доля его присутствует), а в обычной логике. Если смотреть историю любой страны, то в ней есть как и провалы в экономике, так и взлеты. А взлеты идут вслед за провалами (очевидно, нет?). А 90-е и начало 2000-х не относятся к взлетам экономики в нашей стране. Спасибо автору за публикацию)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Финансовый консультант
Автор

благодарю за мнение) верно, есть взлеты и падения. У нас пока взлет, у США последнии стадии пузыря. Когда он лопнет и рынок сложится в несколько раз, тогда я буду писать посты про то, как выгодно покупать акции США. Повторение истории и ее цикличность дают неплохую шпаргалку по тому когда и что покупать

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
m0a0k0s

"если отношения России с США достигнут предельного накала, то США может законодательно отобрать акции российских инвесторов"
За 200 лет ни у кого не отобрали, для исполнения фантазий одного финансового афериста видимо отберут. Остальная часть статьи такой же полный бред.

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Запретить работать с зарубежными цб могут и наши законодатели, что, может, и более реально, чем США своими, но это такой же риск.

А в чем афера собственно? Я кому-то что-то продаю?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Михаил Столяров

Ох, я то думал, что я один такой "ненормальный", который не понимает тех, кто сейчас рапортует за долларовые акции при таком огромном пузыре...

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

да, есть те, кто загипнотизирован исключительностью доллара. Люди вспоминают дефолт в России, но никто в упор не хочет вспоминать пузыри 2000 и 2008 года, надутые в США, утверждая, что США - оплот стабильности

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

В целом согласен, кроме оценки рисков.
Если какие-нибудь танки случайно заедут куда-то не туда, то _внезапно_ могут новые санкции последовать, отключение от swift и прочее, и сложится РТС раза в два)

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

есть, конечно, такая вероятность, но, не думаю, что это станет проблемой на десятки лет - так же, как и с другими санкциями)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван Петров

Интересно, почему автор рассматривает российский рынок с 2015-го года?

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

В конце статьи я заблаговременно, опережая ваш вопрос, добавил про это целый абзац)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Oleg March

Российский рынок с точки зрения дивидендов вне конкуренции.
Если постоянно инвестировать и весь доход реинвестировать, то можно спокойно обгонять инфляцию и инвестиции в долларовые активы, даже с учетом валютной переоценки.
Если нужны акции роста, то только американский рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

можно и так, но "пузырьковость" амер. акций роста несколько пугает, когда P/E больше 25-30 лет - уже не настораживать должно, а уже бежать бы оттуда)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Феликс

Спасибо за мнение. В целом, рынок не спорит с тем, что у российских акций потенциал роста больше, чем у акций США. Поэтому, например, ожидаемая доходность вашего портфеля больше, чем моего, где российским акциям выделено менее процента.) Но я не согласен с тем, что эта ожидаемая доходность бесплатная. Рынок взвешивает риски вполне справедливо, и считает, что риски по акциям РФ выше, чем по акциям США, и за это даётся премия в виде более высокой ожидаемой доходности. Всё зависит от того, какой риск инвестор готов купить. Также в вашем подходе получается сильный перекос в активы одной страны, что снижает диверсификацию, а за подобные риски рынок уже не платит премию.

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Все верно, рынок взвешивает риски справедливо, поэтому, учитывая примерно равную доходность, рски у нас с вами равны. Однако, не всегда рынок оценивает риски справедливо. Ограничение свободы выбора санкциями не дает адекватной рисковой оценки. Если санкции отменят - рынок взлетит, однако, риски то снизятся, не так ли? А в концепции риск-премия должно быть наоборот - чем меньше риск, тем меньше премия

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Винвестор

Сегодня у себя опубликовали развернутое сравнение российского рынка и США. Уже прилетели комменты от тех же "добродетелей", что и под вашей статьёй :)

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Самое интересное, что помидоры прилетают (как я и спрогнозировал в начале статьи), а конструктивного ответа "за что" - нет. "Просто так, потому что")

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Serge Vladimirovich

Мда....
Никто не спорит, что российский рынок акций недооценен.
Но когда он будет оцениваться объективно, через 40 лет, через 80?
Если вы долгосрочный инвестор и не шортист - не вижу ни единого повода покупать акции российских компаний.
Мы прекрасно видим как болезненно российский рынок реагирует на геополитические процессы. А сейчас, когда на пороге новая заварушка на Украине - я бы максимально минимизировал российские акции в портфеле.

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

как раз с начала геополитических процессов доходность рос.рынка начала расти, а рисков практически не прибавилось. Ни рисков дефолтов, ни военных вторжений в РФ нет и в помине.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
VR

Вспомнил статью, решил зайти спросить, как дела.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Малофеев

Для справедливости можем учесть, что до коррекции российского рынка в сентябре 2021 года, рост РТС составлял +130-140%, а S&P500 +115-118%. Воспользовавшись рассчетом среднего значения, получим, что рынки выросли примерно на одинаковый размер +120%. (с)

После этого перестал читать

Ответить
Развернуть ветку
cinquе torri

Полностью поддерживаю автора. Добавлю ещё, что российский рынок простой и понятный. Вот есть Газпром с дивидендами 13% за полгода, у него в ближайшие годы заканчиваются стройки и вводятся новые объекты в эксплуатацию. Акционеры Газпрома будут получать ещё больше денег. При всём этом он стоит очень дёшево.
Пост по теме крутости российского рынка.
https://smart-lab.ru/blog/577720.php

Ответить
Развернуть ветку
Феликс

Как думаете, почему в таком случае российский рынок стоит так дёшево? Автор поста говорит о некой искаженной оценки из-за санкций – как думаете, действительно ли это так, и что именно препятствует рынку взвешенно оценить риски, тем более, если российский рынок простой и понятный?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Yoba Kekikov

Покекал с Вас

Ответить
Развернуть ветку
TsoyZhiv

Покакал?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ришат

Прочитал коменты. Хорошо что российские акции не популярны, значит потенциал покупателей ещё есть.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Vladimirovich

У нас в России школьное инвестирование. Все выбирают г. подешевле, скупают неликвид типа Аэрофлота и ждут когда он вырастет.
Но этого естественно не происходит.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Монахов

Как говорит Греф, что будет то будет!

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bodin

А вы не думали, что сейчас фондовый рынок РФ совсем другой, чем был пять лет назад. На рынок зашли миллионы физических лиц, и они вместе начинают стабилизировать цены. Просадки закрываются все быстрее, и такого длительного падения я больше не вижу.

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Я про это и говорю - российский рынок ещё молодой и из-за этого перспективный. Сейчас как раз начинается фаза его "взросления". Лет через 10, возможно, покупать уже не так выгодно будет, чем сейчас

Ответить
Развернуть ветку
cinquе torri

Думал, что на смартлабе неадекваты сидят, но почитав каменты убедился в обратном. Да там чистый разум оказывается

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Вы о которых?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Финансовый консультант
Автор

.

Ответить
Развернуть ветку
Genio Genio

Я думаю что перспектива есть у редкоземельных металлов и титана, остальное под вопросом

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

да, у них хорошая перспектива

Ответить
Развернуть ветку
Jay Green

Считаю примерно так же, но предпочитаю диверсификацию. На данный момент портфель 40/40/20. США/Россия/Крипта.
Наращиваю пока только крипту. Но еще думаю на 15-20% разбавить портфель облигациями.

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Диверсификация, конечно, нужна - у каждого свои дроби)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мессер

"Санкции США и Европы тормозят развитие наших компаний, ограничивая приток инвестиций из стран Запада, тем самым продлевая «сезон скидок» для российских инвесторов, которые могут покупать бумаги российских компаний дёшево."
Большую роль играет наше правительство, которое не способно гарантировать безопасность иностранного капитала и капитала своих граждан. Правительство и рубль - имеет не самую хорошую репутацию, риски высоки и именно поэтому акции РФ - дешевые, а дивы щедрые.

Ответить
Развернуть ветку
Феликс

Вижу, много кто любит видеть у бумаг дивиденды, но ведь это самый неэффективный способ вывода денег из компании, хотя бы из-за налогов.

Ответить
Развернуть ветку
Daniel Martin

Шо за мамкины инвесторы тут собрались?)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мальцев

да, интересно сегодня посмотреть комментарии )

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy

Ну чё, сравним РТС и S&P500?

Ответить
Развернуть ветку
Fat Mama

Ну как ваши дела с акциями РФ?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

пытаюсь играть c en бумагами, сплошное разочарование, на русской зарабатываю, на америке копейки, каждый цент отрабатывают, теляться метеляться, растут на 1 падают на 5ть

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

комменты все на одно лицо, попробуйте заработать с долларом, там давно уже научились выкачивать бабло, пользуются положением центровых, вы очередной клиент

Ответить
Развернуть ветку
125 комментариев
Раскрывать всегда