Вы случайно не PHP Middle?

В каких сферах искать работу и как бизнесу заработать на цифровой экономике

Правительство рассчитывает, что в ближайшие годы российская экономика должна встать на цифровые рельсы. В каких сферах стоит сейчас искать выгоду людям и предпринимателям и как помочь государству разогнать поезд, который по ним отправится в будущее. CEO школы IT и безопасности HackerU и управляющий партнер венчурного бизнес-интегратора Prytek, Олесья Горьковая в своей колонке анализирует программу “Цифровая экономика”.

В закладки

Любая отрасль, в том числе и IT, держится и развивается в первую очередь за счет квалифицированных кадров. И если по качественному уровню “светлые головы” в нашей стране ничем не уступают своим зарубежным коллегам, то их числом Россия пока похвастаться не может. Отставание это формировалось десятилетиями и сейчас выглядит пугающе. В этом деле не обойтись без изменения нормативной базы, поддержки государства и реальных игроков рынка. К сожалению из-за того, что в 90-е годы многие специалисты уезжали заграницу, сегодня не хватает и грамотных преподавателей, которые смогли бы рассказывать студентам, как теорию применять на практике.

В одночасье решить проблему дефицита кадров нельзя. Чтобы получить первые ощутимые результаты потребуется минимум пять лет. И это при условии, что фундамент будет заложен уже сейчас.

С момента публикации программы “Цифровая экономика” прошло уже полтора года. Риторика властей ясна: правовое регулирование необходимо совершенствовать во всех сферах экономики, дабы в них смогли более органично и легко проникать и укореняться новые технологии.

На бумаге всё выглядит красиво: некоторые ограничения для МСБ снимут, для digital-стартапов создадут благоприятную среду, предоставят льготы. Но пока чёткого понимания, как реализовать задуманное, так и не появилось. Для начала необходимо выделить те сферы, которые действительно нуждаются в помощи и растить кадры для них. Невозможно быть конкурентоспособным в 21-ом веке, вытачивая детали для космических ракет вручную и записывая сведения о выполненных работах в бумажный журнал, хотя бумажные носители и являются более безопасными, чем цифровые, - шутят эксперты по информационной безопасности. Включиться в процесс подготовки кадров стоит и бизнесу. Во-первых, потому что иначе компаниям просто некого будет нанимать. Уже сейчас отрасли больше всего не хватает разработчиков ПО, аналитиков, дизайнеров, маркетологов и QA-инженеров. Во-вторых, на этом можно неплохо заработать, потребность в IT-кадрах будет только расти – получить от государства грант, запустить курсы повышения квалификации для тех, кто желает знания закрепить на практике.

И профессионалам, и предпринимателям точно будет выгодно заниматься здравоохранением. В онлайн уже начали уходить медицинские карты, получить консультацию врача официально можно по скайпу, а записаться на очный приём – через мобильное приложение. Блокчейн-технологии активно используют в своей работе такие российские проекты как Doctor Smart: данные пациентов хранятся в облаке, а квалификация специалистов подтверждается в том числе с использованием нейросетей. Добавьте к этому гаджеты, которые считывают биометрию в режиме реального времени и тем самым позволяют самостоятельно контролировать состояние здоровья, роботов-хирургов, таблетки с микрочипами, экзоскелеты и ещё множество всего, что только предстоит открыть и изобрести. В идеале подобные разработки должны привести к тому, что у каждого человека появится не просто личный врач, а целая поликлиника, умещающаяся в смартфоне.

Информационные технологии в скором будущем смогут не только лечить вас, но и сопровождать повсюду, где бы вы ни оказались. Буквально в ноябре Министерство строительства и ЖКХ утвердило паспорт федерального проекта «Умный город» – как части «Цифровой экономики». Задача – поставить искусственный интеллект и большие данные на службу жителей: от внедрения биометрической системы распознавания лиц до беспилотного общественного транспорта. Так, на реализацию этой инициативы из бюджета Москвы только на следующий год выделено 74 млрд. рублей.

В 2019-ом году должен заработать и прототип платформы “Цифровой профиль”. С её помощью, по замыслу разработчиков, граждане смогут передавать по запросу, либо отзывать данные о себе. На создание системы электронных досье россиян планируют направить 3 млрд.руб частных инвестиций.

Согласно программе, задача максимум – не просто отчитаться, что импортозамещение в том числе и в IT-сфере развивается успешно (кстати, доля отечественного ПО в госзакупках уже достигла 70%), а с гордостью доказать, что и на мировом рынке digital-продукты под брэндом Made in Russia тоже пользуются спросом. В прошлом году, по данным ВШЭ, Россия впервые за девять лет продала больше софта, чем приобрела. Крупнейшими российскими поставщиками программного обеспечения на мировой рынок являются Acronis, Luxoft, Veeam и др, но не стоит забывать и про сотни небольших разработчиков, создающих ПО в том числе и для иностранных заказчиков. Регулятор планирует и вовсе освободить IT-экспортеров от НДС. Этот бонус в среднесрочной перспективе должен помочь компаниям нарастить объемы продаж.

На внутреннем рынке приоритетным станет развитие проектов в области «сквозных технологий» - это робототехника, искусственный интеллект, виртуальная реальность, IoT и новые портативные источники энергии. На эти сферы стоит обратить внимание как специалистам, так и начинающим предпринимателям, которые рассчитывают на господдержку.

Стоит учиться выстраивать бизнес-модели у западных компаний, которые внедряют цифровые технологии даже в такие, казалось бы, закоренело аналоговые отрасли как сельское хозяйство. Американская машиностроительная компания John Deere, которая до недавнего времени ассоциировалась с производством тракторов и комбайнов, в последнее десятилетие начала развивать новое направление – создание ПО по управлению агротехнологическими комплексами. Внутри которых может работать и традиционная техника John Deere. Встроив российские фермы и сельхозпредприятия в систему цифровой экономики, наверняка, можно будет добиться не менее впечатляющих результатов.

Яркий пример того, как IT внедряются в ритейл - “ВкусВилл”. В магазинах сети установлены онлайн кассы, работа которых контролируется через единый сервер. Большинство операций, связанных с бухгалтерскими и аналитическими расчетами, происходит в автоматическом режиме, что позволило существенно сократить штат компании. Простая и понятная система обратной связи позволяет отслеживать изменяющиеся предпочтения потребителей на основе big data и делать выводы - что следует поставить на полку завтра. Большинство функций службы поддержки и программ лояльности компания смогла уместить в боте в Telegram. С его помощью клиенты узнают об акциях в магазинах, получают бонусы, отслеживают историю покупок и оценивают работу сотрудников.

Отлаженная информационная инфраструктура – это и есть благоприятная среда для развития бизнеса. Программа определяет следующие показатели эффективности для этого направления. К 2024 году 97% домашних хозяйств в стране должны иметь широкополосный доступ в интернет, а во всех крупных городах с населением более миллиона человек мобильные сети должны обеспечивать устойчивое покрытие 5G, что может стать толчком для развития многих сфер. Количество пользователей, а значит и потенциальных клиентов увеличится.

«Голубые океаны» находить становится всё сложнее. Зачастую кажется, что всё не только уже придумали, но и на IPO вывели. Однако не стоит отчаиваться, «технологичный предприниматель» всегда найдёт место, где развернуться, что “уберизировать”. Тенденции говорят о том, что сейчас на рынке «выстреливают» продукты, которые упрощают человеку повседневную жизнь. Начиная от сервисов заказа еды и такси, маркетплейсов, sharing economy моделей и user generated технологических стартапов и заканчивая коммуникацией между людьми. Но зачастую для того, чтобы дать бизнесу развиваться, регулятору или местным властям нужно просто не мешать. Показательна история со взрывом популярности каршеринга в Москве. На арендованные машины начали пересаживаться сразу после того, как для них отменили плату на городских парковках.

В коммерческую среду цифровизация проникла уже давно и без помощи государства. Бизнес первым понял: хочешь быть успешным – будь современным. Связано это во многом с тем, что в мире лидирующие роли начинают занимать миллениалы. Поколение Y сегодня главный заказчик и двигатель цифровой экономики. У них, например, нет пиетета к бумажным документам, для них это скорее обуза и нерациональное расходование ресурсов. Ухватив эту тенденцию от бумаги уже начали отказываться Сбербанк и ВТБ. К тому же электронный оборот существенно ускоряет предоставление услуг.

Большинство граждан перестало ходить в отделения финансовых организаций. Банк для нас превратился скорее в социальную сеть, сегодня нам нужны все основные банковские функции, но не банк.

В тоже время одно из важнейших направлений программы цифровизации – информационная безопасность – пока находится в зачаточном состоянии. С развитием digital растёт и уровень киберпреступности. Защита как личности, так и бизнеса внутри цифрового пространства в этом году вошла в тройку глобальных проблем человечества. За шесть лет количество «цифровых нападений» в нашей стране выросло в 6 шесть раз, но многие компании все ещё не готовы выделять серьёзные статьи бюджета под киберзащиту и вкладываться в пентестеров, “белых хакеров” и других кибербезопасников.

Принятая программа цифровизации призвана вывести Россию в лидеры в сфере высоких технологий наряду с ведущими экономиками мира. Успех будет зависеть в первую очередь от того, насколько хорошо будет выстроена система подготовки специалистов для новых профессий, которые будут появляться чуть ли не ежегодно.

Однако из-за отсутствия чёткого плана и банальной бюрократии некоторые направления пока откровенно буксуют. Например, часть проектов по информационной безопасности до сих пор не получили обещанного финансирования. Если так продолжится и дальше, то, возможно, часть исполнителей и вовсе откажется от своих обязательств. А значит и наше светлое цифровое будущее отложится на неопределенный срок.

{ "author_name": "Олесья Горьковая", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 8, "favorites": 18, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 57204, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 31 Jan 2019 15:24:14 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Выступления и презентации в стиле Apple: на примере WWDC20
К нам часто приходят клиенты с запросом «Хотим в стиле Apple», и теперь на один такой запрос станет больше — он будет…
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Комментарии