{"id":13654,"url":"\/distributions\/13654\/click?bit=1&hash=7a7aa21667aefd656b6233efba962ecbef616dfd5ac100a493b4b5899b23ff1f","title":"\u041c\u044b \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c, \u043a\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u00ab\u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u043e\u0440\u00bb \u0438 \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u00bb","buttonText":"\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"32086418-934b-5de5-a4ef-6425a84c490a","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
Anna Kuzmina

11.11 или Всемирный День Шопинга: взгляд со стороны платежей

Анна Кузьмина, заместитель коммерческого директора Яндекс.Денег, автор телеграм-канала "Что за деньги", рассказывает о предстоящей распродаже 11 ноября с профессиональной точки зрения.

Сейчас, кажется, уже не осталось активных интернет-пользователей, не знающих, что происходит каждый год 11 ноября. Тем временем я лично знаю человека, который придумал Всемирный День Шопинга на английском, обыграв День Холостяка на китайском всего лишь несколько лет назад. Когда-то это была большая распродажа на площадках Alibaba в Китае, после на сайте AliExpress во всем мире, а уже сейчас это день глобальной распродажи, в которой участвуют любые интернет-магазины и маркетплейсы, кто пожелает.

промо распродажи 2018 от российских и китайских магазинов

11 ноября под знаком Всемирного Дня Шопинга проходят распродажи как на зарубежных площадках, вроде AliExpress, JD, Shein, так и на российских, хотя российские пока предпочитают не выделять конкретный день, а делать распродажу на несколько дней с захватом 11 ноября. Пока вы усиленно складываете будущие покупки в корзины, набираете купоны и ждете заветного старта, сотни компаний по всему миру не менее тщательно готовятся принять ваши деньги.

Кто эти многие компании? В каждой стране у интернет-магазинов и маркетплейсов есть различные финансовые партнеры. Это банки, платежные агрегаторы, операторы электронных кошельков, операторы платежных терминалов и агрегаторы мобильной коммерции (платежей с баланса телефона). За каждой кнопочкой выбора способа платежа на странице магазина стоит какой-то платежный партнер. А за ним могут стоять еще.

На примере России, обожающей 11 ноября, и платежи банковской картой — как много компаний вовлечено в проведение платежа с вашей карты? Для вас это ввести данные карты, получить смс от банка и подтвердить платеж. Но для бизнеса немного сложнее. Когда вы ввели данные карты на платежной странице магазина, ваш запрос на проведение платежа ушел:

(1) платежному агрегатору — лицензированной финансовой организации, партнеру магазина, если такой есть;

(2) от агрегатора в банк-эквайер — банк, который будет проводить запрос на платеж с вашей карты;

(3) от банка-эквайера в государственную систему НСПК, через которую банк связан с платежными системами Visa, MasterCard;

(4) от НСПК в соответствующую платежную систему, смотря какой картой вы пользуетесь, и МИР тоже через НСПК;

(5) платежная система передает ваш запрос уже собственно в ваш банк, выпустивший карту, банк-эмитент;

(6) если по совокупности настроек потребуется подтверждение дополнительным кодом, то ваш банк запросит мобильного оператора прислать этот код вам СМС-кой.

Если все успешно, то сообщение об успехе возвращается этой же цепочкой обратно до самого магазина.

схематичное изображение участников процесса платежа картой

Шесть шагов в одну сторону и еще пять в обратную. За одиннадцать раз что-то может пойти не так. И это не учитывая, что платеж картой на самом деле проходит двумя стадиями — сначала запрос на блокировку средств на карте, а затем уже запрос на фактическое списание. Каждый из которых проходит цепочку шагов.

У каждой из вовлеченных технических систем любой компании есть своя пропускная способность, свои проблемы, ошибки и способность к восстановлению. Пропускную способность этой платежной гусеницы измеряют в числе транзакций в секунду. Сколько запросов в секунду каждое из звеньев способно обработать и не умереть, и сколько в среднем способна обработать вся связка целиком, с учетом слабых звеньев.

А что же может пойти не так, когда количество желающих оплатить заранее собранную корзину исчисляется миллионами людей именно сразу в 11.01 утра? :) Продолжу пример платежа картой в России:

— техника банка, обрабатывающего платеж, может упасть под скачком нагрузки в десятки раз выше нормы;

— процессинг банка, выпустившего карту, может посчитать такой скачок атакой или мошеннической деятельностью;

— оба банка могут работать нормально, но может не справиться с пиком система, которая соединяет все банки России с международными Visa, MasterCard;

— наконец, могут не выдержать мобильные операторы и смски для подтверждения платежа будут приходить слишком поздно;

— и многое многое другое.

Как и во всем мире, в России нагрузка на платежных партнеров магазинов, устраивающих распродажу 11 ноября, беспрецедентна. Скачок платежей от нормы для каждого из партнеров исчисляется десятками раз. Мы в Яндекс.Кассе видели, как ломались крупнейшие банки всех стран СНГ, как они пытались "встать с колен", но люди ожесточенно пытались повторить неудавшийся платеж снова и снова? и снова, и снова, не позволяя банку подняться. Когда утихала Москва, постепенно просыпался Дальний Восток.

схематичное изображение значимости распродажи в годовом измерении

Подготовка к распродаже обычно начинается в сентябре. Каждый платежный партнер магазина проверяет и перепроверяет свою пропускную способность, делает внутренние стресс-тесты, пытаясь обвалить свою систему, найти причину и починить. В некоторых случаях стресс-тесты делаются и вместе с магазином. В таком случае магазин обстреливает платежными запросами своего партнера, замеряя его здоровье с ростом нагрузки. Тесты повторяются несколько раз, как раз есть время на исправление ошибок.

В ноябре примерно за две недели до 11.11 ответственный интернет-магазин может заморозить большую часть своей разработки, чтобы какое-то изменение вдруг случайно не поломало бы все работающие на текущий момент настройки. Также поступают и платежные партнеры за пару дней до 11.11. А заодно выбирают посменных дежурных, которые будут мониторить обстановку все 24 часа. Готовят динамические графики живой статистики, закупают шампанское и хорошенько высыпаются.

схематичное изображение дня 11/11

Благодаря Всемирному Дню Шопинга, финансовые институты и банки, мобильные операторы, почтовые операторы в России и не только в России с каждым годом все лучше выдерживают миллионы покупок, все меньше ошибок, неполадок и все быстрее скорость доставки.

Благодаря 11.11 все эти отрасли обучаются работать лучше, что несомненно сказывается на качественном росте e-commerce. И поэтому с каждым годом мониторинг хода распродажи 11 ноября становится все скучнее (с) И это прекрасно, господа :)

--------------------------------

Что за деньги (What the Money) — авторский канал Ани Кузьминой о финансовых технологиях, бизнесе, инновациях, ну и деньгах.

Анна Кузьмина

Анна Кузьмина — заместитель коммерческого директора Яндекс.Денег, одной из крупнейших компаний в индустрии финансовых технологий российского происхождения с b2c и b2b сервисами. Подписывайтесь на канал в Телеграме, в Youtube, Яндекс.Дзене, или read in English on Twitter, and Medium.

0
11 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Семен Смирнов

Как минимум человек, способный провести исследование на грамотном русском языке

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Георгий Коннов

В прошлом году мы в QIWI помогли коллегам скринами платежей на хабре, в этом году поддержу традицию и опубликую наш график распродажи на VC. В этот раз старт был 10.11. Хотя кит, конечно, классный. :) p.s. Яндекс, вы пишите, если что. Мы поделимся, будет общая статья. =)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Ладыгина

Мы каждый раз получаем удовольствие от вашего внимания к нашим статьям. Пишите свои — получите в нашем лице благодарного читателя ;)

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Попова

Даже не задумывалась об этом, думала просто скидки и все :)

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Взгляд со стороны скептика:
1. Согласно исследованиям, 75% скидок в такие распродажи - фейковые (где цена повышается заранее). То есть придется тратить кучу времени на поиск реально выгодного для себя, а если проглядеть - еще и в минусе остаться

2. Если вещь реально нужна тебе - купи ее сразу. Радость от пользы окупит все остальное. Если ты ждешь исключительно скидок, чтобы что-то купить - скорее всего это было не так уж и нужно, и происходит скорее наебка мозга, чем экономия в кошельке.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Belov

Я то конечно посмотрю на ценники, но есть ощущение что лучше всего покупать не сейчас %)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Di Yakshin

Хотел взять штуку одну по скидке, раньше она стоила 5к сейчас по акции 11.11 чуть больше на 500₽!, но даже за 5,5к комплектов нет! То есть самый дешёвый 7к. Смысл брать, если на тао бао можно взять дешевле с доставкой!? Али уже не тот...

Ответить
Развернуть ветку
Sam Simenoff

Покупай не скупись, покупай живопись. Наблюдаю эту акцию второй год, ничего хорошего для покупателя это не дает.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
null