Свободный денежный поток (Free Cash Flow) – это денежные средства, которые остаются у компании для собственного использования, после всех обязательных платежей, кроме платежей по кредитам. Которые можно направить на улучшение бизнеса, выплату дивидендов, досрочное погашение долгов, байбек, поглощения конкурентов и многое другое.
Как правильно рассчитать свободный денежный поток компании? Какие методы расчета используются? Какой показатель дает FCF и для чего он нужен? Какие данные нужно брать из отчетности компании для расчета FCF? Как интерпретировать результаты расчета и как использовать их для анализа компании?
роме того, деньги можно просто отложить в кубышку. В таком случае FCF будет классифицироваться как нераспределенная прибыль прошлых лет. Компания может направить нераспределенку на формирование резервов и фондов специального назначение, увеличение уставного капитала, погашение убытков прошлых лет или же раздать в виде дивидендов в последующие годы.
Как посчитать FCF
FCF, как и EBITDA, не является стандартизированной метрикой в бухучете. Поэтому есть несколько способов рассчитать Free Cash Flow. Приведу три наиболее популярных варианта:
1. Простой способ, использующий данные об операционной деятельности и капитальных затратах
Формула предельно проста:
FCF = Чистые денежные потоки, полученные от операционной деятельности – капитальные затраты
ЧДП от опердеятельности и капитальные затраты можно посмотреть в отчете о движении денежных средств (3-я часть отчета по МСФО).
Большинство скринеров и сервисов рассчитывают FCF именно по этой формуле.
2. Более сложный способ, использующий в качестве базы для вычисления EBITDA
Формула такова:
FCF = EBITDA – текущий налог на прибыль – капитальные затраты – изменения в оборотном капитале
Текущий налог на прибыль (или налог на прибыль уплаченный) находится в отчете о прибылях и убытка (2-ая часть отчета МСФО). Важно брать именно текущий налог, так как есть еще отложенный налог – он будет погашен в другом налоговом периоде, т.е. компания временно сохраняет деньги.
Изменения в оборотном капитале (Net working capital change – или NWC change) – это объем средств, которые компания «резервирует» для будущей операционной деятельности. Чем больше средств задействовано в «оборотке», тем обычно больше прибыль (купили больше товаров в магазин – больше продали позиций).
Некоторые компании показывают NWC прямо в отчетности, а именно в отчете о движении денежных средств. Но если не показывает, то NWC change придется считать самим. Здесь на помощь придет формула:
NWC = оборотные активы – краткосрочные обязательства
Но нам же нужно взять change, т.е. изменения. Поэтому нам нужно взять NWC за 2019 год и вычесть из него значение NWC 2020-го года.
Данные для расчета NWC change находятся в отчете о финансовом положении.
3. Прогнозный способ, еще более замороченный
Формула такая:
FCF = EBIT * (1 – tax) + амортизация – капзатраты – изменения в оборотном капитале
Здесь EBIT – это та же EBITDA, но за вычетом Depreciation and Amortization. При этом мы делаем поправку EBIT на эффективную ставку налога (tax).
Рассчитать tax можно по упрощенной формуле:
Tax = сумма налога на прибыль / доналоговая прибыль * 100%
Нужно отметить, что эти формулы являются базовыми, но не исчерпывающими. FCF можно корректировать на разовые или постоянные списания / прибыли, свойственные именно этой компании. Например, покупка других компаний или формирование резервов для банковских организаций.
Многие компании считают FCF по своим формулам. И если это так, то советую обращать внимание именно на то, как компания сама считает FCF, особенно, если она платит дивиденды из FCF. Ведь вы получите деньги из того объема, который компания насчитала, а не из того, что насчитали по формулам вы или другие аналитики.
В целом нет особой разницы, по какой из трех приведенных выше формул считать FCF. Важно просто считать по любой одной формуле, иначе сравнения компаний будут нерелевантными.
Можете не благодарить :)
Что такое FCF
Свободный денежный поток (или Free Cash Flow – чаще сокращают как FCF, реже – СДП) – это средства компании, которые остаются у нее после погашения всех необходимых расходов (за исключение платежей по кредитам). Эти деньги можно расходовать куда угодно: на погашение долгов, выплату акционеров, поглощения конкурентов, проведение байбека и т.д. Т.е. FCF – это собственные деньги компании, фактически – ее наличность.
Возникает вопрос: зачем использовать FCF, если уже есть чистая прибыль, из которой удалены все обязательные расходы, капексы и прочие затраты?
Дело в том, что чистая прибыль – это «бумажный» показатель. Он не дает представления о том, сколько реально зарабатывает бизнес и сколько может отложить в свою кубышку. FCF, который можно рассчитать из данных отчета о движении денежных средств (этот отчет иногда называют «кровью бизнеса), дает представление о реальном показателе прибыли.
Например, в чистую прибыль могут включаться номинальные («бумажные») расходы, например, переоценка курсовой стоимости долга или амортизация. По сути переоценка никак не влияет на текущие денежные потоки, а амортизация остается внутри компании. Кроме того, дебиторская задолженность (т.е. долги покупателей) отражается в чистой прибыли, но по сути эти деньги еще не получены.
Смысл FCF – очистить прибыль от всех этих влияний и показатель реальный финансовый результат работы компании.
Ближайший аналог из повседневной жизни: чистая прибыль – это зарплата, из который вычли налоги, взносы и обязательные платежи типа алиментов или судебных задолженности. А FCF – это деньги, которые остались после уплаты квартплаты, аренду, кредитов, откладывания на инвестиции или на депозит, оплаты учебы, страховки и т.д.
Важно понимать эту разницу. У компании на бумаге может быть положительная прибыль, но если в ней много дебиторской задолженности и разовых списаний, то реальный FCF будет отрицательным. В результате получится, что компании придется фактически занимать деньги на ведение операционной или, например, инвестиционной деятельности. Хотя на бумаге всё прилично.
На что расходуется FCF
Погашение долгов – для некоторых компаний наличие положительного FCF служит поводом погасить долги. В таком случае в будущем уменьшится размер процентов по кредитам, что увеличит рост чистой прибыли и FCF. Как правило, закредитованные компании, чей долг превышает EBITDA в 3 и более раз, направляют излишки средств как раз на погашение кредитов.
Выплата дивидендов – как я уже писал выше, некоторые российские компании распределяют в виде дивидендов до 100% от FCF в зависимости от долговой нагрузки. Как правило, так поступают мажоритарии, которые таким способом выводят деньги из компании.
Байбек – или обратный выкуп акций. Байбек позволяет поддержать котировки акций на бирже, поэтому часто используется в качестве альтернативы дивидендам. При этом байбек не облагается налогом, поэтому предпочтительнее для возврата инвестиций.
Поглощения других компаний – или сделки типа M&A. Например, Alphabet и Amazon тратят огромные деньги на M&A. Собственно говоря, их рост обеспечен как раз удачными сделками поглощений.
Вложения в ценные бумаги – обычно этим занимаются банки, инвестиционные холдинги, страховые и финансовые компании.
Положительный и отрицательный FCF
Как правило, для инвестора важно, чтобы FCF был положительным, ведь в таком случае у компании появляются деньги для развития, байбека или выплаты дивидендов. При этом необходимо следить за FCF в динамике: если с годами свободный денежный поток растет, то всё ок. Если с годами он падает, то значит, компания теряет деньги.
С другой стороны, при анализе FCF нужно смотреть на капитальные затраты. Как мы помним, FCF это ЧДП от операционной деятельности минус капзатраты. Следовательно, чем выше всяческие капексы, тем будет ниже FCF.
Традиционно большие FCF в развитых компаниях на устоявшихся рынках, которые не используют средства для капзатрат, а предпочитают возвращать их инвесторам. Классический пример: российские металлурги образца 2016-2021 годов, которые распределяли практически 100% FCF в виде дивидендов.
Но большой объем FCF, который никак не задействуется, это тоже плохо. Например, многие электроэнергетические и коммунальные компании, а также банки и страховщики, предпочитают складировать деньги на счетах в качестве резервов. И эти деньги лежат мертвым грузом, а могли бы работать на компанию или акционеров.
Отрицательный свободный денежный поток показывает, что компания тратит больше средств, чем зарабатывает. При этом бизнес может быть прибыльным, т.е. у нее может быть положительная операционная и чистая прибыль. Однако из-за высоких капитальных затрат FCF может оказаться отрицательным.
У растущих компаний, реинвестирующих большую часть прибыли в развитие (например, финтехов и биотехов), FCF традиционно отрицательный. Это не значит, что компания плохая. Напротив, компания находится в стадии активного развития, и для нее свойственны высокие расходы ради захвата рынка.
Кроме того, FCF может быть отрицательным в отдельные годы из-за низкой чистой прибыли, вызванной внешними шоками – этот эффект мы видим прямо сейчас.
Другое дело, если у компании год от года снижается выручка, и на этом фоне падают чистая прибыль и FCF. И при этом компания уже не находится в стадии роста, а достигла зрелости и по смыслу должна быть прибыльной и радовать инвесторов.
Классический пример – Аптека 36 и 6 или Мечел, которые всё никак не могут стать прибыльными.
При наличии отрицательного FCF компания не сможет выплачивать дивиденды, вкладывать в свой бизнес и поглощать другие компании. Более того, ей придется занимать деньги для дальнейшего развития. А это влечет за собой увеличение долга и, соответственно, процентов по обязательствам.
Насколько целесообразно использование FCF для оценки бизнеса по сравнению с чистой прибылью или EBITDA? Рассмотрим плюсы и минусы этой метрики.
Плюсы:
FCF показывает реальные денежные потоки, которые получает компания, а не бумажные доходы и расходы. Это в прямом смысле те деньги, которые заработала компания, т.е. финансовый результат ее деятельности. Условно говоря, чистая прибыль может быть положительной, а FCF – отрицательной. Для меня это значит, что компания однозначно сработала в минус, а в причинах положительной прибыли нужно разобраться (может быть там имело дело банальная валютная переоценка).
Манипулировать показателем FCF труднее, чем прочими метриками прибыли (хотя можно, если постараться). Поэтому данные FCF будут более объективными.
Показатель FCF демонстрирует состояние финансового здоровья компании в динамике. Единственное, что на него реально влияет – размер капитальных вложений.
FCF удобно использовать для оценки стоимости компании – речь идет о методе дисконтирования денежных потоков. Инвесторы могут оценить, насколько справедливо оценена акция, исходя из будущих денежных потоков, приведенных к нынешней стоимости денег.
Динамика FCF позволяет понять, насколько эффективно компания использует оборотный капитал. Так, если FCF снижается при росте оборотного капитала, то это значит, что компания недостаточно эффективно использует оборотный капитал, приобретая или создавая малодоходные активы. Если же FCF растет при том же объеме оборотного капитала, то значит, что активы генерируют постоянно растущие денежные потоки и – это хорошо.
В FCF отражается долг (в отличие от EBITDA) – чем больше долгов, тем выше стоимость их обслуживания и, следовательно, ниже операционные денежные потоки.
Но в то же время нужно учесть недостатки этой метрики:
Нет единой формулы расчета FCF. Поэтому могут получиться разные расчеты для одной и той же компании. Это такая же проблема, как с EBITDA.
Многие компании по-своему рассчитывают FCF, что затрудняет горизонтальное сравнение компаний. Нельзя просто так взять расчеты компаний – в большинстве случаев придется пересчитывать показатель самим.
FCF не является стандартизированным бухгалтерским показателем, поэтому большинство компаний его вообще не рассчитывают.
Для растущих компаний с большим количеством капзатрат расчет FCF не имеет особого смысла, так как показатель будет отрицательным.
Начинающих инвесторов FCF может ввести в заблуждение, если смотреть на результаты одного года: так, если компания потеряла прибыль, но не снизила капзатраты, то FCF выйдет в отрицательную зону, и новичок может пройти мимо такой акции.
В целом, на мой взгляд, FCF намного репрезентативнее показателя чистой прибыли и в чем-то даже лучше EBITDA. Но на один FCF, конечно, опираться не стоит. Я анализирую все показатели прибыли в динамике.
FCF и NCF
Некоторые инвесторы путают FCF и NCF. NCF – это аббревиатура от Net Cash Flow (чистый денежный поток – ЧДП). NCF считается просто как сумма всех денежных потоков от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности.
Формула NCF выглядит так:
NCF = CFO + CFI + CFF, где:
CFO – денежные потоки от операционной деятельности (в показателе учитываются доходы и расходы от продаж, зарплаты сотрудников, амортизация, дебиторка, кредиторская задолженность и т.д.)
CFI – денежные потоки от инвестиционной деятельности (выпуск и погашение облигаций, байбеки, приобретение имущества, сделки по расширению бизнеса и т.д.)
CFF – денежные потоки от финансовой деятельности (выплата дивидендов, байбеки, погашение кредитов и т.д.)
FCF и NCF близки по значению, но всё-таки это разные метрики. Иногда компании в отчёте указывают NCF вместо FCF – как, например, показывают OIBTDA вместо EBITDA.
Посты идут снизу вверх. Начинайте читать снизу, это первый пост