{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Две недели после IPO Uber: сколько заработали и потеряли инвесторы Статьи редакции

Вложения Джеффа Безоса выросли в десять раз, а «Сбербанк» столкнулся с убытками.

В октябре 2018 года банки Goldman Sachs и Morgan Stanley оценили Uber в $120 млрд. В августе 2018 года компания привлекла инвестиции от Toyota при оценке в $76 млрд.

В апреле 2019-го Uber уточнила ожидания от IPO: компания рассчитывала на оценку в $80,5–91,5 млрд, планировала продать 180 млн акций по цене от $44 до $50 и привлечь около $10 млрд.

Однако результаты IPO оказались ниже ожиданий фирмы. Если в день выхода на биржу стоимость акции составляла $45, то уже на следующее утро понизилась до $42. Рыночная капитализация сервиса такси оказалась на уровне $69,7 млрд. Сейчас, по данным Yahoo Finance, цена акции колеблется в пределах от $38,31 до $41,98, а капитализация не превышает $70 млрд.

Несмотря на то что на первый взгляд IPO компании кажется провальным, на рынке есть игроки, которым публичный статус Uber принёс дополнительный доход.

Всего в бизнес компании вложили средства более 90 инвесторов. По данным Crunchbase, с 2009 года Uber провёл 23 инвестиционных раунда.

Победители

Изменение стоимости акций Uber на разных раундах финансирования

Benchmark Capital

В 2011 году инвестиционная компания вложила в деятельность Uber $9 млн и уже распродала часть акций на сумму $900 млн. Во время IPO Benchmark Capital планировала продать 5,75 млн акций и заработать около $259 млн.

Андеррайтеры IPO

Из $8,1 млрд, полученных после выхода на биржу, Uber выплатила андеррайтерам $106,2 млн. Около 70% досталось конгломерату Morgan Stanley ($40 млн после вычета налогов), $20 млн получил Goldman Sachs и $10 млн — Bank of America. При этом, по данным издания The Information, банки проиграли от IPO как инвесторы.

Джефф Безос

Размер инвестиций миллиардера в Uber точно неизвестен. Согласно The Guardian, в 2011 году Безос вложил в развитие компании $3 млн. По результатам IPO его доля в денежном эквиваленте увеличилась в 230 раз и составляет примерно $692 млн.

По данным независимой аналитической компании Wyatt Investment Research, генеральный директор Amazon инвестировал в компанию $37 млн, что в 2019 году принесло ему около $400 млн.

Крис Закка

Основатель венчурной компании Lowercase Capital — один из первых инвесторов Uber. Его венчурная компания инвестировала $300 тысяч в ангельском раунде в 2009 году.

Как пишет The Guardian, доля Lowercase к моменту IPO меньше, чем заявляет Observer. По данным издания, она эквивалентна $2 млрд. По информации издания, компания планировала продать 1,67 млн акций на сумму в $75 млн и снизить свою долю до 2,5%.

First Round Capital

Венчурный фонд из Филадельфии в первых двух раундах инвестировал в Uber $1,5 млн. По информации Observer, общая стоимость доли First Round Capital после IPO оценивается в $2,6 млрд.

Гаррет Камп

У Гаррета Кампа, одного из основателей Uber, как у частного инвестора — вторая по величине доля в компании. После IPO, за счёт выпуска новых акций, она снизилась с 6% (около $3,7 млрд) до 4,6% (около $2,8 млрд). По данным The Guardian, предприниматель планировал продать 3,1 млн акций и получить около $139,5 млн.

Трэвис Каланик

В конце июня 2017 года сооснователь компании покинул пост генерального директора после череды громких скандалов: от обвинений сотрудников Uber в сексизме до домогательств на рабочем месте. Но Каланик сохранил статус наиболее крупного частного акционера.

В 2018 году он продал SoftBank 29% своей первоначальной доли, получив $1,4 млрд. TechCrunch сообщает: до IPO Каланик владел 8,6% акций стоимостью около $9 млрд (при оценке компании в $100 млрд).

Как пишет The Guardian, в течение выхода компании на биржу Каланик собирался продать часть акций. По подсчётам издания, после IPO доля бывшего генерального директора составляет 6,7% и оценивается в $5,3 млрд.

SoftBank Vision Fund

По данным The Information, деятельность фонда в основном финансируется Саудовской Аравией. В 2018 году инвестиции SoftBank в Uber составили $7,67 млрд (17,5% акций), а после IPO доля компании подорожала до $8,56 млрд.

Побеждённые

Инвесторы

Как пишет издание Axios, игроки, инвестировавшие в компанию в момент IPO, потеряли $655 млн, а инвесторы Uber с 2016 по 2018 годы — около $2,27 млрд, или 15% вложений до выплаты комиссии. Среди компаний, которые столкнулись с убытками: PayPal, Axel Springer и «Сбербанк».

Список инвесторов Uber, которые столкнулись с убытками на 14 мая

Тем не менее некоторые из них сохраняются оптимистичный настрой. Мэтт Новак, партнёр All Blue Capital, в 2018 году приобрёл акции компании по $48,77, а во время IPO купил более 10 млн акций по средней цене в $36,50.

Стоимость акций Uber разочаровала нас в первый день, однако мы верим в доминирование бренда и стойкость его бизнес-модели. Мы поддерживаем Дару Хосровшахи и его команду.

Мэтт Новак, партнёр All Blue Capital

Мы сохраняем оптимистичный взгляд и терпеливо следим за среднесрочными и долгосрочными перспективами роста Uber.

Брайс Эмо, вице-президент Troy Capital, инвестор Uber в раунде G (сумма инвестиций не раскрывается)

Google

В 2013 году Google Ventures приобрели акции Uber по цене $3,55 на сумму в $258 млн. В 2014 году компания инвестировала в сервис такси ещё $60 млн, тогда стоимость акции равнялась $15. К моменту IPO Uber доля GV оценивалась приблизительно в $3,8 млрд. По данным The Guardian, компания не планировала продавать свои акции во время IPO.

Тем не менее выпуск новых акций уменьшил её долю до $3,2 млрд. Поэтому, по данным издания The Information, материнская компания Google (Alphabet) в ходе IPO проиграла.

Toyota

В 2016 году Toyota заключила стратегическое соглашение с Uber, тогда сумма инвестиций не раскрывалась. В 2018 году компания вложила $500 млн в разработку самоуправляемых автомобилей сервисом такси. По данным The Information, в результате IPO автомобильный концерн потерял более $50 млн.

Didi Chuxing

В 2016 году крупнейший поставщик транспортных услуг в Китае инвестировал в американский сервис такси $1 млрд в результате сделки по слиянию с Uber China.

После продажи части акций во время IPO, доля компании снизилась до $822 млн. Таким образом, Didi Chuxing потеряла $178 млн.

Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии

В 2016 году государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии вложил в акции Uber $3,5 млрд. На момент IPO его доля (4,3%), по данным Guardian, была эквивалентна $3,27 млрд, а меньше чем через неделю — $2,88 млрд, пишет The Information. Руководство фонда решило не распродавать акции компании в момент размещения на бирже.

Сотрудники компании

Деньги потерял и генеральный директор Uber Дара Хосровшахи. Как пишет Vanity Fair, исполнительный директор компании мог получить бонус в $100 млн, если бы её оценили в $120 млрд в период IPO.

Что думают о результатах IPO российские инвесторы и предприниматели

Управляющий партнёр фонда Addventure Максим Медведев считает: IPO Uber прошло успешно. По его мнению, с учётом $8 млрд, полученных на IPO, и $4 млрд свободных средств на счетах, компания на несколько лет может «закрыть вопрос финансирования».

По результатам IPO заработали многие ранние инвесторы и акционеры. Те, кто участвовал в последних раундах, скорее проиграли, но всё равно нужно наблюдать за динамикой их акций после окончания периода lock-up.

Что касается долгосрочных перспектив Uber, то очень многое зависит от стратегии роста. Если это продолжение агрессивных субсидий, то ситуация на рынке акций будет печальной. Если же компания займётся построением superapp- или экосистемы, то за этим большое будущее. В целом же акции будут очень сильно реагировать на bottom line компании (показатель, характеризующий чистую выручку и чистую прибыль компании, а также прибыль на акцию — vc.ru)

Максим Медведев, управляющий партнёр фонда Addventure

По словам Эдуарда Гуриновича, управляющего партнёра CarMoney и генерального директора блокчейн-платформы Expload, у Uber получилось «вовремя привлечь» большие средства и избежать риска банкротства.

Прежде всего от IPO выиграла сама компания. Пока, в моменте, проиграли инвесторы, которые купили акции во время IPO или незадолго до него.

Я верю, что в долгосрочной перспективе, в течение трёх-четырёх лет, Uber может подорожать и в итоге от этого выиграют все игроки. Сейчас акции Uber можно покупать. Их цена уже упала на 20% и вряд ли просядет намного ниже.

Эдуард Гуринович, управляющий партнёр CarMoney, генеральный директор блокчейн-платформы Expload

По мнению Александра Чачавы, управляющего партнёра Leta Capital, от IPO Uber выиграли все игроки. По его словам, если бы компанию оценили в $120 млрд, на рынке образовался бы пузырь.

После периода lock-up, скорее всего, Uber будет стоить около $50–60 млрд. Для основателей компании, её сотрудников и инвесторов это высокая оценка труда и большая доходность.

Возможно кажется, что от IPO проиграли инвесторы поздней стадии, но это не так. На самом деле, вкладывая свои средства в Uber, они учитывают и liquidation preference и процентную ставку.

Рынку не нужны сумасшедшие истории и не нужен пузырь, нужны адекватные IPO, при которых хорошо зарабатывают ранние инвесторы, а оценка компании не становится раздутой.

Александр Чачава, управляющий партнёр Leta Capital

По мнению Алексея Плешакова, главы инвестиционного направления фонда SD Ventures, акции Uber в трёхлетней перспективе — это «хорошая инвестиция, которая будет стабильно расти», однако в краткосрочной перспективе нет факторов, которые могли бы укрепить позиции компании.

Ни доставка еды, ни перевозка грузов, ни скутеры с велосипедами не содержат в себе ничего инновационного: ни в позиционировании, ни в технологическом плане, при этом рынки очень конкурентные. Быть может, сработает синергия этих проектов или же эффект one-stop-shop (когда одно приложение решает много задач и не надо искать услуги в других местах) — и тогда эти направления станут очень популярными.

В контексте развития автономного такси Uber уже сделала много прорывного. Но, с моей точки зрения, должно пройти три-пять лет, пока эти инновации повлияют на рыночную капитализацию компании.

Алексей Плешаков, глава инвестиционного направления фонда SD Ventures
0
1 комментарий
Slevin Kelevra
Прежде всего от IPO выиграла сама компания. Пока, в моменте, проиграли инвесторы, которые купили акции во время IPO или незадолго до него.

Не зря управляющий...

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда