Как EdTech-компании привлекают инвесторов

Самые крупные инвестиции в образовательные сервисы в 2018 году

Как EdTech-компании привлекают инвесторов

Российский рынок образовательных технологий не был в прошлом году отмечен слишком крупными инвестициями – в отличие от мирового, который продолжал расти: по подсчетам компании Metaari, инвестиции в эту сферу выросли за год на 71,5% до $16,3 млрд. За 2018 год около трех десятков EdTech-компаний привлекли инвестиции размером более $50 млн, а в шести случаях инвестиции превышали $250 млн.

EdTech для школьников

Самым успешным с точки зрения инвестиций оказался сегмент K12 – онлайн-приложения и курсы и занятия для школьников. Наибольшую популярность такие сервисы получили в Азии – огромные китайский и индийский рынки с миллионами школьников, в том числе из небогатых семей, и высокой конкуренцией при поступлении в вузы порождают огромный спрос на онлайн-платформы такого рода.

Byju's (Индия, $540 млн)

Как EdTech-компании привлекают инвесторов

Индийское приложение Byju's запущено в 2015 году. Короткие видеоуроки с цифровой анимацией и игровыми элементами помогают индийским школьникам 4-12 лет учить математику, физику и другие естественные науки, готовиться к экзаменам. Приложением пользуется около 30 млн человек, а два миллиона купили годовую подписку на него. Основатель Byju's Биджу Равиндран планирует разработать курсы на английском для детей из разных стран.

Успехи Byju’s на индийском рынке уже оценили инвесторы – в декабре прошлого года компания привлекла $540 млн от южноафриканского фонда Naspers, который ранее инвестировал в образовательные сервисы Udemy и Codecademy, и канадского пенсионного фонда Canada Pension Plan Investment Board. В 2019 году Byju's привлек еще инвестиций, так что его стоимость превысила $5 млрд. Среди инвесторов компании – легендарный венчурный фонд Sequoia Capital и фонд Марка Цукерберга и его жены Присциллы Чан Chan-Zuckerberg Initiative.

Хотя крупнейшую инвестицию года привлек индийский сервис, в целом однозначными лидерами рынка остаются китайские компании.

Zuoyebang (Китай, $350 млн)

Как EdTech-компании привлекают инвесторов

Стартап Zuoyebang (в пер. «помощь в домашней работе») создан китайским интернет-гигантом Baidu в 2015 году и отделен от него годом позже. Изначально Zuoyebang запустил приложение, позволяющее школьникам загружать фотографию домашнего задания, после чего компьютер анализировал это изображение и искал ответы на вопросы. Позже стартап также предоставил сервисы прямых трансляции занятий и занятий с преподавателем онлайн. В июле 2018 года сервис с 300 млн зарегистрированных подписчиков привлек $350 млн от группы инвесторов, среди которых оказались банк Goldman Sachs и фонд Sequoia Capital China. В конце 2018 года стало известно о намерении SoftBank инвестировать в Zuoyebang $500 млн.

Yuanfudao (Китай, $300 млн)

Как EdTech-компании привлекают инвесторов

Еще одно китайское приложение для школьников, Yuanfudao, получило в декабре 2018 года $300 млн от группы инвесторов во главе с китайским интернет-гигантом Tencent. Так что стоимость сервиса, помогающего школьникам делать домашние задания (прямой конкурент Zuoyebang), достигла $3 млрд.

Сервис, запущенный в 2012 году, предлагает школьникам целый ряд функций от трансляции учебных курсов и доступа к базе данных экзаменационных заданий до популярного приложения, куда школьники также могут загрузить фотографию своего домашнего задания и получить ответы на вопросы. Число пользователей стартапа достигает 200 млн человек (школьники и родители) – есть собственное исследовательское подразделение, которое занимается разработками в сфере искусственного интеллекта.

Из значимых событий [в России] стоит отметить запуск Яндекс.Учебника и проекта онлайн-школы Сбербанка. Оба проекта, похоже, хотят интегрироваться в существующую систему школьного образования… Компании сегмента онлайн-образования конкурируют скорее с офлайн-рынком репетиторов и курсов. Развиваться стоит в первую очередь в сторону качества продукта и усиления преимуществ онлайн-образования, чтобы повысить доверие к этому образовательному сегменту в целом со стороны родителей, которые в конечном счете принимают решение и делают выбор между форматами обучения для своих детей.

Алексей Половинкин, Руководитель онлайн-школы «Фоксфорд»

Изучение иностранных языков

Крупные инвестиции в прошлом году привлекали и стартапы, занимающиеся обучением иностранным языкам, прежде всего китайские. Особенно популярны в Китае сервисы, позволяющие заниматься онлайн с англоговорящими учителями из США, Великобритании и Канады.

VIPKid (Китай, $500 млн)

Как EdTech-компании привлекают инвесторов

Компания VIPKid была создана в Пекине в 2013 году. По сути это площадка, связывающая китайских школьников с преподавателями английского, носителями языка, в первую очередь из США и Канады (45 тыс. преподавателей). Сервисом пользуется около 300 тыс. студентов, в основном из Китая. Создатели сервиса планируют, что в ближайшие три года он будет работать в ста странах мира, а уже в 2019 году число студентов вырастет до 2,4 млн человек.

В апреле 2018 года несколько компаний, включая Tencent и Sequoia Capital, инвестировали в VIPKid $500 млн, тем самым оценка компании выросла до $3 млрд.

DaDaABC (Китай, $100 млн)

Как EdTech-компании привлекают инвесторов

Шанхайский сервис DaDaABC для обучения английскому языку в январе 2018 году привлек $100 млн, а в январе 2019 американский фонд Warburg Pincus инвестировал в нее $250 млн. DaDaABC работает по тому же принципу, что и VIPKid.

LAIX (Китай, $72 млн)

Как EdTech-компании привлекают инвесторов

LAIX – китайский разработчик «умного» приложения Liulishuo для обучения английскому языку – провел в сентябре 2018 года IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже, в ходе которого он привлек $72 млн. В отличие от двух предыдущих сервисов, LAIX не связывает китайских учеников с иностранными преподавателями, а использует искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные для обучении языку. Liulishuo предлагает каждому пользователю разработанную специально под него программу обучения. В середине 2018 года приложение использовали более 83 млн зарегистрированных учащихся.

Бум развития языковых онлайн-сервисов мы наблюдаем в Китае. Сегодня в Поднебесной число изучающих английский превышает численность населения США, спрос растет и удовлетворить его сложно - не хватает учителей. В этой ситуации языковые онлайн-сервисы - реальный способ решения проблемы, поэтому число их растет, а инвесторы верят в этот сегмент, поддерживая его развитие финансовыми вложениями.

Александр Антонов, Основатель и генеральный директор образовательного онлайн-сервиса Puzzle English

Другие сегменты EdTech

Безусловно, K12 и изучение языков не единственные сегменты EdTech, получившие инвестиции в прошлом году.

Считаю, что тенденции, проявившие себя в 2018 году, получат свое продолжение. Внимание корпораций к сильным EdTech-проектам будет усиливаться. А значит нас ждет укрупнение рынка и обострение конкурентной борьбы в этой области. С точки зрения инвестирования все более привлекательным становится сегмент бизнес-обучения, имеющий большую прикладную ценность в глазах корпоративных и частных клиентов.

Максим Спиридонов, Основатель и генеральный директор «Нетологии-групп»

Развиваются самые разные направления от внедрения искусственного интеллекта в образование до финтех-компаний, специализирующихся на кредитах на высшее образование.

2U (США, $331 млн)

Как EdTech-компании привлекают инвесторов

Американская компания 2U создана еще в 2008 году. Это один из самых известных сервисов для прохождения курсов дополнительного профессионального образования и получения высшего образования онлайн. 2U сотрудничает с 35 университетами, в том числе с Бостонским колледжем, Йельским университетом, Университетом Вашингтона в Сент-Луисе и дублинским Тринити-Колледжем.

2U провела IPO на бирже NASDAQ в 2014 году. В прошлом году компания привлекла $331 млн, объявив в мае о продаже 3,3 млн своих акций.

Gaodun (Китай, $120 млн)

Как EdTech-компании привлекают инвесторов

Китайская компания Golden Education (Gaodun), специализирующаяся на финансовом образовании, была создана в 2006 году. Gaodun предлагает пользователям курсы по более чем сотне направлений, включая ценные бумаги, фьючерсы, банковское дело, аудит. Если изначально компания предлагала оффлайн-занятия, то сегодня она стала онлайн-платформой, на которой занимается 3 млн пользователей Gaodun. Кроме того, с ней сотрудничает около 50 тыс. корпоративных клиентов, включая Coca-Cola и General Electric.

В ноябре прошлого года Gaodun привлекла 800 млн юаней (около $120 млн) от группы инвесторов, включая американский банк Morgan Stanley и инвестфонд Vision Knight Capital.

Connexeo (США, $110 млн)

Как EdTech-компании привлекают инвесторов

В апреле прошлого года инвестиции на $110 млн от инвестфонда Great Hill Partners получил американский разработчик ПО Connexeo. Connexeo относится к рынку EdTech лишь отчасти, так как занимается разработкой организационных, платежных и административных решений для разных организаций, но школ и других образовательных учреждений среди ее клиентов особенно много, для них компания создает специализированное ПО. В октябре Connexeo перестала существовать как отдельная компания, объединившись с другим разработчиком платежного и организационного ПО Vanco Payment Solutions.

Рынок растет на десятки процентов в год и будет расти ближайшие десять лет. Считаю, что компаниям, работающим в сегменте дополнительного профессионального образования, стоит развиваться в направлении внимания к пользователю. Пока что ситуация такая: очень много маркетинга и слишком мало внимания к самому продукту, кастдеву образовательных механик, к опыту учеников. Надеюсь, с развитием рынка количество (игроков и клиентов) будет переходить в качество.

Александр Никитин, Генеральный директор образовательного портала GeekBrains
2626
10 комментариев

Как думаете, заменит ли онлайн-образование оффлайн полностью? Если да, то когда?

3
Ответить

Полностью вряд ли. Скорее оффлайн-образование станет более элитарным

Ответить

Приятно, что у нас хоть что-то делают

2
Ответить

Делают, делают. Пусть, не так активно, как в мире, но делают

2
Ответить

Все больше и больше возможностей даёт нам онлайн-образование. И базу дадут, и на вопросы ответят. Возможно, оно действительно скоро поможет сократить социальное неравенство

2
Ответить

Отчасти на это оно и направлено

1
Ответить

Ого, Индия теперь тоже в EdTech пошла

1
Ответить