11.11 или Всемирный День Шопинга: взгляд со стороны платежей

Анна Кузьмина, заместитель коммерческого директора Яндекс.Денег, автор телеграм-канала "Что за деньги", рассказывает о предстоящей распродаже 11 ноября с профессиональной точки зрения.

Сейчас, кажется, уже не осталось активных интернет-пользователей, не знающих, что происходит каждый год 11 ноября. Тем временем я лично знаю человека, который придумал Всемирный День Шопинга на английском, обыграв День Холостяка на китайском всего лишь несколько лет назад. Когда-то это была большая распродажа на площадках Alibaba в Китае, после на сайте AliExpress во всем мире, а уже сейчас это день глобальной распродажи, в которой участвуют любые интернет-магазины и маркетплейсы, кто пожелает.

<i> промо распродажи 2018 от российских и китайских магазинов</i>
промо распродажи 2018 от российских и китайских магазинов

11 ноября под знаком Всемирного Дня Шопинга проходят распродажи как на зарубежных площадках, вроде AliExpress, JD, Shein, так и на российских, хотя российские пока предпочитают не выделять конкретный день, а делать распродажу на несколько дней с захватом 11 ноября. Пока вы усиленно складываете будущие покупки в корзины, набираете купоны и ждете заветного старта, сотни компаний по всему миру не менее тщательно готовятся принять ваши деньги.

Кто эти многие компании? В каждой стране у интернет-магазинов и маркетплейсов есть различные финансовые партнеры. Это банки, платежные агрегаторы, операторы электронных кошельков, операторы платежных терминалов и агрегаторы мобильной коммерции (платежей с баланса телефона). За каждой кнопочкой выбора способа платежа на странице магазина стоит какой-то платежный партнер. А за ним могут стоять еще.

На примере России, обожающей 11 ноября, и платежи банковской картой — как много компаний вовлечено в проведение платежа с вашей карты? Для вас это ввести данные карты, получить смс от банка и подтвердить платеж. Но для бизнеса немного сложнее. Когда вы ввели данные карты на платежной странице магазина, ваш запрос на проведение платежа ушел:

(1) платежному агрегатору — лицензированной финансовой организации, партнеру магазина, если такой есть;

(2) от агрегатора в банк-эквайер — банк, который будет проводить запрос на платеж с вашей карты;

(3) от банка-эквайера в государственную систему НСПК, через которую банк связан с платежными системами Visa, MasterCard;

(4) от НСПК в соответствующую платежную систему, смотря какой картой вы пользуетесь, и МИР тоже через НСПК;

(5) платежная система передает ваш запрос уже собственно в ваш банк, выпустивший карту, банк-эмитент;

(6) если по совокупности настроек потребуется подтверждение дополнительным кодом, то ваш банк запросит мобильного оператора прислать этот код вам СМС-кой.

Если все успешно, то сообщение об успехе возвращается этой же цепочкой обратно до самого магазина.

<i>схематичное изображение участников процесса платежа картой </i>
схематичное изображение участников процесса платежа картой

Шесть шагов в одну сторону и еще пять в обратную. За одиннадцать раз что-то может пойти не так. И это не учитывая, что платеж картой на самом деле проходит двумя стадиями — сначала запрос на блокировку средств на карте, а затем уже запрос на фактическое списание. Каждый из которых проходит цепочку шагов.

У каждой из вовлеченных технических систем любой компании есть своя пропускная способность, свои проблемы, ошибки и способность к восстановлению. Пропускную способность этой платежной гусеницы измеряют в числе транзакций в секунду. Сколько запросов в секунду каждое из звеньев способно обработать и не умереть, и сколько в среднем способна обработать вся связка целиком, с учетом слабых звеньев.

А что же может пойти не так, когда количество желающих оплатить заранее собранную корзину исчисляется миллионами людей именно сразу в 11.01 утра? :) Продолжу пример платежа картой в России:

— техника банка, обрабатывающего платеж, может упасть под скачком нагрузки в десятки раз выше нормы;

— процессинг банка, выпустившего карту, может посчитать такой скачок атакой или мошеннической деятельностью;

— оба банка могут работать нормально, но может не справиться с пиком система, которая соединяет все банки России с международными Visa, MasterCard;

— наконец, могут не выдержать мобильные операторы и смски для подтверждения платежа будут приходить слишком поздно;

— и многое многое другое.

Как и во всем мире, в России нагрузка на платежных партнеров магазинов, устраивающих распродажу 11 ноября, беспрецедентна. Скачок платежей от нормы для каждого из партнеров исчисляется десятками раз. Мы в Яндекс.Кассе видели, как ломались крупнейшие банки всех стран СНГ, как они пытались "встать с колен", но люди ожесточенно пытались повторить неудавшийся платеж снова и снова? и снова, и снова, не позволяя банку подняться. Когда утихала Москва, постепенно просыпался Дальний Восток.

<i>схематичное изображение значимости распродажи в годовом измерении </i>
схематичное изображение значимости распродажи в годовом измерении

Подготовка к распродаже обычно начинается в сентябре. Каждый платежный партнер магазина проверяет и перепроверяет свою пропускную способность, делает внутренние стресс-тесты, пытаясь обвалить свою систему, найти причину и починить. В некоторых случаях стресс-тесты делаются и вместе с магазином. В таком случае магазин обстреливает платежными запросами своего партнера, замеряя его здоровье с ростом нагрузки. Тесты повторяются несколько раз, как раз есть время на исправление ошибок.

В ноябре примерно за две недели до 11.11 ответственный интернет-магазин может заморозить большую часть своей разработки, чтобы какое-то изменение вдруг случайно не поломало бы все работающие на текущий момент настройки. Также поступают и платежные партнеры за пару дней до 11.11. А заодно выбирают посменных дежурных, которые будут мониторить обстановку все 24 часа. Готовят динамические графики живой статистики, закупают шампанское и хорошенько высыпаются.

<i>схематичное изображение дня 11/11 </i>
схематичное изображение дня 11/11

Благодаря Всемирному Дню Шопинга, финансовые институты и банки, мобильные операторы, почтовые операторы в России и не только в России с каждым годом все лучше выдерживают миллионы покупок, все меньше ошибок, неполадок и все быстрее скорость доставки.

Благодаря 11.11 все эти отрасли обучаются работать лучше, что несомненно сказывается на качественном росте e-commerce. И поэтому с каждым годом мониторинг хода распродажи 11 ноября становится все скучнее (с) И это прекрасно, господа :)

--------------------------------

Что за деньги (What the Money) — авторский канал Ани Кузьминой о финансовых технологиях, бизнесе, инновациях, ну и деньгах.

Анна Кузьмина, заместитель коммерческого директора компании Яндекс.Деньги

Анна Кузьмина — заместитель коммерческого директора Яндекс.Денег, одной из крупнейших компаний в индустрии финансовых технологий российского происхождения с b2c и b2b сервисами. Подписывайтесь на канал в Телеграме, в Youtube, Яндекс.Дзене, или read in English on Twitter, and Medium.

1111
11 комментариев

Комментарий удалён модератором

Как минимум человек, способный провести исследование на грамотном русском языке

8

В прошлом году мы в QIWI помогли коллегам скринами платежей на хабре, в этом году поддержу традицию и опубликую наш график распродажи на VC. В этот раз старт был 10.11. Хотя кит, конечно, классный. :) p.s. Яндекс, вы пишите, если что. Мы поделимся, будет общая статья. =)

1

Мы каждый раз получаем удовольствие от вашего внимания к нашим статьям. Пишите свои — получите в нашем лице благодарного читателя ;)

1

Даже не задумывалась об этом, думала просто скидки и все :)

1

Взгляд со стороны скептика:
1. Согласно исследованиям, 75% скидок в такие распродажи - фейковые (где цена повышается заранее). То есть придется тратить кучу времени на поиск реально выгодного для себя, а если проглядеть - еще и в минусе остаться

2. Если вещь реально нужна тебе - купи ее сразу. Радость от пользы окупит все остальное. Если ты ждешь исключительно скидок, чтобы что-то купить - скорее всего это было не так уж и нужно, и происходит скорее наебка мозга, чем экономия в кошельке.

1