Финансы
Egor Gurev
21 250

Как Playkey потеряла половину клиентов, но вышла в прибыль

В 2018 году мы посчитали экономику нашей платформы облачных игр Playkey и увидели, что компания де-факто три года работала в убыток. Мы решили: хватит сжигать деньги, пора сделать бизнес-модель прибыльной.

В закладки

Меня зовут Егор Гурьев, я основатель Playkey — и в этом тексте я расскажу о том, как от нас ушла половина аудитории, какие эксперименты провалились и как нам всё-таки удалось выстроить экономику проекта.

Фото: Алексей Суханов, «Секрет фирмы»

Создать популярный продукт и сделать прибыльный бизнес — не одно и то же. YouTube балансирует на грани безубыточности, Tesla и Uber не приносят прибыли, а Netflix стал зарабатывать уже после IPO, всё равно периодически показывая убытки.

Многие стартапы не могут вовремя поменять стратегию и начать думать о прибыльности, а не о бурном росте. Так было и у нас: Playkey существует уже почти пять лет, но о юнит-экономике и даже окупаемости в первые годы речи не шло.

Почему сначала не задумывались об экономике

Это сейчас на рынке есть такие игроки, как Google, Nvidia и Microsoft, а сама индустрия оценивается в $45 млн. В 2009 году существовал только первопроходец OnLive, который продержался три года и закрылся с миллионными долгами. Скорости интернета не были достаточными для развития рынка, пользователи опасались нового продукта, а издатели не спешили заключать договоры со стартаперами.

В 2014 году, когда мы начали делать сервис, в России ещё слабо представляли, что такое облачный гейминг — технология, которая позволяет запускать требовательные игры с маломощных компьютеров. У нас с партнёрами стояла одна задача: создать проект, который выстрелит, привлечёт внимание пользователей, а значит и инвесторов, и получит средства на развитие.

В 2017 году это получилось: в компанию вложились немецкий дата-центр Darz ($1,5 млн) и ФРИИ ($2,8 млн). У проекта было 10 тысяч активных пользователей, которые регулярно оплачивали доступ к сервису по подписке, хорошая конверсия (около 4%), на ближайшие два года средств на развитие было достаточно. Тогда мы задумались о том, как зарабатывать на том, что мы создали.

Что пробовали

Когда стало понятно, что на продукт есть спрос, появился другой вопрос — может ли он быть экономически положительным? Мы поняли, что с текущей ценовой политикой и соответствующими расходами проект, мягко говоря, не окупается. $200 тысяч в месяц расходов при $70 тысячах выручки — не шутки.

Первая волна увеличения тарифа: до 400 рублей в месяц

До этого мы уже пробовали экспериментировать с ценами. В 2016 году мы посчитали: чтобы работать хотя бы в ноль, месячная подписка на Playkey должна стоить около 1000 рублей — а у нас она стоила 199.

Тогда мы впервые повысили цены — и сразу в два раза, но до 1000 так и не решились. И всё равно был скандал. Пользователи бунтовали в официальных каналах и даже за их пределами. Именно этим периодом датируется большинство отрицательных отзывов в интернете. Эксперимент оказался болезненным, часть аудитории мы потеряли, а экономику в плюс всё равно не свели, хоть и уменьшили минус.

При этом само планирование реформы трудно назвать осознанным. Мы просто посмотрели на игроков по рынку, выровняли цену на услуги и стали дальше делать рекламные кампании и искать инвестиции. В 2018 году стало ясно, что пора выстраивать юнит-экономику всерьёз.

С помощью ФРИИ мы посчитали все показатели и пришли к выводу, что цена (на тот момент около 400 рублей в месяц) должна быть выше на порядок. Это было первое отрезвляющего откровение: мы поняли, что пришли в тупик. Ещё примерно год такой работы — и деньги просто кончатся. Кладбище стартапов пополнится ещё одним проектом, сгинувшим в Долине Смерти.

То есть со стороны всё выглядело здорово — инновационный сервис, посещаемость сайта 2-3 млн человек в месяц, крупные инвесторы на борту, живое сообщество. Но если заглянуть под капот — $80–100 тысяч убытка ежемесячно. Мы решили не трогать старых пользователей, но сделать так, чтобы по новым подписчикам юнит-экономика стала положительной. Что мы попробовали?

Вторая волна повышения: уже больше 1000 рублей в месяц

1. Жёсткий эксперимент с ценами. Мы подняли цены месячной подписки на тысячу рублей и сразу же получили много негативных отзывов от нашей лояльной аудитории. Понятно почему: у людей был неактивный тариф, они решили зайти поиграть и обнаружили, что подписка теперь стоит 1290 рублей вместо 400.

Конверсия упала с 4% до 0,3–0,5%, мы ничего не выиграли. Да, ARPPU (выручка на платящего) выросла, но из-за провала конверсии количество новых платящих рухнуло несоразмерно.

2. Гипотезы с пакетными предложениями. Мы выдвигали стандартную для сервисов по подписке гипотезу с ценами: давайте будем продавать месяц за столько, но в пакете на три месяца подешевле, чтобы увеличить чек.

Брали когорту новых пользователей, привлекали трафик на гипотезу с ценами и считали: и стоимость привлечения, и сколько эти игроки играют (то есть их себестоимость для нас — сколько мы тратим, чтобы обеспечить им работающие серверы), и сколько денег они нам приносят.

Мы провели несколько итераций с разными ценовыми предложениями: то пытались сделать это проще психологически — предлагали за 990 рублей за месяц, то пробовали другую крайность — продавали сразу год за 12 тысяч рублей.

Создали полсотни разных тарифов, потом отдельная эпопея была с тем, чтобы привести базу данных в порядок — найти мёртвые тарифы и вычистить их, не навредив пользователям. И особого эффекта это не дало, массово пользователей не привлекал ни один тариф, поэтому экономика не сходилась.

3. Новая модель подписки с лимитами. Мы поняли, что даже если продавать месячную подписку больше чем за 1000 рублей, то мы прогорим просто потому, что есть группа пользователей, которые играют как ненормальные и постоянно занимают серверы. Получается, что эти условные 10% генерируют нам 60% затрат.

Мы ввели тарифы с лимитами, и это была успешная мера. Тем пользователям, которым не хватало лимита, мы предложили возможность докупать сверхлимит и обеспечили себе небольшой дополнительный источник дохода. Негатив был, но массового оттока пользователей не последовало.

4. Тарифы с большими скидками. Так называемые тарифы-дискаунтеры в нашем случае себя не оправдали. Мы рассчитывали, что пользователи придут на большие скидки, но всё равно не будут играть в течение всего купленного времени и занимать наши серверы.

Оказалось, что те, кто покупает подписку по скидкам, делают это осознанно и действительно отыгрывают приобретённое время. В итоге эти скидки приносили нам только убыток.

За первые три месяца экспериментов мы потеряли половину аудитории, которую до этого набирали год. Но философия была такая: это не катастрофа, потому что катастрофа – если вся эта аудитория будет продолжать расходовать время серверов и разорять нас дальше.

Зато спустя полгода мы поняли, что неправильно строили саму юнит-экономику. У нас юнит — это вообще не пользователь, а минута серверного времени. И всю экономику надо строить вокруг неё.

К чему пришли

Раньше мы мучились, когда пытались посчитать, какие у нас реальные расходы серверов на одного пользователя. С минутой серверного времени всё понятней.

Есть стоимость серверов — либо лизинговая, либо, если мы их купили, с учётом ставки дисконтирования. Одна минута работы одного сервера стоит 60–70 копеек. От сервера к серверу это отличается в зависимости от его характеристик.

Актуальный вариант ценообразования Playkey

Тогда мы перевели всю юнит-экономику на минуты: столько-то минут у нас генерируется на таких-то тарифах таким-то количеством пользователей, а столько-то минут на других тарифах на других серверах таким количеством пользователей.

Так мы наконец посчитали более-менее правильные цены на единицу времени в сервисе — 1–1,2 рубля за минуту. С такой ценой мы будем зарабатывать за каждую минуту, которую органически привлечённый пользователь провёл в сервисе. Дешевле рубля за минуту цены делать нельзя ни при каких обстоятельствах.

Продавать доступ к сервису по минутам — не самый психологически комфортный вариант для пользователя, но мы нашли компромисс. Конечно, проще всего воспринимаются подписки на определённый период — день, неделя, месяц, три месяца — и без всяких лимитов. Мы продавали такие подписки первые три года и никуда не пришли.

Есть другой вариант — комбинированная модель с лимитами. Пользователь покупает подписку на месяц, но на самом деле на 70 часов, которые активны 30 дней, а за каждые дополнительные пять часов отдельная цена. Мы пробовали такую модель, она взрывала подписчикам мозг и приносила нам негативные отзывы.

Сейчас мы предлагаем пакеты времени — час, пять часов, десять часов. Это для пользователя понятно: он купил часы, играет, они тратятся. Не играет – они не тратятся. В личном кабинете можно посмотреть, сколько часов осталось.

Сначала мы предлагали покупать минуты, но пользователь такими категориями не мыслит (поняли это по вопросам в социальных сетях и в службу поддержки), поэтому остановились на часах.

Но это ещё не счастливый конец

У нас остались старые пользователи, которых мы все эти годы не трогали. Если они были активными (то есть оплачивали подписку), то сохраняли свои архивные тарифы — были даже те, кто пришёл к нам в 2015 году и играл за 199 рублей в месяц (хотя их было немного).

После всех вышеописанных преобразований пришли к тому, что 40–50% затрат оказалось на старых архивных тарифах. Почему так вышло? Для старых тарифов стоимость одной минуты получалась от 17 до 40 копеек, ниже себестоимости. Мы поняли, что момент настал: пора менять тарифы и для «старичков».

В начале июня 2019 года мы реализовали перевод на новые тарифы. Сделали заранее уведомления, баннеры, рассылки — на всех своих каналах, чтобы было по-честному. Сумму мы менять не стали: просто, если пользователь раньше за свои 199 рублей в месяц получал месяц игры, то по новым тарифам — три часа. Жёстко, но необходимо.

Перед переводом мы смоделировали два кейса. Положительный — если большая часть согласится и станет платить по новым условиям. Отрицательный — если 70% пользователей, которых коснётся реформа, уйдут. Сработал последний сценарий.

Но мы к нему были готовы, изначально его просчитывали и даже при нём достигали своей цели по сведению юнит-экономики. Как это вышло? Мы потеряли часть аудитории, но зато смогли отключить серверы, которые раньше занимались этими игроками, и снизили затраты.

При этом оставшаяся аудитория оказалась на бизнес-положительных тарифах. И юнит-экономика, наконец, стала прибыльной по всем пользователям.

Стоит ли строить юнит-экономику с самого начала

Мы ничуть не жалеем о том периоде, когда сервис был дешёвым. Если бы мы сразу всё посчитали, то, скорее всего, вообще бы не взлетели. Массовой аудитории сервис бы не получил, инвесторам бы не показался перспективным, и проект бы умер в зародыше.

Фокус на аудитории и востребованности сервиса в первые годы его жизни дал нам возможность стать заметными для игроков и инвесторов. И это привело нас в текущую ситуацию, когда проект без прямых закупок трафика стабильно получает органический поток новой аудитории. Мы ждём высокого для игровой индустрии осенне-зимнего сезона и готовым новые эксперименты с привлечением трафика, чтобы масштабировать уже прибыль, а не убытки.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Egor Gurev", "author_type": "self", "tags": ["\u044e\u043d\u0438\u0442\u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0430","\u0441\u0442\u0440\u0438\u043c\u0438\u043d\u0433","\u0438\u0433\u0440\u044b"], "comments": 237, "likes": 210, "favorites": 195, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 78796, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 09 Aug 2019 15:44:43 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Налоговая безопасность среднего бизнеса в 2020 году. Большой семинар «Остаться в живых»
12 декабря Екатеринбург 19 900 ₽
0
{ "id": 78796, "author_id": 286988, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/78796\/get","add":"\/comments\/78796\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/78796"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
237 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
73

Я хочу купить час игры через яндекс деньги, а вы просите такие разрешения, я нажимаю не давать доступ и ошибка. Так все таки это подписка или единоразовая покупка?

Ответить
86

Я б при таких разрешениях в жизни б не воспользовался сервисом.

Ответить
4

Особенно учитывая, что они кинули хренову гору народа на своём ICO....

Ответить
16

Ого, а облачный ошейник с гпс трекером и взрывчаткой они устанавливают до или после оплаты?

Ответить
–4

Я думаю это больше особенности яндекса, а не плейкея) А вот яндекс за милую душу с вас и спишет и отследит и прорекламит и фсб сдаст ))

Ответить
6

Не соглашусь с Вами. Обычные платежи через ЯД не просят таких привилегий. Зато при оплате через Visa/Mastercard эквайер мелким шрифтом предупредит в оферте о повторных платежах, что может стать неприятным сюрпризом. Зато Яндекс недвусмыслит в своих формулировках.

Ответить
0

Свяжитесь, если вам интересна белая площадка под хостинг с недорогим электричеством и интернетом.
info@mining.msk.ru

Ответить
78

В этом блоке кажется, что иконки сверху соотносятся к тарифам, те в первом тарифе играй на слабом пц, во втором на мак и винде, в третьем 60фпс и т.д. Это путает

Ответить
–4

А в четвёртом по вашей логике?

Ответить
8

Вы картинку видите?

Ответить
–22

Отчетливо. У вас логика странная просто

Ответить
15

У вас, в таком случае, тоже

Ответить
13

странная = другая.

о боже бывает другая логика...😳👨‍🎓👆🏻

а еще лучше - напишем новую статью об этом: «Как я открыл другой взгляд на вещи в обычный день, читая обычную статью на vc.ru»

Ответить
–1

Ты надписи под этими иконками читай, а не на сами иконки смотри

Ответить
13

1. Отвратительный сайт. Недавно заходил и сложилось впечатление, что вы позиционируетесь на школьников - все эти овервочи и прочее. Между тем платят молодыю люди 20+. Может вкусовщина. Отдайте сайт витамину - они вам дизайн сделают.
2. Почему в 2019 нужно скачивать какой-то плагин, чтобы поиграть? Я даж не знаю есть ли у вас мобильное приложение. Почему не поставить медиасервер и не отдавать поток прямо в браузер, через webrtc или dash? Начать играть в 1 клик гораздо удобнее. К тому же мне на линуксе вообще не поиграть. Ни спеку не открыли, ни плагин не сделали.
3. Когда зарождался весь хайп стримеров, стримерских площадок, вы могли отдавать поток прямо на твич, гудгейм и т.д. Вам реклама, пользователям и стримерам удобство. Но вы проедрили весь хайп, увы.
4. Почему позиционирование только на россию / снг? Здесь нищие все (по сравнению с западом). На том же твиче западные юзеры больше подписываются, донатят, т.к. у них есть деньги.

За 10 лет не смоги построить бизнес, а теперь вас банально задавят микрософт, гугл и т.д.

Ответить
9

Овервотч не трогай, интеллектуал.

Ответить
5

1. Зашёл впервые, сайт довольно простой и понятный, всё сделал за 1 секунду. Хз, всем друзья играю в ОВ, нам по 25+ лет, так что претензии полностью вкусовщина.
2. Здесь тоже странная претензия, там даже считай установки нет, я не заметил, как уже игра началась.
3. согласен.
4. Ну может потому что тут нищие как раз-таки все. Чтоб поиграть в топ игры нужно около 50-100к. Вот у меня сейчас вопрос стоит обновится, чтобы играть на хай настройках или стриминговый сервис, жалко отдавать эти 50-100к, когда играю довольно редко, а тут супер выгодно получается.

А вообще сервис не очень, в онлайн игры игры играть нереально, попробовал Апекс и доту. Т.е. даже в довольно медленной игре (доте) не смог попадать НАПРАВЛЕННЫМИ скиллами, тыкаешь, а сервер возвращает, что цели там уже нет) Апекс забей вообще, собственно и Овервотч не поиграть.

Посмотрим, что сделает гугл)

Ответить
4

С твичом не всё так просто. Как показали наши эксперименты, далеко не каждый стример может одновременно принимать игровой поток и транслировать "стрим стрима". Падает качество и того, и другого.

Мы постоянно работаем над "облегчением" своего потока и снижением требований к сети. Думаю, придем к стримам.

Ответить
1

2. мне на линуксе никак вообще не запустить. Внешний плагин и in-browser это всё таки разные штуки. Вторая более кроссплатформенная и удобная.

Ответить
0

Ну я тебе хочу сказать - повезло)) Я хз как в это играть. Если только в одиночные игры, но даже там сильно видно задержку в обычном меню. 100 мбит интернет. Хотя может это именно у меня так заметно)

Ответить
23

Коллеги на линуксе, мы вас очень любим, честно. Но раз уж статья про юнит экономику, скажу как есть. Вас в потенциальной аудитории сильно меньше 1%. Когда задачи распределяем по приоритетам, версия для linux, к сожалению, остается внизу.

Ответить
0

Откройте хотя бы API, я готов сам для себя написать клиент и выложить в open source. 

Ответить
2

все кричат про линукс, но пользуются им на десктопе 3и калеки, которые к тому-же неплатежеспособные...т.к. не хотят платить за лицуху на винду, или не хватило на мак.    

Людей, которые выбирают линукс,  потому что хотят именно его и имеют деньги - еще меньше чем пользователей линукса

Ответить
1

Кому на западе нужен этот сервис когда его Гугл запускает в скором времени?

Ответить
2

не бойтесь, гугл просрет stadia за 2 года и закроет

Ответить
3

нет сначала сделает мессенджер

Ответить
4

И подпишет всех на него автоматом.

Ответить
1

Теперь то да, а предыдущие 10 лет могли неплохой сегмент занять.

Ответить
1

Вы и про Onlive ничего не слышали да?

Ответить
0

гляньте парни, тут дед нарисовался, в танчики играет, овервотч не нравится, гони его в шею!

Ответить
17

Спустя 5 лет, ребята из PlayKey пришли к финансовой системе комп-клубов из 90-х. Только игры ещё покупать надо. Игры остаются в сервисе или вы научились привязывать аккаунты стима и прочих систем?

Ответить
2

Масштабируется PlayKey все-же существенно лучше компьютерных клубов. И лишена множества оффлайновых проблем. Так, что это не совсем фин. модель компьютерного клуба, где есть существенные фиксированные затраты при малом обороте.
Сервера, конечно, тоже денег стоят, но на тысячах и десятках тысяч игроков их равномерно утилизировать гораздо проще, чем несколько десятков компьютеров в клубе.

Ответить
2

Равномерно утилизовать скорее всего не получится. Бизнес-модель построена на предоставлении гарантированной вычислительной мощности, т.е. надо всегда держать дорогие сервера, иначе отказ в обслуживании и понеслась.

Ответить
0

На 10 тысячах игроков равномерность будет все равно сильно выше, чем для 100, еще и физически привязанных к небольшой территории. Кроме того, разные игры и жрут по-разному, не говоря уже о возможности сделать вариант с худшими настройками за меньшие деньги (или наоборот), чтобы еще равномернее все утилизировать.

Ответить
0

Вопрос не в равномерности, а в доступности в момент времени конкунирующего ресурса.

Ответить
0

Уже давно научились

Ответить
0

Ну хоть здесь какой-то плюс. Значит просто финансовая система комп-клубов из 90-х. А как они сегментируются, на кого целятся? Раньше, насколько помню, целились в людей, у которых нет денег на комп. А теперь? Нынешние тарифы явно же не подходят такому сегменту

Ответить
2

Да почему из девяностых то? :)
Они актуальны и сейчас. Забейте в той же Москве в 2ГИС комп клубы, увидите что их сотни работают, а без записи в самые крупные вроде Winstrike в ЦДМ просто не попасть.
В девяностых-нулевых они конечно были популярнее, в моем родном городе их тогда было около 4х, сейчас ноль. Но в целом ниша ещё живее всех живых.

Ответить
1

И цены в компьютерных клубах сопоставимы с playkey

Ответить
0

если ты не задр, а играешь по 2-3 часа в день, то всё ещё выгодно))

Ответить
4

2-3 часа в день не задр??? А сколько тогда задр играет??? Примерно 75 часов в месяц, а это 4500 в месяц, итого: 54 000 в год. Интернет тоже должен быть на самом дорого тарифе чтобы все работало, хотя я не верю что результат будет таким же хорошим как на пк. Выгода тут по моему сомнительная, да и вообще облачный гейминг должен быть про удобство, Google Stadia по моему выглядит удобно.

Ответить
0

гугл стадиа никак не выглядит пока))) А этот сервис довольно удобный, сама идея нравится. Опять же супер для тех, кто хочет полностью хочет перейти на ноуты (я один из них), все-таки всё время с собой такую махину таскать такое себе.
Надеюсь гугл выдаст что-то революционное в плане инпут лага и можно будет реально нормально играть, тогда я забуду навсегда о стационарном компе)

Ответить
2

Я про позиционирование, Google судя по заявлением хочет предложить удобный сервис для покупки игр, при этом вам не нужно покупать специальное оборудование чтобы потом их запустить, ну если только не хотите играть на телевизоре, тогда естественно будет нужен геймпад. Сервис мультиплатформенный. По факту Steam которому не нужен мощный пк для запуска игр. Если хотите можно будет арендовать у google мощный пк за 10 доларов в месяц. Эта модель не требует от меня вливания тысяч рублей для того чтобы играть. Просто Netflix для игр запустить судя по всему пока невозможно. Не факт конечно что он будет хорошо работать, но google вполне на это способен.

Ответить
0

Не забывайте так же про тех, кто на маках)

Ответить
0

Вот это уже аргумент и более понятная мне целевая аудитория) Догадаются ли PlayKey до того, кто их потребители - посмотрим ¯\_(ツ)_/¯

Ответить
0

Игры в Стиме и др.

Ответить
0

Так и современная модель комп клубов абсолютно такая же. Приходишь, покупаешь время, подключаешь СВОЙ аккаунт Стим или какого другого сервиса и играешь.
Часто у клуба и свои аккаунты есть но используют их единицы, по крайней мере в России, во всяких азиях чаще, конечно.

Так что модель с клубом отличается лишь тем нужно ли физически идти в клуб или нет.

Ответить
11

Я не пользователь PK, но выскажусь про своё наболевшее.
У вас совершенно незадействован сегмент старых игр, которые отказываются запускаться на 8 и 10 винде. А такие игры продаются в Стиме и GOG, например, развесёлые "Hogs of War". А уж настройка сетевой игры там была совершенно непосильна для игрока, как тогда, так и сейчас. Понятно что ниша олдовых игр не так велика, но она есть и будет.

Ответить
6

Я думал, я единственный кто играл в Hogs of War :)
Про нее обычно никто не знает.

Ответить
4

+1) само название игры вызывает ностальгию)

Ответить
2

Да все играли в нее на соньке) это ж глааная альтернатива червякам)

Ответить
1

army men ещё были

Ответить
2

я играю иногда на эмуляторе psone

Ответить
1

Безусловно, Вормсы популярнее и массовее, но хоги игра культовая, кто понимает.
Заходите к нам в паблик ВКонтакта, узнаете, как сыграть за недоступную команду "Легенды" и ещё массу интересного об этой великолепной игре.

Ответить
0

у нас есть возможность запускать в облаке не игру, а steam client. Таким образом вы можете играть в любую игру из своего steam.

Ответить
0

Планируете ли добавить поддержку GOG?

Ответить
1

Так смысл в том, чтобы не покупать своц мощный комп, а не пытаться запустить то, что не идет? Поставьте на любой комп виртуалку с нужной осью и запустите там how и прочие. Их потянет даже какой квадратный мак.

Ответить
10

Егор, сделайте уже поддержку Linux. Достало.

Ответить
6

Если у них нет поддержки линукс, то они вероятно, не понимают, кто их клиент)

Ответить
3

Наоборот, прекрасно понимают, что аудитории линукс не принесёт

Ответить
0

Почему?

Ответить
1

Jul-2019 - 0.79%
процент пользователей линукса в стиме.
сколько пользователй у плейкея?

Ответить
5

Неправильно используете и анализируете данные. 0.79% - следствие, а не причина.
1. Эти данные собраны по стимовскому survey, которое приходит юзерам. А так как в стиме на линукс играть не во что, даже несмотря на их давние потуги со стимОС, получается всего 0.79
Я вот в стим на линукс совсем не захожу - нет смысла. Сурвей проходил несколько раз на вин машинах. При этом 99% времени за компом сижу в линукс.
Для правильной оценки вам надо подумать:
1. Абсолютное число линукс пользователей
2. Процент игроков в этой группе
3. Покупательная способность в группе относительно других групп
Играть на линуксе - розовая мечта многих юзеров, сейчас она ограничена выбором игр. Поэтому линуксоиды делятся на тех, кто:
- перестает играть совсем
- выбирает другую платформу (вин, консоли)
- играет в то, что есть или решает проблему виртуализацией - та еще ебола.

Помимо того для более детального анализа можно использовать внутреннюю стату плейкея по маководам, а также инфу по анонимным посетителям сайта - хоть бы количество юезров, чья ос была определена как линукс

Исследовать надо причины, не следствия. По вашей же логике и облачные игры не нужны, так как когда то процент таких игроков был равен 0.

Ответить
0

Реальное число пользователей из такого источника выглядит все еще лучше ваших умозрительных подсчетов из абсолютных чисел и нечетких множеств.

Ответить
0

Видимо по той же логике работает РосСтат - главное чтобы числа выглядели красиво, а там как бог пошлет *перекрестился три раза троеперстием и поклонился трем иконкам*)
Перечитайте коммент, я недвусмысленно намекнул, что это не готовый вывод, на основе которого можно принять решение. Я лишь показал, с каких данных стоит начать исследовать вопрос, а также попытался объяснить, почему именно с них, а не с красивых (а главное, простых и уже готовых, ну просто идеальная стата!) циферок в стиме)

Ответить
0

tl dr

Ответить
2

Их клиент школьники. Было озвучено на лекции на вк фесте, там линускосом не пахнет)
Максимум офисные работники сжигающие время

Ответить
1

И после этого они говорят, что потеряли половину аудитории чтобы выйти в 0)

Ответить
1

Их клиент-школьник без денег,который играет на все деньги и все время сервера.
А потом они плачутся,что сервера прогорают.

Так сделайте версию для линукса: там ваши игры вообще не запустят,будут трахаться с драйверами. Ещё и деньги платить будут.

Ответить
9

Интересный кейс. Пара вопросов:
1) Аудитория сервиса только из России? Насколько платежеспособен российски клиент? По моему субъективному мнению стоимость сервиса достаточно высокая.
2) Насколько гибко вы управляете необходимыми мощностями? Если вы сами частично арендуете мощности, то по pay-as-you-go? Насколько, это архитектурно применимо в таком сервисе? Или, допустим, если у вас избыток мощностей до конца месяца, предлагает ли вы клиентам разовые распродажи для того, чтобы максимизировать утилизацию?

Ответить
3

1. Платежеспособен. Мы зря боялись. Все же речь о геймерах, а игровые новинки стоят 1500р+ за штуку.
2. Не очень гибко. арендовать пробовали, это второе дороже, чем лизинг или собственность. но последние два варианта требуют значительных телодвижений, чтобы снизить мощности

Ответить
6

Двойка вам за клиентский опыт. Меня заинтересовала возможность поиграть в облаке.

Нажал на этом лендинге "Click here to get started" и попал на какой-то опрос, который пытается выведать личную информацию. Я не хочу делиться тем, кто я: студент, топ-менеджер или баба Клава из третьего подъезда. Это не ваше дело.

Предусмотреть кнопку "Не хочу отвечать на вопрос" — слишком сложно, судя по всему. Именно так сервис потерял потенциального клиента и свою прибыль.

Вы перед запуском сайта вообще писали CJM? Продумывали, как тот или иной тип пользователя может отреагировать на ограничения? Но ответ и так понятен: это слишком сложно для российского бизнеса, поэтому хуякс-хуякс и в продакшн.

Ответить
5

Более того, он запоминает, что пользователь открыл квиз и не даёт с него никак уйти — с главной страницы работает переадресация.

Ответить
2

Вот это +100500, такая жесть. Оно конечно может и работает в + по регистрациям, но абсолютно не юзерфрендли, бесит.

Хочу посмотреть ещё раз что я там покупаю, тарифы (которых нет, только за 1 мин указано — мне что калькулятор доставать перемножать), преимущества, а квиз не закрыть, разве что с др. браузера зайти.

В плане маркетинга - заходишь такой потом с оперовского впн на их главную https://playkey.net/en/games и вообще не понимаешь что именно они предлагают. Так с первого взгляда вроде как продают игры.

Заголовков, описаний, даже в title - нигде нет инфы о том, что они предлагают. Там зарубежной аудитории нет уже хотя бы по этим причинам.

Ответить
3

Интернет давно уже не статичен. Сайт/приложение любого даже небольшого стартапа в современном мире для каждого выглядит по-своему.

Вам попался квиз с вопросом про род деятельности и он вам показался некорректным. У меня квиза не было вообще. У Васи первым вопросом был предпочтительный жанр, он ответил на него и рекомендательная система сразу же подсунула ему релевантные карточки игр, что повысило конверсию в 1-day сессию. У Пети вообще первым шагом регистрации был ввод карточки и он от такой наглости вообще ушел с сайта.

Вы, я, Вася и Петя — попали в разные сегменты и стали циферками в базе данных, на основе которых аналитики/продакты сделают выводы о новых экспериментах. Важно понимать, что уникализация современного интернета (персонализация, A/B-тесты, etc) основывается на поведенческих факторах и больших данных, а не на мнении. Мнение у человека может быть одним, а действия он совершать будет совершенно другие — возможно иррациональные, возможно нет.

Ответить
1

Квиз без тарифов и возможности сразу зарегиться — это фигня. Надеюсь, А/B тест это подтвердит.

Ответить
0

Квиз без тарифов и возможности сразу зарегиться — это фигня.

Лично сам настаивал, чтобы квиза не было, потому что согласен с вами.

Но A/B-тесты с когортами в десятки тысяч пользователей подтвердил обратное — квиз в плюс-минус текущем виде работает лучше всего. Видимо по принципу как на арбитражных прелендах :(

Ответить
0

Обязательно сделанный так, чтобы с него нельзя было уйти? Не видел подобного раньше. Я имею в виду переадресацию с главной, если человек начал проходить квиз.

Ответить
0

Это не отменяет того, что я ушел из сервиса, даже не воспользовавшись им, да еще и с негативным опытом, который обязательно распостраню среди друзей и знакомых.

А нужно было всего лишь дать возможность не отвечать на вопрос. Но аналитика же важнее реальных денег, да?

Ответить
1

Ну вот вы один такой ушли, еще десяток таких же ушли, а еще сотня тысяч других пришли, сконвертировались лучше и принесли деньги. Лично меня самого этот квиз раздражает, но на больших цифрах и на всех каналах трафика он показывает лучшие результаты.

Ответить
1

Я не говорю о том, что в пользу меня нужно отказаться от других пользователей. Но если бы была кнопка "Не хочу отвечать", то пользователей была бы не тысяча, а тысяча и еще десять.

Но вам виднее, да. Удачи.

Ответить
1

Вообще вы правы. Я посмотрю в базе был ли у нас A/B-тест с кнопкой пропуска и если не было, то добавим в план.

Ответить
0

Роман, почитайте про Метод прогрессивного джипега

Ответить
6

Мы ничуть не жалеем о том периоде, когда сервис был дешёвым.
Хорошо, что это не наша пятёрка зелени сгорела.

Ответить
4

Расскажите чем закончилась история с криптой? Я помню на волне хайпа по битку и альтам вы выкатывали свою криптовалюту) я даже думал ее прикупить, но потом поленился) много ли было покупателей вашей крипты и какова ее судьба)?

Ответить
6

Позволю себе ответить за Егора, так как в стороне наблюдал за этой аферой. Собрали на ico, что-то около 10 млн. usd, блокчейн там, как телеге пятое колесо. Что то типа, я предоставляю мощности своего компа, а геймер этим пользуется, оплата в их токенах и типа будет рост и т.д. Вообщем обычное очковтирательство для хомячков, схема Понци и т.д. Анонсировали пару бирж сразу после ico и успешно слили свои токены. Я думаю все сид инвесторы успели все слить, а если и были недовольные, то после ico решили с ними вопрос, так никто особенно шума не поднимал в прессе, да и здесь в ветке ни одного "инвестора" не видно. В минусе как обычно обычные люди купившие это на бирже. Ну и в довершении актуальный скрин с roi их токена.

Ответить
3

Скорее всего печальная судьба. Такая же, как у бузкоина, биокоина, бастакоина и далее по списку 😎

Ответить
4

А почему вы работаете только в направлении повышения стоимости, и не пытаетесь снизить себестоимость?

Ответить
5

Работаем. Вероятно, просто не осветили этого в статье. Так, мы начинали с аренды серверов в дата центрах. Затем пришли к лизингу и даже покупке в собственность. Это оказалась второе дешевле при расчётах экономики, хотя в моменте требовало больше вложений и значительно больше времени.
наши последние достижения в этой области - самостоятельная сборка серверов из отдельных комплектующих. Это позволяет снизить себестоимость ещё на 20-30 процентов. Таким образом, к схождению экономики шли с двух сторон.

Ответить
0

Просто в статье, как-то не видно чтобы снижались затраты на одну минуту игры. Плюс совершенно не раскрыта тему отчислений правообладателям. Понятно, что чем больше у вас игроков - тем лучше условия по аренде игр. Но насколько существенный вклад стоимость аренды игры в общую себестоимость одной минуты игры?

И что вы можете противопоставить Google Stadia? Все таки у них и бала настолько больше, что они даже специализированный GPU смогли себе позволить. А уж датацентры строить они умеют лучше всех.

Ответить
1

не раскрыта тему отчислений правообладателям

Каким таким правообладателям? Они разве просто не предоставляют доступ к играм игрока?

специализированный GPU смогли себе позволить

Где про это можно почитать?

Ответить
0

Но тогда платформа предоставляет доступ к Steam/Uplay|Epic, чтобы покупал там - опять не надо связываться с правообладателями.
Насчёт GPU - ожидал что-то необычное, специально заточённое, а это просто новейшая мощная карта.

Ответить
0

Ну так если нет игр - то за них платил Playkey, но даже если есть, то я на 100% уверен что что-то он им все равно отчисляет. Просто потому что EULA Steam/Uplay/Epic запрещает подобные выкрутасы, не говоря уж о технической стороне. А есть еще лицензия на Windows (не под Linux же они игры запускают).

Что касается GPU - очевидно, что это оптимизация по цена/производительность/энергопотребление. Например можно упростить часть ответственную за вывод на монитор и т.п.

Ответить
0

Странно, что вы не начали с этого, бизнес чисто арендный, в общем-то, капиталоёмкий и за счёт этого стабильным может быть.

Ответить
3

А вы думали над такой проблемой:
Если человек любит играть и может себе это позволить, у него и так мощный комп и сервис ему не нужен.
Если у человека нет мощного компа, то он либо тупо не играет (сервис не нужен), либо у него нет на него денег (и вам он тоже не сможет заплатить).

Получается, что у вашей аудитории тупо нет денег.
Или я в чем-то не прав?

Без сарказма или упреков. Просто рассуждения.

Ответить
0

Прям интересно стало, зашел на сайт.
Игровой компьютер с характеристиками как у серверов Playkey: 130 000 руб.
Сервер Playkey: 1 руб. в минуту.

Во первых, за 130к можно собрать гораздо лучший ПК. Тот что описан впишется в сумму в два раза меньше (мы ведь уже имеем монитор, возможно БП, периферию и т.п.).
Даже при 130к это 3 руб в минуту на протяжении месяца. Через три месяца эта зверь-машина обгонит ваш сервис и станет "бесплатной". Работать будет лучше, быстрее и платить не надо.

Ну как бы посчитали бы хоть.

И самый тупой факт. Я не смог найти тарифы на сайте. Вот как можно прятать тарифы от "бедной" аудитории...

Ответить
12

Смешно читать такой комментарий. 3 рубля в минуту - это 24/7 играть месяц? Надо смотреть среднее кол-во часов в месяц, даже если это "прогеймер", пара часов по будням 2*22 + все выходные 8*8 = 108 часов, 6500 рублей примерно, по этим цифрам. Это 20 месяцев, как раз чтобы топовый пк за 130 успел устареть. Так что в теории выгодно, но это в теории.

По факту же сам рассматривал этот плейкей чтобы пройти ведьмака со своим маком, в итоге проще оказалось купить средненький компьютер. Действительно киллер-фичей была б возможность а-ля компьютерные клубы 90-х, когда можно было придти и поиграть в любую игрушку, здесь же нужно сначала купить условного ведьмака или ГТА5.

Ответить
12

И ввести чаты, чтоб всякие гопари заходили в чат и такие "Дай одну жизь сыграть!" и потом ты не мог забрать обратно свой комп, пока не подашь жалобу. А при подаче жалобы, у тебя выпадал в сервисе титул "стукач"

Ответить
4

Ещё помню: "Дай фаталити покажу"))

Ответить
1

На 5 минут продлите!

Ответить
0

Вам смешно читать, но "выгодно, но это в теории" :)

Вы как-то сначала говорите, что я не прав, но потом сами же утверждаете, что проще собрать комп.

На деле, не нужно собирать комп за 130к чтобы пройти ведьмака.

Ответить
2

Вы неправы в математике прежде всего, на что я и указал. А потом уже высказал свое мнение о бесполезности сервиса

Ответить
1

Кстати, маководы, как ЦА, вполне себе интересная область была бы, как мне кажется.
Маки не для игр, а денег там обычно хватает.

Ответить
0

Может я и не прав в математике, но сервис убыточен, так что моя математика вполне себе сходится с мнением пользователей.

Ответить
0

На деле, не нужно собирать комп за 130к чтобы пройти ведьмака.

Прошел ведьмака на ноуте который купо за 40к два года назад и он мягко говоря ВООБЩЕ НЕ ИГРОВОЙ

Ответить
4

Ну да, а ещё:

1) купить квартиру, а не арендовать
2) купить машину, а не пользоваться такси
3) готовить самому, а не есть в ресторанах

Этот список можно продолжать до абсурда. Можно взять условные 20-40 часов за несколько тысяч, пройти игру и забить болт на игры, а можно купить комп за 130к, который будет пылиться через пару дней.

Ответить
0

Не пылиться, а майнить!

Ответить
4

Что ты будешь майнить на кочерге за 130к? Электричество по Мегаватту в месяц?

Ответить
5

Big Data буду майнить!

Ответить
1

Не совсем корректное сравнение, на мой взгляд.
Однако, прошу обратить внимание, что я не оспариваю идею сервиса в целом, я обсуждаю конкретные промо с сайта при наличии конкретных проблем (в статье).

Абстрактную квартиру купить выгоднее. Абстрактную семерку выгоднее, чем ездить на такси. А готовить самому будет дешевле, если сравнивать именно рестораны, а не столовые. И каждый раз будет куча "но".

Мы говорим о развлечениях, а не о потребностях вроде пожрать и поспать.

Ответить
0

это выгодно почти при любом раскладе, если играешь около 2-5 часов.

Ответить
0

При таком раскладе как раз купить игровой комп за 130k и все игрища выкачать с торрентов )

Ответить
0

Думаю если бы аренда в год стоила как сама квартира, то лучше все же купить, чем арендовать...

Ответить
0

Сижу такой в своей квартире, под окнами своя машина, готовлю тоже сам и сижу обтекаю. Оказывается все делал не так )

Ответить
0

В вашем уравнении нет переменной «жена» для которой трата 130к раз в год на комп это вообще не вариант.

Ответить
4

Плюс. Вы не думали сделать тарифы не по времени/играми и пр., а банально по мощности выделяемого сервера?

Грубо говоря, если клиент "бедный", чтобы он смог задешево поиграть в условного Ведьмака на минималках. Затраты на сервер тоже будут меньше.

Ответить
0

Было уже, вроде, у них.

Ответить
0

Ведьмак на минималках и на бедном компе запуститя. Если ему не стопицот лет

Ответить
2

На данный момент второй по численности сегмент платящих пользователей — взрослые (25-30 лет) обладатели устройств на MacOS. Миллениалы, которые вечерком по 1-2 часа играют после работы. Это не хардкорные геймеры-подростки, им ради часа-двух в день нет необходимости и желания покупать мощный ПК, тем более, что у них уже есть Мак.

Ответить
4

Не знал, что вы перешли на покупку часов, а то когда увидел ваши новые конские тарифы, подумал вы не в своем уме) Статья интересная, удачи вам

Ответить
0

Оффтоп:

Я как геймер, с уверенностью могу сказать, что смысла от этого сервиса не было с самого начала. Если так посмотреть, то нормальную сборку можно собрать за 20-30 тысяч рублей с видосиков на YouTube. Смысл платить за подписку и играть на ламповом мониторе, если можно собрать 30-40К купить и монитор и нормальный компьютер.

На сравнение ниже, мне смешно смотреть. Какой дурной её писал?

Ответить
–4

нормальную сборку можно собрать за 20-30 тысяч рублей с видосиков на YouTube

Нормальный компьютер стоит от 200 тыс., и это если экономить. Одна 2080 Ti стоит 80 тыс., так что там можно собрать за 20К — я не знаю.

Ответить
17

Да не собирает никто за 200 поиграть себе компьютер.
2080ti очевидно потянет за собой монитор, который даст в 4к больше 60герц, иначе к чему она, а такой монитор за сотку тоже будет стоить.

Вот вариант нормальной сборки который 60 кадров на средних везде даст, наверн.
Можно вместо 1660 из фермы 1080ти взять за тридцатку, да.

Ответить
–1

Ну, это low-end, а не "нормальная сборка". Да и брать морально устаревшую уже в момент выхода карту без лучей — такое себе. Впрочем, даже это выходит за пределы 20-30 тыс., о которых выше рассказывали.

Ответить
6

Нормальным считается компьютер, способный обеспечивать 60 фпс в FHD на высоких настройках графики. Причем, не ультра настройках, так как одно включение долбаного SSAA понижает производительность в 3-4 раза. При этом, аналогичного на глаз эффекта можно добиваться при минимальной потере производительности. И таких ультра настроек в некоторых играх много, хотя картинка качественно не изменяется.

И начнем с того, что потоковый сервис имеет инпут лаг. Для динамичных игр это смертельно. Даже с беспроводной мышкой это заметно, а у что говорить про задержку из-за 100-150мс пинга. Сжатие потока (оно в любом случае есть) потока убивает ультра детализацию.

Вот и выходит, что комп за 30 000 будет давать более качественный игровой опыт, чем любой потоковый сервис на данный момент.

P.S. Сборка на скриншоте выше - говно. Достаточно посмотреть на БП за 5400 в сочетании с дешманским Райзен 2600. На БП можно потратить 2500 максимум, при этом он еще и с сертификатом 80 PLUS будет.

Процессор еще и "ни туда, ни сюда", так как от Райзен 1600 он отличается минимально, но стоит на 2500 дороже. Видеокарта тоже сомнительное вложение. Так как сборка нищебродская, то можно взять RX 570 8Gb и потерять 15% производительности, но сэкономить 5000-6000 руб. Или зайти на Avito и купить 1070 за 13000, что даст +25% к производительности.

Короче, вместо 52000, можно уложиться в 30000 руб. Без принципиальных изменений в производительности. А уж немного добавив к стоимости, можно собрать качественно более мощный ПК.

Ответить
1

Тут вопрос что считать нормальным - мерить по себе или с точки зрения обывателя))

За 30к ничего не собирается, спору нет.

Ответить
1

С бюджетом в 30к для игры рациональнее думать о консоли.

Ответить
1

И покупать игры по 4к + подписка

Ответить
1

Человек который собирает компьютер за 200+ тысяч - никогда не будет играть в облачные сервисы. Потому что у него слишком высокие требования к качеству картинки и задержкам.

ЦА таких сервисов это те кого устраивает картинка более бюджетных сборок, а тут как раз и встает вопрос "что дешевле".

Ответить
0

Я собрал комп за 80k с неплохими характеристиками - i7-7700k, gtx 1063, 32gb ram - даже новинки тянет на ультрах в 1080p, а лучшее разрешение упирается в возможности монитора.

Ответить
–1

Нормальный компьютер стоит от 200 тыс., и это если экономить

Экономить в какую сторону? У меня high-end конфиг с Threadripper 1950 / 96GB RAM / 2TB SSD / Vega 56 вышел в ~150К в ноябре. Большая часть ушла Амазону, оставшаяся ~двадцатка — бп, корпус, кулер, ибп, периферия по мелочи.

Для игр это дикий оверкилл, можно обойтись значительно более дешёвым конфигом.

Ответить
0

Баннер выше рассчитан "на лоха".

Если денег действительно нет, то компьютер можно собрать в пределах 30к , а не 130к (с той же производительностью). Кое-что из комплектухи взять с Авито придется, но бедным выбирать не приходится. Да и игры пиратить можно, что плюс в таких условиях.

Кстати, что у сервиса с инпут лагом и пережатием потока? Учитывая 60 ФПС в FHD потоке, мощности условной1070 будут простаивать.

Ответить
–7

Уважаемый Егор Гурьев!
Благодарю вас за честный анализ ваших попыток взаимодействия с вашими пользователями. Это так нужно каждому стартаперу на сайте VC.ru !
Хочу дать вам пару советов:
1. По юнит-экономике в России есть главный специалист - Аркадий Морейнис. Если будете в Москве, каждый вторник Аркадий принимает стартаперов лично где-то в районе Лубянки (можно уточнить на его сайте).
2. По продаже ваших услуг по "завышенным" (по мнению покупателей) есть отличный инструмент. На Западе это называется "прямые продажи", в России - "сетевой маркетинг".
Вы, наверное, слышали такое предложение:
- Приведи друга - получишь бонус ?
Рекомендую вам запустить на вашем сайте "Партнёрскую программу", по которой ваши пользователи, собравшие вокруг себя других пользователей, могли получать часть вашей прибыли согласно "Плану выплат комиссионного вознаграждения". В компаниях типа Гербалайф или Орифлейм это называется "маркетинг-план".
Вы будете смеяться, но эта пирамидальная схема работает во всём мире с 1959 года!
(могу дать пару ссылок, если напишете мне в личку)
Успехов вам!
(отзыв написан в рамках поддержки "отечественных товаропроизводителей)

Ответить
8

Вообще то, главными специалистами и гуру юнит-экономики в России по праву считаются Илья Красинский и Даниил Ханин, а не Аркадий Морейнис. Да простит меня Аркадий и видимо я больше не пройду в из productuniversity, но блок с юнит экономикой самый слабый из всех, что я встречал в жизни. Ничего лучше шаблонов и видео Ильи и Даниила никто сделать не сумел. (я нет я не пытаюсь выслужиться перед этими двумя людьми или хейтить Аркадия и его университет, просто выражаю свое личное мнение)
Благодарю за внимание.

Ответить
1

Но тут-то видна рука Ханина: вместо капекс+опекс+маржа заставили людей играть в угадай такой тариф, чтобы не было потом "а мы говорили".

Ответить
1

а расшифруйте мне свою претензию, пожалуйста

Ответить
1

Признайся, есть твоя рука али нет. :)

Ответить
1

сейчас опасно признаваться в своих руках ;) мало ли к чем они потом их приложат ;)

Ответить
2

А ручки-то вот они. :D

Ответить
1

Это же вы за средства на "акселлерацию" обучаете людей бизнес-дисциплинам, которые не нужны стартапам. Например, инструменты инвестирования, такие как расчет дисконтирования средств или юнит-экономики (они нужны инвесторам, а не людям, у которых нет средств на инвестирование).
И вы либо сами не понимаете неприменимось этой методики для непрогнозируемого бизнеса, но тогда это некомпетентность, либо, наоборот, в сговоре с фондом выкачиваете средства из начинающих бизнесменов путём ведения инфобизнеса. И когда у людей, как в статье, ваши эксельки сходятся, а в реале они торгуют в минуса - вы появляетесь здесь в комментариях и ...:
(ваш комментарий)

Ответить
0

сложно отвечать на ваш выпад, тем более он содержит сразу несколько утверждений, которые вроде как и связаны, а на самом деле нет.

1. нет, это не я за средства на акселерацию, так как я не имею ни какого отношения к акселерации.
2. я не обучаю бизнес не нужным дисциплинам.
3. я понимаю то о чем рассказываю.

Но вы не ответили на мой вопрос, в чем конкретно ваша претензия то?

Ответить
1

Это реакция на вышестоящий комментарий про гуру и шаблоны.