Финансы Алексей Иванов
1 706

Как быстро оценить какую часть выручки оставить себе

Считаем рентабельность продаж, чтобы понять какую часть выручки можно «вынуть» из бизнеса и сравнить свою эффективность с эффективностью конкурентов.

В закладки

В своем телеграм-канале «Переводчик с бухгалтерского» публикую серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе. Финансовый анализ – штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Начал с показателей рентабельности – они характеризуют эффективность работы компании. В прошлый раз я разбирал как принимать инвестиционные решения на основе расчета рентабельности собственного капитала – текст неплохо приняли на vc.ru. Сегодня очередь ее самой известной сестры – рентабельности продаж (Return on Sales, ROS). Она показывает сколько копеек чистой прибыли приходится на 1 рубль поступившей выручки.

Зачем мне считать ROS?

Показатель рентабельности продаж помогает собственнику компании ответить на вопросы:

1. Какую часть поступившей выручки можно «вынуть» из бизнеса?

2. Насколько моя компания эффективнее конкурентов?

ROS задает верхнюю планку возможных к выведению в карман собственника денег, поступивших на расчетные счета и в кассу компании. Для этого она умножается на выручку от продаж, которые планируются в текущем году. Забирать близкие, а уж тем более превышающие этот порог суммы – прямой путь к кассовым разрывам и банкротству. Стоит помнить, что с выведенных денег компания удержит налог на доходы физических лиц (если вы не ИП): на руки вы получите на 13% меньше.

Пример: В прошлом году ROS вашей компании – 30%. В этом году вы уже набрали заказов на 10 млн. руб. А в салоне BMW как раз новая «пятерка» в правильной комплектации за 4 млн. руб. ждет хозяина. Стоит ли взять эти деньги из кассы и отнести в автосалон? Правильный ответ – нет. Максимум можно вывести 3 млн. руб. (10 млн. руб. * 30%), из которых на руки останется 2 млн. 610 тыс. руб. Купите лучше «трешку» за 2 млн. руб. – ее вы можете себе позволить.

Также ROS позволяет сравнивать эффективность своей деятельности с конкурентами. Эффективнее работает не тот, у кого выше прибыль, а тот, у кого выше ROS.

Пример: Прибыль вашей компании – 10 млн. руб. Прибыль конкурента – 5 млн. руб. При этом ROS вашей компании – 30%, а ROS конкурента – 45%. Это означает, что конкурент с каждого рубля выручки зарабатывает в 1,5 раза больше, чем вы, а бОльшая прибыль у вас только из-за того, что вы продаете больше товара. Это сигнал задуматься как увеличить эффективность своей работы и снизить издержки.

Как считать?

ROS=(Чистая прибыль за год)/(Выручка за год)*100%

Где взять исходные данные?

В годовой бухгалтерской отчетности компании. Чистая прибыль и выручка берутся из отчета о финансовых результатах (строки 2400 и 2110 соответственно). Если вы индивидуальный предприниматель или если у вас нет нормальной бухгалтерской отчетности, попробуйте рассчитать ROS на основе книги учета доходов и расходов. За чистую прибыль примите разницу между доходами и расходами минус уплаченные налоги, а за выручку - доходы. К сожалению, такой расчет будет очень приблизительным, для корректного определения ROS нужны бухгалтерские данные. Как и в случае с ROE это связано с тем, что сумма поступивших в компанию денег вовсе не обязательно есть ее доходы, а сумма выплат – расходы.

Алексей Иванов, директор по развитию проекта бухгалтерского аутсорсинга «Гениальный штаб».

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Алексей Иванов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 18, "likes": 9, "favorites": 88, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 55110, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 10 Jan 2019 08:13:41 +0300" }
{ "promo": {"title":"\u0412 \u043f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u0435\u0435","order_id":0,"state":80,"description":"\u0418 \u043b\u0443\u0447\u0448\u0435","email":"kontsarenko@gmail.com","button_text_id":7,"link":null,"app_store_link":"https:\/\/itunes.apple.com\/ru\/app\/vc-ru-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B0\/id920638420?mt=8","google_play_link":"https:\/\/play.google.com\/store\/apps\/details?id=ru.artrobot.siliconrus&hl=ru","color_id":0,"rejection_reason_text":null,"image":"{\"type\":\"image\",\"data\":{\"uuid\":\"72f66d15-b1b6-eb4c-972f-0ae77f029d5c\",\"width\":1024,\"height\":1024,\"size\":156164,\"type\":\"png\",\"color\":\"fbebeb\",\"external_service\":[]}}","total":10500,"with_payment":false,"dates":"[{\"year\":\"2019\",\"month\":\"01\",\"day\":\"20\",\"available\":\"true\",\"price\":\"10500\",\"discount\":\"4500\",\"format\":\"backend\"}]","hits_count":8843,"scrolls_count":0,"clicks_count":33,"hits_limit":0,"scrolls_limit":0,"clicks_limit":0}, "link": "https://vc.ru/redirect?hash=7b861072b331176a1caefcc52f59d3bf39e9b5e0b7458bae843c21f2819642c4&component=booster&id=110&type=daily&target=entry&url=", "buttonText": "Скачать", "location": "entry", "id": "110" }
{ "id": 55110, "author_id": 129494, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/55110\/get","add":"\/comments\/55110\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/55110"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "possessions": [] }

18 комментариев 18 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

Все таки советовал бы ориентироваться на свободный денежный поток, нежели на чистую прибыль.
Нужно учитывать, что последующий рост оборотки и САРЕХ чем-то должен быть профондирован, нужно обновлять основные средства и учесть, что часть выручки еще подлежит коллекшену (потенциал для кассового разрыва).
Это тема дискуссионная, но чистая прибыль скорее показатель статистический - на него можно опираться если смотреть отчетность компании за 3-5 лет, если говорить о коротком периоде и управленческих решениях здесь и сейчас - основа всеже БДДС.

Ответить
0

Чистая прибыль - вообще довольно эфемерный показатель, во многом зависящий от того, как считать. Даже в управленческой отчетности.

Ответить
0

Верно пишете: тема дискуссионная. Можно отгружать по предоплате, но цену держать ниже себестоимости. Денег в коротком периоде будет много, а финансовый результат - отрицательный. По мне надо и ДДС контролировать и финрезы. Обе задачи важны.

Ответить
1

Считать любые показатели на основе данных российской бухотчетности - так себе занятие для пользы бизнеса. Это все равно что оценивать истинную внешность моделей по отфотошопленным картинкам в журналах.

Ответить
2

Автор статьи дает хороший совет для собственника - фактического держателя данные о результатах работы компании.
Его управленческая отчетность позволяет сделать необходимые корректные выводы.
Только если он ее ведет :)

Ответить
1

Автор статьи пишет:
"Где взять исходные данные?
В годовой бухгалтерской отчетности компании. Чистая прибыль и выручка берутся из отчета о финансовых результатах (строки 2400 и 2110 соответственно)."
Про управленческую отчетность ни слова. Тем более про управленческую отчетность конкурентов, без которой реальное сравнение показателей просто невозможно.

Ответить
0

В контексте сравнения с конкурентами соглашусь с Вами.
Чаще всего ни выручка, ни расходы целиком не проходят по отчетности.

Ответить
0

Все зависит от качества бухгалтера. У нас не такие плохие стандарты, как многие думают. Просто многие бухи их никогда не открывали. Но если российская отчетность категорически не нравится - можно считать рентабельность продаж как соотношение прибыли к выручке по данным любой другой отчетности: от управленческой до мсфошной.

Ответить
0

Алексей, уточните, чтобы не было недопонимания: в статье вы предлагаете использовать официальную российскую бухотчетность для расчета показателей, влияющих на реальные бизнес-решения?

Ответить
0

Если вы уверены в достоверности этой отчетности, то да :)

Ответить
0

Это ключевое замечание, без которого не имеет смысла ее рассматривать. А много ли достоверной официальной отчетности в России? Вы своим клиентам делаете реальную официальную отчетность?

Ответить
0

Скажу так: чем мельче бизнес, тем меньше можно доверять его отчетности :) Но мухлежа все-таки больше с налоговой отчетностью, чем с бухгалтерской. И с ней в последние годы стало опасно и дорого мухлевать. Что касается наших клиентов... Мы используем законные средства улучшения бухгалтерской отчетности и минимизации налогообложения: резервы, подбор методов калькулирования себестоимости, переоценки внеоборотных активов, амортизационную премию и прочие подобные штуки, которые усложняют работу бухгалтера и из-за этого их используют немногие. Т.е. на полную задействуем врзможности учетной политики. Это принципиальная позиция, т.к. ячейки сетей, которыми ФНС ловит рыбок-схематозников сужаются стремительно.
Но статья не о достоверности отчетности - она об инструменте, который можно приложить к анализу, в первую очередь собственной отчетности, пусть даже она не показывается внешним пользователям. Можно назвать ее управленческой или как еще угодно. Выручку и прибыль вы в любом случае для себя считаете.

Ответить
0

А отчетности крупного бизнеса можно доверять? Как показали многочисленные скандалы, особенно на Западе, у крупного бизнеса - еще более крупные манипуляции с отчетностью :) Но даже если эти "ухищрения" с налоговой (бухгалтерской) отчетностью вполне законны, они все равно искажают реальное положение дел. Поэтому следует ориентироваться на управленческую отчетность, если она достоверна. Хотя и с управленческой отчетностью могут быть манипуляции внутри компании в интересах отдельных лиц :)

Ответить
0

Совершенно верно: управленческая отчетность не безгрешна - интересы отдельных менеджеров могут при ее составлении превалировать над интересами собственников. Поэтому доверия подтвержденной аудиторами бухгалтерской отчетности должно быть больше. Можно вспомнить, конечно, кейс Arthur Andersen, подтверждааших липовую отчетность Enron, но так мы придем к тому, что верить нельзя вообще ничему :)

Ответить
0

Это точно - верить на 100% ничему и никому нельзя, даже себе :) Поэтому к любой отчетности я бы применял некий коэффициент, оценивающий вероятность того, насколько она достоверно отражает реальность.

Ответить
0

Проблема в субъективности определения такого коэффициента :)

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }