Как быстро оценить какую часть выручки оставить себе

Считаем рентабельность продаж, чтобы понять какую часть выручки можно «вынуть» из бизнеса и сравнить свою эффективность с эффективностью конкурентов.

В своем телеграм-канале «Переводчик с бухгалтерского» публикую серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе. Финансовый анализ – штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Начал с показателей рентабельности – они характеризуют эффективность работы компании. В прошлый раз я разбирал как принимать инвестиционные решения на основе расчета рентабельности собственного капитала – текст неплохо приняли на vc.ru. Сегодня очередь ее самой известной сестры – рентабельности продаж (Return on Sales, ROS). Она показывает сколько копеек чистой прибыли приходится на 1 рубль поступившей выручки.

Зачем мне считать ROS?

Показатель рентабельности продаж помогает собственнику компании ответить на вопросы:

1. Какую часть поступившей выручки можно «вынуть» из бизнеса?

2. Насколько моя компания эффективнее конкурентов?

ROS задает верхнюю планку возможных к выведению в карман собственника денег, поступивших на расчетные счета и в кассу компании. Для этого она умножается на выручку от продаж, которые планируются в текущем году. Забирать близкие, а уж тем более превышающие этот порог суммы – прямой путь к кассовым разрывам и банкротству. Стоит помнить, что с выведенных денег компания удержит налог на доходы физических лиц (если вы не ИП): на руки вы получите на 13% меньше.

Пример: В прошлом году ROS вашей компании – 30%. В этом году вы уже набрали заказов на 10 млн. руб. А в салоне BMW как раз новая «пятерка» в правильной комплектации за 4 млн. руб. ждет хозяина. Стоит ли взять эти деньги из кассы и отнести в автосалон? Правильный ответ – нет. Максимум можно вывести 3 млн. руб. (10 млн. руб. * 30%), из которых на руки останется 2 млн. 610 тыс. руб. Купите лучше «трешку» за 2 млн. руб. – ее вы можете себе позволить.

Также ROS позволяет сравнивать эффективность своей деятельности с конкурентами. Эффективнее работает не тот, у кого выше прибыль, а тот, у кого выше ROS.

Пример: Прибыль вашей компании – 10 млн. руб. Прибыль конкурента – 5 млн. руб. При этом ROS вашей компании – 30%, а ROS конкурента – 45%. Это означает, что конкурент с каждого рубля выручки зарабатывает в 1,5 раза больше, чем вы, а бОльшая прибыль у вас только из-за того, что вы продаете больше товара. Это сигнал задуматься как увеличить эффективность своей работы и снизить издержки.

Как считать?

ROS=(Чистая прибыль за год)/(Выручка за год)*100%

Где взять исходные данные?

В годовой бухгалтерской отчетности компании. Чистая прибыль и выручка берутся из отчета о финансовых результатах (строки 2400 и 2110 соответственно). Если вы индивидуальный предприниматель или если у вас нет нормальной бухгалтерской отчетности, попробуйте рассчитать ROS на основе книги учета доходов и расходов. За чистую прибыль примите разницу между доходами и расходами минус уплаченные налоги, а за выручку - доходы. К сожалению, такой расчет будет очень приблизительным, для корректного определения ROS нужны бухгалтерские данные. Как и в случае с ROE это связано с тем, что сумма поступивших в компанию денег вовсе не обязательно есть ее доходы, а сумма выплат – расходы.

Алексей Иванов, директор по развитию проекта бухгалтерского аутсорсинга «Гениальный штаб».

44
19 комментариев

Все таки советовал бы ориентироваться на свободный денежный поток, нежели на чистую прибыль.
Нужно учитывать, что последующий рост оборотки и САРЕХ чем-то должен быть профондирован, нужно обновлять основные средства и учесть, что часть выручки еще подлежит коллекшену (потенциал для кассового разрыва).
Это тема дискуссионная, но чистая прибыль скорее показатель статистический - на него можно опираться если смотреть отчетность компании за 3-5 лет, если говорить о коротком периоде и управленческих решениях здесь и сейчас - основа всеже БДДС.

4
Ответить

Чистая прибыль - вообще довольно эфемерный показатель, во многом зависящий от того, как считать. Даже в управленческой отчетности.

Ответить

Верно пишете: тема дискуссионная. Можно отгружать по предоплате, но цену держать ниже себестоимости. Денег в коротком периоде будет много, а финансовый результат - отрицательный. По мне надо и ДДС контролировать и финрезы. Обе задачи важны.

Ответить

Считать любые показатели на основе данных российской бухотчетности - так себе занятие для пользы бизнеса. Это все равно что оценивать истинную внешность моделей по отфотошопленным картинкам в журналах.

2
Ответить

Автор статьи дает хороший совет для собственника - фактического держателя данные о результатах работы компании.
Его управленческая отчетность позволяет сделать необходимые корректные выводы.
Только если он ее ведет :)

2
Ответить

Все зависит от качества бухгалтера. У нас не такие плохие стандарты, как многие думают. Просто многие бухи их никогда не открывали. Но если российская отчетность категорически не нравится - можно считать рентабельность продаж как соотношение прибыли к выручке по данным любой другой отчетности: от управленческой до мсфошной.

Ответить

Понял.

Ответить